Решение по делу № 2а-3341/2019 от 18.03.2019

Дело № 2А-3341/19

Решение

Именем Российской Федерации

27 мая 2019г.                                      г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Рожновой О.Е., при секретаре Бозаджи Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Спиридоновой Юлии Юрьевны к Управлению Росреестра по Московской области, государственному регистратору Управления Росреестра по Московской области Путилину А.В. об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, просит суд признать незаконным, недействительным уведомление о приостановлении государственной регистрации от 01.02.2019г. за подписью государственного регистратора А.В. Путилина, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать переход прав собственности между Спиридоновой Ю.Ю. и Косолаповой Р.В. в соответствии с описями от 23.01.2019г. и , обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести регистрацию ограничения прав и обременения вышеуказанного объекта недвижимости на основании договора купли-продажи от 12.12.2018г. и в соответствии с описью от 23.01.2019г. , вынести частное определение суда в отношении регистратора А.В. Путилина о недопустимости нарушения действующего законодательства.

Свои требования истец мотивирует тем, что Спиридонова Ю.Ю., действующая в своих интересах в качестве продавца, а так же по доверенности в интересах покупателя Косолаповой Р.В. обратилась в МФЦ с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности долей земельного участка в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи в отношении объекта недвижимости: земельного участка с на землях сельскохозяйственного назначения площадью 25 000 кв. м по адресу: АДРЕС однако 01.02.2019г. получил от ответчика уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового и (или) государственного учета. Истец считает, что данный отказ незаконным, в связи с чем обратился в суд.

Истец в суд не явился, направил представителя который настаивал на удовлетворении иска, считал отказ в проведении государственной регистрации договора незаконным.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области против удовлетворения административного иска возражал, считал отказ законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Административный ответчик государственный регистратор Управления Росреестра по Московской области Путилин А.В., заинтересованное лицо Косолапова Р.В. в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайств перед судом не заявили, возражений относительно заявленных требований не представили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика Управления Россрестра по Московской области, изучив материалы дела не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу требований ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом, 12.12.2018г. между Спиридоновой Ю.Ю., являющейся продавцом, и Косолаповой Р.В., являющейся покупателем, заключен договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 25 000 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира: АДРЕС земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

По условиям договора покупатель приобретает 1053/25000 долей в праве общей долевой собственность на земельный участок в общую долевую собственность.

Договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 25 000 кв.м от 12.12.2018г. с приложенными правоустанавливающими документами передан на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области 23.01.2019г. №,360 (л.д. 9-10).

По результатам правовой экспертизы представленных документов от Росреестра принято решение о приостановлении государственной регистрации прав от 01.02.2019г. (л.д.11-14).

Положениями ч. 1 ст. 42 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе по отчуждению всеми участниками долевой собственности своих долей в одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок по отчуждению земельных долей.

В соответствии с ч. 1 ст.15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Законодательное определение земельной доли не обладает достаточно четкой правовой регламентацией, поэтому при проведении правовой экспертизы представленных административным истцом документов государственный регистратор был вынужден обратиться к законодательству, действовавшему в период приватизации земельного участка с кадастровым номером .

Порядок расчета и предоставления земельных долей определен постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

Согласно которому отчуждаемые доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером к числу земельных долей не относятся.

В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2018 № 14-КГ 18-14, законодатель уравнивает правовое положение земельных долей и долей в праве общей собственности на земельные участки, образованные путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок с кадастровым номером , доли в праве общей долевой собственности на который отчуждаются по договору, не был образован и поступил в собственность в порядке приватизации для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, что не позволяет отнести отчуждаемые доли в праве общей долевой собственности к числу земельных долей.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства

В соответствии с картой градостроительного зонирования сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий, которая установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране. Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями.

Постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 № 104/5 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается» земельный участок с кадастровым номером отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для других целей не допускается.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой вид деятельности, которую должен осуществлять правообладатель земельного участка.

В силу ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения: 1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

На основании ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона N 74-ФЗ имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона членами фермерского хозяйства могут быть в том числе граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

По сведениям ЕГРИП Спиридонова Ю.Ю. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 17), видами деятельности которого является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, выращивание риса, выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей.

Косолапова Р.В. является членом крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 16).

Оценив исследованные доказательства в совокупности суд оснований для признания незаконным и недействительным уведомление о приостановлении государственной регистрации не находит, договор купли-продажи (купчая) долей в праве общедолевой собственности земельного участка от 12.12.2018 заключен между физическими лицами, что подтвердил в судебном заседании представитель истца. Специальными нормами Закона о КФХ режим общей долевой собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается соглашением между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, а не договорами об отчуждении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Спиридоновой Ю.Ю. к Управлению Росреестра по Московской области, государственному регистратору Управления Росреестра по Московской области Путилину А.В. о признании незаконным и недействительным уведомление о приостановлении государственной регистрации от 01.02.2019г. , 360 государственного регистратора Управления Росреестра по Московской области Путилина А.В., обязании Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию перехода права собственности между Спиридонойо Ю.Ю. и Косолаповой Р.В. в соответствии с описями от 23.01.2019г. , обязании Управление Росреестра по Московской области произвести регистрацию обременения объекта недвижимости с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 12.12.2018г. и в соответствии с описью от 23.01.2019г. , вынесении частного определения в отношении государственного регистратора А.В. Путилина о недопустимости нарушения действующего законодательства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

2а-3341/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Спиридонова Юлия Юрьевна
Ответчики
Государственный регистратор Управления Росреестра по Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Другие
Косолапова Раиса Васильевна
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
24.04.2020Регистрация административного искового заявления
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Подготовка дела (собеседование)
24.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее