дело № 2-890/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре - помощнике судьи Анциферовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район», ООО «Регистр. Янчукан» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить обязательства на ООО «Регистр. Янчукан» по созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2020-2021 г.г. общего 59 суточного нормативного запаса топлива для котельной <адрес>, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона, обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение отопительного сезона 2020-2021 г.г. общего 59 суточного нормативного запаса топлива для котельной <адрес>, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
В судебном заседании представитель истца прокурор Жамбалов Б.Б. исковые требования уточнил, просил суд обязать ООО «Регистр. Янчукан» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020-2021 гг. общего нормативного запаса топлива для котельной <адрес> в соответствии с действующими приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива». Также просил обязать администрацию муниципального образования «Северо- Байкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020-2021 гг. общего нормативного запаса топлива для котельной <адрес> в соответствии с действующими приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива», и обратить решение суда к немедленному исполнению. Суду пояснил, что ответчики не обеспечили надлежащую работу котельной <адрес>. На котельной отсутствует нормативный запас топлива, что создает угрозу чрезвычайной ситуации. Считает, что администрация района должна была принять достаточные меры для организации теплоснабжения сельских поселений. В настоящее время Минстроем РБ утверждены нормативы запаса топлива. На котельных ООО «Регистр. Янчукан» отсутствует нормативный запас топлива. Кроме того, в настоящее время поставка угля не осуществляется в виду наличия задолженности перед поставщиком угля и тяжелым материальным положением ООО «Регистр. Янчукан».
В судебное заседание представители ответчиков Администрации МО «Северо-Байкальский район», ООО «Регистр. Янчукан» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не известили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков в заочном порядке.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
В силу п. 1.1. ст. 6 того же Закона, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что на основании концессионного соглашения от 01 сентября 2017 г., заключенного между МО «Северо- Байкальский район» и ООО «Регистр. Янчукан», объекты теплоснабжения <адрес> переданы в пользование ООО «Регистр. Янчукан» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего администрации МО «<адрес>», сроком на 3 года.
На дату рассмотрения дела данное концессионное соглашение продлено до 31.08.2023 г., получены согласования о продлении соглашения от Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, получены заключения на согласование соглашения о продлении срока действия концессионного соглашения от Минэкономики РБ, Министерства финансов РБ. Документы направлены на подписание в Правительство республики Бурятия.
Таким образом, организацией, обеспечивающей теплоснабжение <адрес>, является ООО «Регистр. Янчукан».
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны, в том числе обеспечить надежное теплоснабжение потребителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения.
В соответствии с пп. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
На основании п. п. 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
В соответствии с п. 2 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 г. N 469, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 этого же Порядка владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ (нормативный неснижаемый запас топлива) для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.
В соответствии с п. 9 Порядка владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.
В соответствии с п. 10 Порядка владельцы тепловых электростанций создают НЭЗТ для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого в установленном порядке.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В силу пункта 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 25 августа 2004 г., одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе осенне-зимний период является наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
В силу п. 20 данного Порядка, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с таблицей 1.
Из указанной таблицы №1 Порядка следует, что для ННЗТ для твердого топлива составляет 14 суток при доставке железнодорожным транспортом.
Согласно п. 21 того же Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, по твердому топливу - 45 суток.
Из указанного следует, что общий объем ННЗТ должен быть создан на 14 суток, НЭЗТ на 45 суток каждого дня с учетом его расходования до окончания отопительного сезона с учетом приказа Минстроя «Об утверждении нормативов запасов топлива».
Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что теплоснабжающая организация, в данном случае ООО «Регистр. Янчукан», обязано создать нормативный запас топлива для обеспечения надежной работы котельной, обеспечивающей теплоснабжение, и поддерживать его в течение всего отопительного сезона, а Администрация района обязана принять достаточные меры для организации теплоснабжения поселений, в том числе принять меры по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона общего нормативного запаса топлива.
