Решение по делу № 33-1209/2017 от 16.03.2017

    Дело № 33-1209/17                                                     Судья Милошенко Н.В.

Категория 115г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Герасименко Е.В.,

судей                                  - Андрейченко А.А., Радовиля В.Л.,

при секретаре                       - Кравченко Д.А.,

с участием:

представителя истца             - Сушковой Д.Н.,

представителей ответчика

Берестовой Е.И.                     - Адаменко В.И., Ляшенко Л.В.,

представителя третьего лица

Управления лесного и

охотничьего хозяйства

г.Севастополя                 - Лавренова Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Берестовой Е.И. на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 01 декабря 2016 года,

по гражданскому делу по исковому заявлению Правительства Севастополя к Берестовой Е.И., Кошелевой Т.П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта,

заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

                                                 УСТАНОВИЛА:

Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к Берестовой Е.И., Кошелевой Т.П. об истребовании из незаконного владения Берестовой Е.И. в собственность города Севастополя земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, <адрес> о признании недействительным государственного акта на право собственности на указанный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2007 года № 1805 между Севастопольским городским Советом и Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» заключен договор аренды земли, в соответствии с которым кооперативу в срочное платное пользование передан земельный участок общей площадью 4,5106 га в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ, с отнесением земельного участка к категории земель жилой и общественной застройки.

17 декабря 2008 года Севастопольским городским Советом принято решение № 5941 «О прекращении права аренды на часть земельного участка ОК «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» и передаче в собственность Кошелевой Т.П. земельного участка, расположенного по адресу: Севастопольская зона ЮБК для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)». На основании данного решения ответчиком был получен государственный акт на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. Также истец указал, что земельный участок площадью 4,5106 га, переданный Кооперативу на основании распоряжения Севастопольского городского Совета, в состав которого входит и спорный, относится к землям лесного фонда и на момент его передачи находился в составе земель Орлиновского участкового лесничества. Данное обстоятельство указывает на то, что Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком, поскольку такими полномочиями согласно действующему на момент возникновения спорных отношений законодательству, обладал Кабинет Министров Украины в сфере лесных отношений. Кроме того, истец указал, что решение о передаче Кооперативу земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, принято в отсутствие соответствующего решения об изъятии земли у постоянного пользователя - Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 01 декабря 2016 года исковые требования Правительства Севастополя к Берестовой Е.И., Кошелевой Т.П., удовлетворены.

В апелляционной жалобе Берестова Е.И. просит решения суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ответчик считает, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда.

В судебное заседание не явились ответчики Берестова Е.И., Кошелева Т.П., представители третьих лиц Законодательного собрания г.Севастополя, Управления государственной регистрации права им кадастра Севастополя, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили. Ответчик Берестова Е.И. воспользовалась правом, предусмотренным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела в суде через представителей, полномочия которых выражены в доверенности.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц с учетом положений ст.167, 327 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств приобретения ответчиком               земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, регулирующего использование земель лесного фонда.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом принято решение «О передаче в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ» (л.д.11, т.1).

Указанным решением Обслуживающему кооперативу жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольского ГЛОХ для жилищного строительства, а также утвержден представленный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» проект землеустройства по отводу земельного участка в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства.

ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 4,5106 га, в том числе, участок площадью 0,5653 га, участок площадью 1,7094 га, участок площадью 0,8071 га, участок площадью 1,4288 га, для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ с отнесение этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Согласно письму Управления городского строительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ исх. земельному участку, используемому ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» для жилищного строительства, поименованному в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен адрес – Севастопольская зона ЮБК, - .

Согласно справки ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», Кошелева Т.П. в соответствии с решением общего собрания членов ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» от ДД.ММ.ГГГГ являлся членом данного Товарищества (л.д.63, т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Кошелева Т.П. обратилась к Председателю Балаклавского районного в г. Севастополе Совета о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью 0,0800 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в границах землепользования ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», по адресу: Севастопольская зона ЮБК, (л.д.62, т.1).

Решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ прекращено ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» право пользование земельным участком площадью <данные изъяты> га по адресу: Севастопольская зона ЮБК, , указанный земельный участок передан в собственность Кошелевой Т.П.

ДД.ММ.ГГГГ Кошелевой Т.П. был получен государственный акт на право собственности на земельный участок (л.д.27, т.1).

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок перешел в собственность Берестовой Е.И.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от                                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.

В соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Исходя из положений статей 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Исходя из положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

В силу части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Как установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 земельный участок площадью <данные изъяты> га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за ГКУС «Севастопольское лесничество».

Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в состав которого входит и спорный земельный участок, расположен в квартале 15, выделы 6, 14-23, 25-27, в квартале 12, выделы 18,19 Орлиновского участкового лесничества.

На момент передачи ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью <данные изъяты> га в аренду на основании решения Севастопольского городского Совета, указанный земельный участок находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Указанный земельный участок площадью <данные изъяты> га являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, и не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.

В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно материалам дела, процедура изъятия земельного участка у постоянного пользователя не осуществлялась. ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка, а также на изменение его целевого назначения не давало.

ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, чья деятельность направлена на ведение лесного хозяйства.

Следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га, в состав которого входит и спорный, исходя из положений статьи 27 Лесного кодекса Украины, не мог быть передан кооперативу на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Полномочиями по принятию решения о передаче в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, располагал исключительно Кабинет Министров Украины, поскольку установлено, что данный земельный участок, в том числе, и спорный, относится к землям лесного фонда.

Однако, решением Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2007 года № 1805, а также решением Севастопольского городского совета от 17 декабря 2008 года № 5941 фактически изменено целевое назначение указанных земель.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Учитывая, что земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, Кошелева Т.П. в установленном порядке право собственности на земельный участок не приобрела, в дальнейшем совершила его отчуждение в пользу Берестовой Е.И., суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения последнего приобретателя Берестовой Е.И. на основании статьи 301 Гражданского кодекса РФ, а государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию недействительным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не относится к землям лесного фонда, судебная коллегия считает необоснованными, данному доводу дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом положений Земельного и Лесного кодексов Украины, не согласиться с которой, у судебной коллегии оснований нет.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 01 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берестовой Е.И. без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

    Председательствующий:                    Е.В.Герасименко

    Судьи:                                А.А.Андрейченко

                                        В.Л.Радовиль

33-1209/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее