Решение по делу № 2-3381/2020 от 07.08.2020

Дело № 2-3381/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Сердюковой А.Ю.,

при секретаре Андрееве С.Е.,

с участием представителя истца Панькова О.Г.

представителя ответчика Останиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалёва Ю. В. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в районах Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

Ковалёв Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в районах Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований истец указал, что (дата) обратился в государственное учреждение - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае №2 с заявлением о назначении мне пенсии по старости. Решением государственного учреждения - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае №2 от (дата) (№) истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости на основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 №16б-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик необоснованно не включил в стаж работы истца в районах Крайнего Севера следующие периоды: (дата) - (дата) филиал ФГБУ «Редакция «Российской газеты» - 1 год 6 месяцев 1 день, (дата) - (дата) - ФГБУ «Редакция «Российской газеты» 7 месяцев 22 дня, (дата) - (дата) - ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 4 года 9 месяцев 16 дней, (дата)-(дата) -ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 3 года 8 месяцев, (дата) - (дата) - АНО «ЦПСИ» «Открытый регион» 10 месяцев 28 дней. Находясь в трудовых отношениях с работодателями: ФГБУ «Редакция «Российской газеты», ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» и АНО «ЦПСИ» «Открытый регион», трудовые функции истец выполнял на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, ответчик необоснованно не включил указанные периоды работы стаж работы в районах Крайнего Севера. Просит обязать ответчика включить стаж работы Ковалёва Ю.В. в районах Крайнего Севера следующие периоды: (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата), (дата)-(дата).

Определением от 05.10.2020г. по делу привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - АНО «ЦПСИ «Открытый регион» и ФГБУ «Редакция Российской Газеты».

В судебное заседание истец Ковалёв Ю.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель истца Паньков О.Г., в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям изложенным в письменных пояснениях истца, согласно которым, в решении Пенсионного фонда от (дата) как основание не включения названных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указано: в соответствии с индивидуальными сведениями, представленными страхователем (работодателем) - согласно статье 14 Закона №400-ФЗ. Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, по которому у него нет спора с ответчиком. Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено: «Решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-Ф3, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516». Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. №9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» определено: «Признать пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» неконституционным», поскольку он не создает «беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части». Право истца на получение страховой (трудовой) пенсии не может быть поставлено в зависимость от индивидуальных сведений, представленных страхователем (работодателем). Индивидуальные сведения, представленные страхователем (работодателем) были единственным и основным основанием для не включения спорных периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К тому же, размер страховых взносов, уплачиваемых страхователем (работодателем) в Пенсионный фонд России не зависит от места исполнения трудовых функций работником: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или на других территориях Российской Федерации. Факт того, что истцу производилась доплата за работу в данных местностях подтвержден расчетными листками. Ковалев Ю.В. не мог контролировать работу своих работодателей в части правильности отправления отчета в Пенсионный фонд Российской Федерации, вследствие не должен нести ответственность за действия работодателей и лишаться возможности получить досрочную страховую пенсию по старости. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Останина О.В., в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым, решением от (дата) (№) в стаж работы в районах Крайнего Севера, не включены периоды работы, заявленные в иске: (дата) - (дата) филиал ФГБУ «Редакция «Российской газеты» - 1 год 6 месяцев 1 день, (дата) - (дата) - ФГБУ «Редакция «Российской газеты» 7 месяцев 22 дня, (дата) - (дата) - ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 4 года 9 месяцев 16 дней, (дата)-(дата) -ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 3 года 8 месяцев, (дата) - (дата) - АНО «ЦПСИ» «Открытый регион» 10 месяцев 28 дней. Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции действовавшей до 01.01.2019 года имели мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж не менее 25 календарных лет. С 01.01.2019 года с учетом изменений, внесенных Законом № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопроса назначения и выплаты пенсий» (далее - закон № 350-Ф3), предусмотрено повышена пенсионного возраста, с учетом положений переходного периода. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 350-Ф3, если граждане в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на назначена пенсии, в том числе и досрочное, то пенсия может назначаться ранее достижения возраст предусмотренного Приложением 6 к закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев р достижения такого возраста. В 2019 году предусмотрено увеличение пенсионного возраст на 6 месяцев (12 месяцев - 6 месяцев). Ковалев Ю.В. обратился с заявлением о назначении пенсии в возрасте 55 лет 7 месяцев. Для мужчин в 2019 году, с учетом изменений пенсионного законодательств требуемая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера для возраста 55 лет 7 месяцев (55 лет 1 месяц + 6 месяцев), составляет не менее 15 лет, продолжительность страхового стажа - не менее 25 лет.

Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от (дата) (№), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются в календарном порядке периоды работы, которая выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня. Поскольку сведениями индивидуального лицевого счета истца СНИЛС (№) стаж работы в особых территориальных условиях страхователем не подтвержден, то отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ. Представленные истцом трудовые договоры от (дата) б/н, от (дата) б/н, от (дата) (№), - с работодателем ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости», г. Хабаровск; от (дата) с работодателем «Центр поддержка социальных инициатив «Открытый регион», г. Хабаровск, не подтверждают фактическое осуществление истцом работы, носящей постоянный стабильный характер в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вместе с тем, сами организации располагаются в г. Хабаровск, не отнесенном к районам Крайнего Севера и приравненным 1 ним местностям. Страховой стаж Ковалева Ю. В. в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона № 400-ФЗ (в льготном исчислении) составляет (№) лет (№) месяца (№) дней при требуемом стаже 25 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера, составляет (№) года (№) месяца (№) дня при требуемом стаже 15 лет при достижении возраста 55 лет 7 месяцев.