Как установлено судом, в ООО «Регистр. Янчукан» нормативный запас не создан и достаточные меры по его созданию данным лицом приняты не были.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 13.11.2019 г. за № 06-пр189/19, утверждены нормативы запасов топлива на котельных муниципального образования «Северо-Байкальский район» на 2020 г., в том числе для ООО «Регистр. Янчукан».
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 29.09.2020 г. за № 06-ПР215/20, утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии организации ООО «Регистр. Янчукан» на 2021 г.
Согласно указанным приказам неснижаемый нормативный запас топлива для котельной ООО «Регистр. Янчукан» должен составлять 0.016 тыс. тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива должен составлять 0.547 тыс. тонн, всего 0.563 тыс. тонн.
Из материалов дела следует, что между ООО «Регистр. Янчукан» и АО «Разрез Тугнуйский» 09.09.2019 г. заключен договор поставки угля согласно графика. Данный график предусматривает поставку угля, начиная с сентября 2019 г. по декабрь 2020 г. Сведения о том, что на 2021 г. заключен договор поставки угля для котельной ООО «Регистр. Янчукан», суду не предоставлены.
Суд считает, что данная система поставки топлива для обеспечения надежного бесперебойного теплоснабжения не может являться эффективной и в полной мере обеспечивающей работу котельных поселений и не обеспечивает создание нормативного запаса топлива.
Судом установлено, что на дату рассмотрения дела запас угля на котельной <адрес> составляет 188.5 тонн, что соответствует с учетом его расхода на 13 дн. Указанные обстоятельства подтверждаются докладом об обстановке на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», справкой – информацией по запасу угля на 02.11.2020 г.
Также судом установлено, что ответчик ООО «Регистр. Янчукан» в настоящее время не имеет возможности произвести оплату по договору поставки угля, т.к. установлено, что имеет задолженность, в том числе по твердому топливу, по налогам, по электроэнергии.
Из смысла нормативных актов, регулирующих порядок создания нормативного запаса топлива, следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (пункт 11 Порядка определения нормативов).
Следовательно, помимо основного вида топлива должен быть создан НЭЗТ, рассчитанный на 45 суток, ННЗТ, рассчитанный на 14 суток.
Учитывая, что на дату рассмотрения дела Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержден норматив запасов топлива для ООО «Регистр. Янчукан» на 2020 – 2021 г.г., то ответчик ООО «Регистр. Янчукан» обязан создать данный нормативный запас и обеспечить его поддержание в соответствии с Приказами Минстроя РБ.
Судом установлено, что на дату рассмотрения дела нормативный запас топлива не создан. Ответственность же по теплоснабжению в пределах населенного пункта несет в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование. Следовательно, обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения и поддержания нормативного запаса топлива должна быть возложена на администрацию района, которая должна будет в пределах своих полномочий принять необходимые меры по исполнению требований закона.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Как следует материалам дела, требования истца направлены на защиту неопределенного круга лиц, которые проживают в <адрес>. Принятие своевременных мер по созданию нормативного запаса топлива предотвратит наступление чрезвычайной ситуации в зимнее время года в части предоставления услуги по надлежащему теплоснабжению. Также судом установлено, что ООО «Регистр. Янчукан» не имеет материальной возможности осуществлять оплату топлива в виду наличия задолженности перед различными организациями, в том числе за поставку угля.
Суд, с учетом социальной значимости предъявленного иска, наступления зимнего периода, возможности сторон обжаловать решение суда, что займет длительный период времени и который относится к отопительному периоду, считает возможным принять решение о немедленном исполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 235-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Регистр.Янчукан» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020-2021 г.г. общего нормативного запаса топлива для котельной <адрес> <адрес> в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия.
Обязать Администрацию МО «Северобайкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020-2021 г.г. общего нормативного запаса топлива <адрес> <адрес> в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Окончательная форма решения принята 09.11.2020 г.
Председательствующий судья: Е.Н.Казакова
УИД: 04RS0020-01-2020-001492-56