АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 ноября 2023 года по делу № 33-5645/2023
Судья Лумпова И.Л. Дело № 2-2448/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Хвостовой М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 07 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе представителя УФНС России по Кировской области Никитиной О.С. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 июля 2023 года, которым с учетом определений того же суда об исправлении описок от 03 августа 2023 года и 16 августа 2023 года постановлено:
исковые требования Сергеевой Е.В. удовлетворить частично: взыскать с УФНС России по Кировской области в пользу Сергеевой Е.В. компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 34009,68 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 5417,75 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9481,89 руб., за 2021 год в сумме 10572,88 руб., за 2022 год в сумме 10616,32 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная с <дата> по день фактического расчета; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать;
исковые требования Ершовой Л.Н. удовлетворить частично: взыскать с УФНС России по Кировской области в пользу Жалевич О.Л. компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 32054,32 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 7841,18 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9288,82 руб., за 2021 год в сумме 10694,77 руб., за 2022 год в сумме 9818,81 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная с <дата> по день фактического расчета; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать;
исковые требования Ершовой Л.Н. удовлетворить частично: взыскать с УФНС России по Кировской области в пользу Ершовой Л.Н. компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 48099,51 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 4847,25 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 10266,06 руб., за 2021 год в сумме 10643,32 руб., за 2022 год в сумме 11069,97 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная с <дата> по день фактического расчета; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сергеева Е.В., Жалевич О.Л., Ершова Л.Н. обратились в суд с исковыми заявлениями к УФНС по Кировской области о взыскании денежного содержания. В исках указано, что истцы работали в Межрайонной ИФНС России № по Кировской области: Сергеева Е.В. с <дата>, Жалевич О.Л. с <дата>, Ершова Л.Н. с <дата>. Сергеева Е.В., Жалевич О.Л. уволены с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с <дата>, Ершова Л.Н. - с <дата>. Полагают, что при увольнении им неполностью выплачены компенсации, неверно произведен их расчет. В связи с изложенным Сергеева Е.В. просила суд взыскать с УФНС России по Кировской области компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 80315 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 2023 года в размере 12794,20 руб., отпускные за 2020, 2021, 2022 годы в размере 86565,73 руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.; Жалевич О.Л. просила суд взыскать с ответчика компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 90631,64 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 2023 года в размере 22170,63 руб., отпускные за 2020, 2021, 2022 годы в размере 95763,50 руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.; Ершова Л.Н. с учетом уточнения просила взыскать с ответчика компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 101138,72 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 2023 года в размере 23331,40 руб., отпускные за 2020, 2021, 2022 годы в размере 129034,12 руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Определением суда от 14.06.2023 гражданские дела объединены в одно производство.
14.06.2023 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФНС России, Министерство финансов РФ.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласилась представитель УФНС России по Кировской области Никитина О.С., в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания в пользу Сергеевой Е.В. денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9481,89 руб., за 2021 года – 10572,88 руб., за 2022 год – 2496,70 руб.; взыскании в пользу Жалевич О.Л. денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9288,82 руб., за 2021 года – 10694,77 руб.; взыскании в пользу Ершовой Л.Н. денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 10266,06 руб., за 2021 год – 106,32 руб., за 2022 год – 6044,99 руб., также взыскании с данных сумм компенсации за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки ЦБ РФ. Полагает ошибочным вывод суда о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с требованиями о взыскании денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за периоды 2020-2022 г.г. Суд не принял во внимание, что законом не предусмотрена обязанность нанимателя как отражать в расчетных листках, так и прикладывать к ним расчет денежного содержания. Истцы, получая отпускные, имея на руках расчетные листки, справки 2-НДФЛ, ежегодно заполняя справки о доходах и расходах госслужащих, при наличии высшего экономического образования имели реальную возможность, действуя разумно и добросовестно проверить правильность расчетов выплаченных сумм и не имели препятствий обратиться к нанимателю для получения расчетов отпускных, чего ими сделано не было.
В возражениях на жалобу Ершова Л.Н., Жалевич О.Л., Сергеева Е.В. просят решение суда оставить без изменения.
30.10.2023 в Кировский областной суд поступило ходатайство от Ершовой Л.Н., Жалевич О.Л., Сергеевой Е.В. о проверке решения суда в полном объеме, а не только в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика. Указали на несогласие с выводами суда о том, что выплаты по дополнительному премированию (разовые премии) не входят в состав денежного содержания и не учитываются при начислении отпускных и при выплате компенсаций при увольнении. Ссылаются на решение Первомайского районного суда г. Кирова по аналогичному делу по иску Коровиной Т.В., в котором содержатся противоположные оспариваемому решению выводы. Считают, что суд при рассмотрении их исков должен был удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Данное ходатайство по содержанию является фактически самостоятельной апелляционной жалобой, отвечает требованиям ст. 322 ГПК РФ. В связи с этим судебная коллегия расценивает его как апелляционную жалобу, которая подана истцами с пропуском процессуального срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не содержит.
Изучив апелляционную жалобу ответчика, возражения на нее, вышеназванное ходатайство истцов, заслушав в судебном заседании объяснения представителя УФНС России по Кировской области Никитиной О.С., а также Жалевич О.Л., Сергеевой Е.В., Ершовой Л.Н., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в Межрайонной ИФНС России № по Кировской области проходили государственную гражданскую службу Сергеева Е.В. с <дата>, Жалевич О.Л. с <дата>, Ершова Л.Н. с <дата>.
Приказами Межрайонной ИФНС России № по Кировской области Сергеева Е.В., Жалевич О.Л. уволены <дата>, Ершова Л.Н. <дата> на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
<дата> Межрайонная ИФНС России № по Кировской области прекратила деятельность в качестве юридического лица путем присоединения к УФНС России по Кировской области.
При увольнении в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» Сергеевой Е.В. выплачена денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 216298,44 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 34456 руб.; Жалевич О.Л. - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 208927,36 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 51108,86 руб.; Ершовой Л.Н. - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 216468,80 руб., компенсация за неиспользуемый отпуск в сумме 19855,25 руб.
Согласно расчетным листкам истцам производились начисления:
Сергеевой Е.В. за период с марта 2022 года по февраль 2023 года производились следующие выплаты:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в общей сумме 138916 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): апрель 26214 руб., июль 31369 руб., октябрь 24399 руб., декабрь 20047 руб., всего 102029 руб.
Жалевич О.Л. за период с марта 2022 года по февраль 2023 года производились следующие выплаты:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в общей сумме 175732 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): апрель 21636 руб., июль 16658 руб., октябрь 31059 руб., декабрь 26810 руб., всего 96163 руб.
Ершовой Л.Н. за период с апреля 2022 года по март 2023 года производились следующие выплаты:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в общей сумме 148994 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): апрель 30117 руб., июль 31646 руб., октябрь 31059 руб., декабрь 22024 руб., всего 114846 руб.
Приведенные денежные суммы в расчет месячного денежного содержания истцам при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены.
В 2020, 2021, 2022 годах истцам предоставлялись оплачиваемые отпуска:
Сергеевой Е.В. с <дата>;
Жалевич О.Л. с <дата>;
Ершовой Л.Н. с <дата>.
Согласно расчетным листкам истцам производились следующие начисления:
Сергеевой Е.В. в 2019-2021 годах:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в 2019 году в общей сумме 108337,30 руб., в 2020 году в общей сумме 99379 руб., в 2021 году в общей сумме 175662 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): в апреле 2019 года в сумме 12157 руб., в июле 2019 года в сумме 15377 руб., в октябре 2019 года в сумме 12907 руб., в декабре 2019 года в сумме 13222 руб., в апреле 2020 года в сумме 16568 руб., в июле 2020 года в сумме 13563 руб., в октябре 2020 года в сумме 19721 руб., в декабре 2020 года в сумме 13352 руб., в апреле 2021 года в сумме 17522 руб., в июле 2021 года в сумме 16168 руб., в октябре 2021 года в сумме 13736 руб., в декабре 2021 года в сумме 23686 руб.;
Жалевич О.Л. в период с июля 2019 года по 2021 год:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в период с июля по декабрь 2019 году в общей сумме 84546,31 руб., в 2020 году в общей сумме 125005 руб., в 2021 году в общей сумме 206195 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): в июле 2019 года в сумме 20377руб., в октябре 2019 года в сумме 15907 руб., в декабре 2019 года в сумме 15222 руб., в апреле 2020 года в сумме 19568 руб., в июле 2020 года в сумме 17389 руб., в октябре 2020 года в сумме 25434 руб., в декабре 2020 года в сумме 18598 руб., в апреле 2021 года в сумме 23391 руб., в июле 2021 года в сумме 21168 руб., в октябре 2021 года в сумме 18495руб., в декабре 2021 года в сумме 22126 руб.
Ершовой Л.Н. в 2019-2022 годах:
- материальное стимулирование за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.) в 2019 году в общей сумме 101350,57 руб., в 2020 году в общей сумме 104527 руб., в 2021 году в общей сумме 80003 руб.;
- материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС): в апреле 2019 года в сумме 12157 руб., в июле 2019 года в сумме 19377 руб., в октябре 2019 года в сумме 13721 руб., в декабре 2019 года в сумме 18409 руб., в апреле 2020 года в сумме 19568 руб., в июле 2020 года в сумме 17216 руб., в октябре 2020 года в сумме 24721 руб., в декабре 2020 года в сумме 16174 руб., в апреле 2021 года в сумме 16174 руб., в июле 2021 года в сумме 24721 руб., в октябре 2021 года в сумме 17216 руб., в декабре 2021 года в сумме 19568 руб.
Приведенные денежные суммы материального стимулирования, а также единовременные выплаты к отпуску в расчет денежного содержания, сохраняемого на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, за 2020, 2021, 2022 года не включены, с чем истцы также не согласились и обратились с настоящим иском в суд.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования, произведенные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, входят в состав денежного содержания гражданских служащих, потому должны учитываться при расчете сумм компенсации в размере 4-месячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истцов. Вместе с тем, требования истцов о включении в расчет денежных компенсаций при увольнении премий, выплаченных за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, оставлены без удовлетворения. С решением суда о частичном удовлетворении исковых требований соглашается судебная коллегия.
Средства материального стимулирования (премия СМС) выплачивалась истцам ежеквартально на основании приказов Межрайонной ИФНС № по Кировской области: №.
Премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда (премия разовая (доп.) выплачивались истцам на основании приказов о премировании сотрудников Межрайонной ИФНС России по № по Кировской области: №.
Указанные выплаты производились на основании писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2019, 2020, 2021, 2022 годах дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда: №.
Согласно данным письмам начальникам межрайонных ИФНС России по Кировской области предоставляется право принять решение о направлении в соответствующем году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
Служебными контрактами о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе, с учетом дополнительных соглашений от <дата>, заключенным между истцами и Межрайонной ИФНС России № по Кировской области, истцам установлено денежное содержание, которое состоит из:
- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ;
- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин);
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 100% должностного оклада;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
В служебном контракте, заключенном с Ершовой Л.Н., дополнительно предусмотрена прочая выплата – районный коэффициент 15% денежного содержания. Ершова Л.Н. проживает в <адрес> районе Кировской области, где постановлением Совмина СССР от 23.09.1988 N 1114, постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 N 546/25-5 введен районный коэффициент 1,15 к заработной плате рабочих и служащих.
Приказом Межрайонной ИФНС России № по Кировской области от <дата> № утверждено «Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области». Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указов Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу».
Согласно положению премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий не предусмотрены.
Как следует из служебных контрактов истцов, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст. 50).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с п. 7 Правил № 554.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраненному денежному содержанию также учитываются 1/12 размера премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.
В п. 8 Правил № 554 предусмотрено, что денежное содержание для расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона) исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
Размер денежного содержания для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число подлежащих замене неиспользованных календарных дней отпуска.
Согласно п. 9 Правил № 554 денежное содержание для расчета денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона), исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пп. "б" - "д" пункта 3 Правил № 554 поименованы ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение.
В пп. "е" пункта 3 Правил № 554 предусмотрены премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий.
В пп. "ж" пункта 3 Правил № 554 предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
В пп. "з" пункта 3 Правил № 554 предусмотрена материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Аналогичные положения содержатся в действовавших до 01.01.2023 Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
Таким образом, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами № 554 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсаций при увольнении в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и компенсаций при увольнении в связи с сокращением.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
По ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» устанавливалось, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд принимает во внимание разъяснения данные в указанном письме.
Учитывая вышеизложенное, доводы стороны ответчика о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов РФ, не подлежат применению к спорным правоотношениям, являются неправомерным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что средства материального стимулирования выплачивались на основании приказов Межрайонной ИФНС № по Кировской области и УФНС России по Кировской области в соответствии с решениями комиссии по оценке деятельности налоговых органов, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Материальное стимулирование государственных гражданских служащих производилось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности ежеквартально, что свидетельствует о его системности. Средства материального стимулирования являлись гарантированной выплатой обязательного характера, осуществлялись в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой. Следовательно, данные выплаты входят в состав денежного содержания гражданских служащих, являются премиями, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, поименованным в пп. "е" п. 3 Правил № 554, в пп. "д" п. 3 Правил № 562.
Поэтому материальное стимулирование за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) подлежит учету при расчете денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемых при расторжении служебного контракта, а также при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд отклонил доводы представителя ответчика о том, что с 01.01.2023 повышены месячные оклады в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ, соответственно, увеличились и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячные надбавки за выслугу лет, за особые условия государственной гражданской службы РФ, ежемесячное денежное поощрение, выплата материального стимулирования (премий СМС, премий разовых (доп.) прекращена, при этом размер денежного содержания, выплачиваемого с 01.01.2023, соответствует размеру денежного содержания, выплачиваемого до 01.01.2023 с учетом спорных сумм материального стимулирования, поэтому учет сумм материального стимулирования, выплаченных в 2022 году, при расчете компенсаций, выплачиваемых при увольнении, не соответствует законодательству, приведет к неосновательному обогащению истцов.
В п.8, 9 Правил № 554 предусмотрено, что компенсация в размере 4-месячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении исчисляется исходя из 1/12 размера премий, начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
Поэтому выплаченные истцам в 2022 году премии СМС, входящие в систему оплаты труда, подлежат учету при расчете компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении независимо от последующего прекращения их выплаты в 2023 году и увеличения месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.
Согласно пп. «а» п. 1 Правил № 562, действовавших до 01.01.2023, настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В п. 2 Правил № 562 указано, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В п. 6 Правил № 562 определено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В п. 7 Правил №554 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пп. "а" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.
Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп."б" - "д" п. 3 и п. 4 настоящих Правил.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" и "з" п. 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Анализируя приведенные положения Правил № 562 в совокупности и взаимосвязи, учитывая действующие с 01.01.2023 Правила № 554, суд пришел к выводу, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не подлежит учету единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, поскольку данная выплата не предусмотрена п. 6 Правил № 562.
Таким образом, с учетом произведенных Сергеевой Е.В. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в апреле 2022 года 26214 руб., в июле 2022 года 31369 руб., в октябре 2022 года 24399 руб., в декабре 2022 года 20047 руб., всего 102029 руб., в её пользу подлежит взысканию компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 34009,68 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 5417,75 руб., исходя из следующих расчетов: 39342+2771,83+5543,67+6417,10+8502,42=62577,03*4=250308,12 — 216298,44 = 34009,68, где
39342 руб. - ежемесячное денежное содержание, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения;
2771,83 руб. - 1/12 материальной помощи;
5543,67 руб. - 1/12 единовременной выплаты к отпуску;
6417,10 руб. - 1/12 премии;
8502,42 руб. - 1/12 премии СМС.
216298,44 – выплаченная компенсация.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск: 54074,61 руб. (денежное содержание, рассчитанное при увольнении)+8502,43 руб.=62577,03 руб. (денежное содержание с учетом СМС)/29,3*18,67 дней отпуска=39874,16 руб. (компенсация за неиспользованный отпуск с учетом СМС) — 34456,42 руб. (выплаченная компенсация) =5417,75 руб.
С учетом произведенных Жалевич О.Л. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в апреле 2022 года 21636 руб., в июле 2022 года 16658 руб., в октябре 2022 года 31059 руб., в декабре 2022 года 26810 руб., всего 96163 руб., в её пользу подлежит взысканию компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 32054,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 7841,18 руб. исходя из следующих расчетов: 43865+634,50+1269+6463,34+8013,58=60245,42*4=240981,68 — 208927,36 = 32054,32, где
43865 руб. - ежемесячное денежное содержание, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения;
634,50 руб. - 1/12 материальной помощи;
1269 руб. - 1/12 единовременной выплаты к отпуску;
6463,34 руб. - 1/12 премии;
8013,58 руб. - 1/12 премии СМС;
208927,36 – выплаченная компенсация.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск: 52231,84 руб. (денежное содержание, рассчитанное при увольнении)+8013,58 руб.=60245,42 руб. (денежное содержание с учетом СМС)/29,3*28,67 дней отпуска=58950,04 руб. (компенсация за неиспользованный отпуск с учетом СМС) — 51108,86 руб. (выплаченная компенсация) =7841,18 руб.
С учетом произведенных Ершовой Л.Н. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в апреле 2022 года 30117 руб., в июле 2022 года 31646 руб., в октябре 2022 года 31059 руб., в декабре 2022 года 22024 руб., всего 114846 руб., в её пользу подлежит взысканию компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 48099,51 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 4847,25 руб. исходя из следующих расчетов:
Расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания:
39900+587,67+1175,33+6281,35+9570,50+8627,73=66142,58*4=264570,32 — 216468,80 = 48099,51, где
39900 руб. - ежемесячное денежное содержание, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения;
587,67 руб. - 1/12 материальной помощи;
1175,33 руб. - 1/12 единовременной выплаты к отпуску;
6281,35 руб. - 1/12 премии;
9570,50 руб. - 1/12 премии СМС;
8627,73 руб. - районный коэффициент, начисленный на указанные выше выплаты (п.6 Правил)
216468,80 – выплаченная компенсация.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск:
66142,58 руб. (денежное содержание с учетом СМС и районного коэффициента)/29,3*10,75 дней отпуска = 24702,50 руб. (компенсация за неиспользованный отпуск с учетом СМС) — 19855,25 руб. (выплаченная компенсация) = 4847,25 руб.
С учетом произведенных Сергеевой Е.В. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в 2019-2022 годах в её пользу подлежит взысканию денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9481,89 руб., за 2021 года в сумме 10572,88 руб., за 2022 года в сумме 10616,32 руб., исходя из следующих расчетов:
отпуск с <дата>: (16764 (денежное содержание) + 5703,95 (1/12 премий)+ 532,17 (1/12 материальной помощи к отпуску) +4839,50 (1/12 премий СМС))/29,3*11=10451,73 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 8634,89 (выплаченное денежное содержание)=1816,84;
отпуск с <дата>: (16764 (денежное содержание) + 5703,95 (1/12 премий)+ 532,17 (1/12 материальной помощи к отпуску) +4839,50 (1/12 премий СМС))/29,3*13=12352,05 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 7849,90 (выплаченное денежное содержание)=4508,15;
отпуск с <дата>: (16764 (денежное содержание) + 5296,20 (1/12 премий)+4868,33 (1/12 премий СМС))/29,3*19=17462,19 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 14305,29 (выплаченное денежное содержание)=3156,90;
всего за 2020 год 1816,84+ 4508,15+ 3156,90= 9481,89;
отпуск с <дата>: (17268 (денежное содержание) + 5753,46 (1/12 премий)+ 1127,08 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5346,50 (1/12 премий СМС))/29,3*11=11073,22 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 9065,96 (выплаченное денежное содержание)=2007,26;
отпуск с <дата>: (17268 (денежное содержание) + 5918,55 (1/12 премий)+ 1127,08 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5563,58 (1/12 премий СМС))/29,3*13=13256,10 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 8298,20 (выплаченное денежное содержание)=4957,9;
отпуск с 06.09.2021 по 24.09.2021: (17268 (денежное содержание) + 5918,55 (1/12 премий)+ 1127,08 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5563,58 (1/12 премий СМС))/29,3*19=19374,30 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 15766,58 (выплаченное денежное содержание)=3607,72;
всего за 2021 год 2007,26+ 4957,9+ 3607,72= 10572,88;
отпуск с <дата>: (17268 (денежное содержание) + 4873,11 (1/12 премий)+ 6605,33 (1/12 премий СМС))/29,3*11=11523,44 ( оплата отпуска с учетом премий СМС) — 8312,37 (выплаченное денежное содержание)=2496,70;
отпуск с <дата>: (17268 (денежное содержание) + 3776,69 (1/12 премий) + 6650,33 (1/12 премий СМС))/29,3*13=12287,89 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 9337,25 (выплаченное денежное содержание)=2950,64;
отпуск с <дата>: (17268 (денежное содержание) + 5215,69 (1/12 премий)+ 571,92 (1/12 материальной помощи к отпуску) +7917,08(1/12 премий СМС))/29,3*19=20119,70 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 14950,72 (выплаченное денежное содержание)=5168,98;
всего за 2022 год 2496,70+ 2950,64+ 5168,98=10616,32.
С учетом произведенных Жалевич О.Л. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в 2019-2022 годах в её пользу подлежит взысканию денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 9288,82руб., за 2021 год в сумме 10694,77 руб., за 2022 год в сумме 9817,81 руб., исходя из следующих расчетов:
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 6417 (1/12 премий)+ 590,42 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5922,83 (1/12 премий СМС))/29,3*13=14618,23 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 11729,90 (выплаченное денежное содержание)=2888,33;
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 8036,17 (1/12 премий)+ 590,42 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5673,83 (1/12 премий СМС))/29,3*30=35137,29 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 28726,80 (выплаченное денежное содержание)=6400,49.
всего за 2020 год 2888,33+ 6400,49= 9288,82;
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 10727,08(1/12 премий)+ 615,92 (1/12 материальной помощи к отпуску) +7067,67 (1/12 премий СМС))/29,3*13=17049,82 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 13914,03 (выплаченное денежное содержание)=3135,79;
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 9107,91 (1/12 премий)+ 1250,42 (1/12 материальной помощи к отпуску) +7382,58 (1/12 премий СМС))/29,3*30=38659,98 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 31101 (выплаченное денежное содержание)=7558,98.
всего за 2021 год 3125,79+ 7558,98= 10694,77;
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 2783,75 (1/12 премий)+ 634,50 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6952,08 (1/12 премий СМС))/29,3*13=13482,43 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 10397,92 (выплаченное денежное содержание)=3084,51;
отпуск с <дата>: (20017 (денежное содержание) + 2783,75 (1/12 премий) +634,50 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6576,25 (1/12 премий СМС))/29,3*30=30728,50 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 23995,20 (выплаченное денежное содержание)=6733,30;
всего за 2022 год 3084,5+ 6733,30=9817,81.
С учетом произведенных Ершовой Л.Н. выплат материального стимулирования за предыдущий квартал без учета отработанного времени (премия СМС) в 2019-2022 годах в её пользу подлежит взысканию денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 10266,06 руб., за 2021 года в сумме 10643,32 руб., за 2022 год в сумме 11069,97 руб., исходя из следующих расчетов:
отпуск с <дата>: (16948 (денежное содержание) + 5688,67 (1/12 премий)+ 5922,92 (1/12 премий СМС)+ 4283,94 (районный коэффициент))/29,3*15=16814,09 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 13327,05 (выплаченное денежное содержание)=3487,04;
отпуск с <дата>: (16948 (денежное содержание) + 7101,05 (1/12 премий)+ 570,50 (1/12 материальной помощи к отпуску) +5742,83 (1/12 премий СМС)+ 4554,51 (районный коэффициент))/29,3*15=18547,21 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 14494,50 (выплаченное денежное содержание)=3381,04;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 4464,80 (1/12 премий)+ 570,50 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6659,50 (1/12 премий СМС)+ 4372,77 (районный коэффициент))/29,3*13=14874,38 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 11476,40 (выплаченное денежное содержание)=3397,98;
всего за 2020 год 3487,04+ 3381,04+ 3397,98= 10266,06;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 5582,31 (1/12 премий)+ 570,50 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6473,25 (1/12 премий СМС)+ 4512,46 (районный коэффициент))/29,3*15=1771,02 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 13889,90 (выплаченное денежное содержание)=3821,12;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 7079,49 (1/12 премий)+ 587,67 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6994 (1/12 премий СМС)+ 4817,72 (районный коэффициент))/29,3*15=18909,15 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 14791,50 (выплаченное денежное содержание)=4117,65;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 5624,74 (1/12 премий)+ 587,67 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6755,25 (1/12 премий СМС) + 4563,70 (районный коэффициент))/29,3*13=15523,85 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 12819,30 (выплаченное денежное содержание)=2704,55;
всего за 2021 год 3821,12+ 4117,65+ 2704,55= 10643,32;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 7985,04 (1/12 премий)+ 587,67 (1/12 материальной помощи к отпуску) +7528,50 (1/12 премий СМС) + 5033,37 (районный коэффициент))/29,3*11=14488,44 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 11238,04 (выплаченное денежное содержание)=3250,40;
отпуск с <дата>: (17457 (денежное содержание) + 6463,54 (1/12 премий)+ 1175,33 (1/12 материальной помощи к отпуску) +6463,54 (1/12 премий СМС) + 4733,91 (районный коэффициент))/29,3*11=13625,48 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 10834,89 (выплаченное денежное содержание)=2790,59;
отпуск с <дата>: (18156 (денежное содержание) + 6920,72 (1/12 премий)+ 587,67 (1/12 материальной помощи к отпуску) +9856,25 (1/12 премий СМС) + 5328,10 (районный коэффициент))/29,3*13=18124,01 (оплата отпуска с учетом премий СМС) — 13095,03 (выплаченное денежное содержание)=5028,98;
всего за 2022 год 3250,40+ 2790,59+ 5028,98=11069,97.
При расчете описанных выше сумм, подлежащих выплате Ершовой Л.Н., суд исходит из того, что в соответствии с п. 6 Правил № 554, п. 4 Правил № 562 районный коэффициент применяется для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, в том числе и для спорных премий СМС.
Расчеты взысканных судом компенсаций сторонами не оспорены.
В апелляционной жалобе УФНС России по Кировской области выразило несогласие с восстановлением судом истцам срока на обращение в суд с заявленными исковыми требованиями.
С доводами жалобы судебная коллегия не соглашается, полагая выводы суда первой инстанции правильными.
Рассматривая доводы ответчика о пропуске истцами срока на обращение с иском в суд по требованиям о взыскании денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2022 годы, суд исходил из следующего.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1,2,3 и 4 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Примерный перечень уважительных причини пропуска указанных выше сроков приведен в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
В рассматриваемом случае денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске выплачено Сергеевой Е.В. 17<дата>, Жалевич О.Л. <дата>, Ершовой Л.Н. <дата>.
Один год с выплат, произведенных Сергеевой Е.В. <дата>, Жалевич О.Л. <дата>, Ершовой Л.Н. <дата>, к дате подачи исков 08.06.2023 истек.
В расчетных листках истцов за 2020, 2021, 2022 годы отсутствуют расчеты денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при этом имеются указания на выплату спорный премий. О том, что спорные премии не учитывались работодателем при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, истцы узнали только при получении подробных расчетов при увольнении <дата> и <дата> соответственно. Расчеты сумм денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске при каждой его выплате истцам не выдавались. Срок три месяца со дня, когда истцы узнали о нарушении своего права, к дате подачи исков 08.06.2023 не истек.
При таких обстоятельствах суд признал уважительными причины пропуска истцами срока обращения в суд по требованиям о взыскании денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2022 годы, произведенного Сергеевой Е.В. <дата>, Жалевич О.Л. <дата>, Ершовой Л.Н. <дата>, и восстановил указанный срок.
Оснований для переоценки данных выводов суда суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании ст. 237 ТК РФ в связи с установлением судом факта неправомерных действий Межрайонной ИФНС России № по Кировской области при расчете и выплате истцам денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2022 годы, компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд удовлетворил требования истцов о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, определив ее размер с учетом характера и степени нравственных страданий истцов, конкретных обстоятельств дела, в сумме 3000 руб. в пользу каждого истца.
В ст. 236 ТК РФ закреплено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку в день увольнения ответчиком не полностью выплачены истцам причитающиеся им суммы, требования истцов о взыскании компенсации за задержку выплат в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за каждый день просрочки, начиная с <дата> (Сергеевой Е.В. и Жалевич О.Л.) и с <дата> (Ершовой Л.Н.) по день фактического расчета, судом удовлетворены.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для выхода за пределы исковых требований о взыскании компенсации по ст. 236 ТК РФ по доводам апеллянтов, заявленным в суде апелляционной инстанции, и взыскания данной компенсации с даты выплаты компенсаций за отпуск (2020, 2021, 2022 гг.). Данные требования истцами в суде не заявлялись, суд первой инстанции рассмотрел дело в пределах предъявленных и принятых к производству исковых требований. Истцы вправе обратиться с самостоятельными исками о взыскании компенсаций по ст. 236 ТК РФ с дат, предшествовавших <дата> и <дата>.
Необходимо отметить, что требования истцов о включении в расчет денежного содержания премий, выплаченных за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия») оставлены судом без удовлетворения.
30.10.2023 в Кировский областной суд поступило ходатайство от Ершовой Л.Н., Жалевич О.Л., Сергеевой Е.В. о проверке решения суда в полном объеме, а не только в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика. Истцы указали на несогласие с выводами суда о том, что выплаты по дополнительному премированию (разовые премии) не входят в состав денежного содержания и не учитываются при начислении отпускных и при выплате компенсаций при увольнении. Просят суд апелляционной инстанции изменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Данное ходатайство по содержанию является фактически самостоятельной апелляционной жалобой, отвечает требованиям ст. 322 ГПК РФ. В связи с этим судебная коллегия расценила его как апелляционную жалобу, которая подана истцами с пропуском процессуального срока, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не содержит.
В п. 59 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при отсутствии заявления (ходатайства) лица, подавшего апелляционные жалобу, представление с пропуском установленного законом срока на их подачу, о восстановлении этого срока суд апелляционной инстанции оставляет апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу (п. 4 ст. 328 ГПК РФ).
С учетом изложенного апелляционная жалоба, оформленная в виде ходатайства, Жалевич О.Л., Сергеевой Е.В., Ершовой Л.Н. подлежит оставлению без рассмотрения.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.
В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
Поскольку спор является трудовым, предметом являются взаимоотношения работников и работодателя по вопросам правильности выплаты денежного содержания, суд апелляционной инстанции полагает возможным выйти за пределы доводы апелляционной жалобы УФНС России по Кировской области и дать оценку всем содержащимся в решении выводам суда первой инстанции, в том числе в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований.
Как отмечено выше, премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия») выплачивались истцам на основании приказов о премировании сотрудников Межрайонной ИФНС России по № по Кировской области, писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2020, 2021, 2022 годах дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда. Согласно данных писем начальникам межрайонных ИФНС России по Кировской области предоставляется право принять решение о направлении в соответствующем году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» принято решение осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Материальное стимулирование осуществлять сверх установленного фонда оплаты труда. Министерству финансов поручено разработать порядок осуществления материального стимулирования.
Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. (п. 3 Порядка).
Во исполнение писем УФНС России по Кировской области руководителем Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области предоставлено право принять решение о направлении ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в связи с чем руководителем издавались соответствующие приказы о премировании.
Финансирование деятельности Федеральной налоговой службы РФ производится за счет средств федерального бюджета. При этом поступающие средства формируются по различным статьям расходов. Фонд оплаты труда рассчитывается от количества государственных гражданских служащих и размера оплаты труда каждого. Фонд материального стимулирования формируется в зависимости от наличия свободных денежных средств и распределяется между государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов. Выплаты из данного фонда не являются обязательными и выплачиваются только при наличии соответствующих средств.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, суд пришел к выводу, что выплаты дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания истцов, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю. При анализе приказов о выплате материального стимулирования за предыдущий месяц без учета отработанного времени (премия разовая (доп.), судом установлено, что премия выплачивалась за различные месяцы, некоторые приказы издавались без указания периодов, за которые выплачивалась премия, следовательно, указанные выплаты не носили систематического характера, и имеют иную правовую природу, чем материальное стимулирование, выплачиваемого на основании Указа Президента РФ № 601 от 07.05.2012.
Доводы истцов о том, что источником финансирования и фонда оплаты труда и выплат материального стимулирования является федеральный бюджет, отнесено к системе оплаты труда, а потому оспариваемая выплата должна быть включена в расчет денежного содержания, не приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены, изменения решения суда той в части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований, у суда апелляционной инстанции не усматривается.
Судебная коллегия полагает необходимым исправить допущенную в резолютивной части решения суда техническую описку: в абзаце 4 резолютивной части решения суда ошибочно указано на частичное удовлетворение исковых требований Ершовой Л.Н. вместо правильного - Жалевич О.Л..
В остальной части суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 июля 2023 года с учетом определений того же суда об исправлении описок от 03 августа 2023 года и 16 августа 2023 года изменить.
Исправить описку в абзаце 4 резолютивной части решения суда, указать на частичное удовлетворение исковых требований Жалевич О.Л..
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФНС России по Кировской области Никитиной О.С. – без удовлетворения, апелляционную жалобу Жалевич О.Л., Сергеевой Е.В., Ершовой Л.Н. – оставить без рассмотрения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2023 года.