Правовые основания для назначения пенсии истцу в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 и ч. 4 ст.13 Закона № 400-ФЗ отсутствуют, поскольку истцом не выработан требуемый страховой стаж и специальный стаж. Кроме того, Согласно статье 14 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В представленных истцом документах работодатели указывают работу истца в обычных условиях, отметки о работе истца в условиях МКС или РКС в лицевом счете нет, в трудовых договорах отсутствуют сведения о работе истца в местностях приравненных к районам Крайнего севера или в районах крайнего севера, отсутствуют сведения о соответствующих северных надбавках, о дополнительных отпусках. В договорах имеется указание о надбавке в размере 30%, это дальневосточная надбавка за работу в южных районах. Несмотря на то, что в расчетных листках истца ошибочно в программе 1С Бухгалтерия указана «северная надбавка», это фактически Дальневосточная надбавка, так как если рассчитать ее размер от оклада, то как раз получится 30%, а не 50% как это в местностях приравненных к районам Крайнего севера и в районах Крайнего севера. Установленная и выплачиваемая надбавка истцу свидетельствует о работе в г.Хабаровске. так же было установлено, что в г.Комсомольск-на-Амуре филиалов организаций, в которых работал истец нет. Ссылка истца на Конституционный суд в данном случае не применима. Так как она относится к другой ситуации. Считает, что истец не подтвердил, что в указанные спорные периоды он работал в местности приравненной к районам крайнего севера или в районах Крайнего севера. Просила в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица АНО «ЦПСИ «Открытый регион» и ФГБУ «Редакция Российской Газеты» в суд не явились по неизвестной суду причине. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке сит. 167 ГПК Российской Федерации.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Согласно ч.4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

    Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: 6) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

С 01.01.2019 года с учетом изменений, внесенных Законом РФ № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопроса назначения и выплаты пёнсий», предусмотрено повышена пенсионного возраста, с учетом положений переходного периода. Так, согласно пункту 3 статьи 10 Закона РФ № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопроса назначения и выплаты пёнсий», если граждане в период с января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на назначена пенсии, в том числе и досрочное, то пенсия может назначаться ранее достижения возраст предусмотренного Приложением 6 к закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста. В 2019 году предусмотрено увеличение пенсионного возраст на 6 месяцев (12 месяцев - 6 месяцев).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполняемые на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно пп а, п. 2 Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 и п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Включение в льготный стаж иных периодов законодательством не предусмотрено.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В судебном заседании установлено, что (дата) Ковалев Ю. В., (дата) года рождения, СНИЛС (№), обратился через информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет гражданина», за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) в редакции Федерального закона № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (дата).

Решением от (дата) (№) ответчик отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера. Страховой стаж Ковалева Ю.В. в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона № 400-ФЗ (в льготном исчислении) составляет (№) лет (№) месяца (№) дней при требуемом стаже 25 лет.

Стаж работы в районах Крайнего Севера, составляет (№) года (№) месяца (№) дня при требуемом стаже 15 лет при достижении возраста 55 лет 7 месяцев.

В соответствии с решением Центра от (дата) (№) в стаж работы в районах Крайнего Севера, не включены периоды работы, в соответствии с индивидуальными сведениями, представленными страхователем (работодателем) - согласно статье 14 Закона № 400-ФЗ: (дата) - (дата) - 1 год 6 месяцев 1 день, (дата)- (дата) - 7 месяцев 22 дня, (дата)- (дата) - 4 года 9 месяцев 16 дней, (дата) - (дата) - 3 года 8 месяцев, (дата) - (дата) - 10 месяцев 28 дней.

Рассматривая доводы истца о том, что в данный период он фактически осуществлял свою деятельность в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, суд приходит к следующим выводам:

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а так же пояснений ответчика, в периоды (дата) - (дата) - 1 год 6 месяцев 1 день, (дата)- (дата) - 7 месяцев 22 дня, (дата)- (дата) - 4 года 9 месяцев 16 дней, (дата) - (дата) - 3 года 8 месяцев, (дата) - (дата) - 10 месяцев 28 дней за Ковалева Ю.В. отчислялись страховые взносы, но страхователем не указаны территориальные условия труда, подтверждающие, что истец работал в районах Крайнего севера или местностях приравненных к районам Крайнего севера (МКС, РКС отсутствуют), что не позволяет включить данные периоды в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

В обоснование своих доводов истцом представлена трудовая книжка, трудовые договоры и расчетные листки, так же по запросу суда у работодателей были истребованы дополнительные доказательства имеющие значение для дела.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с последующими изменениями и дополнениями к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрены районные коэффициенты, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации, (ст. 10). А также лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах. Размер процентной надбавки определяется в соответствии со ст. 10 данного Закона Российской Федерации (ст. 11).

Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года N 12 "О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029, Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, с установленным районный коэффициентом в размере 1,2 и процентной надбавкой за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%. В соответствии с разъяснением Минтруда России от 11.09.1995 N 3, утв. Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска у работников, которые трудятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, полагается 16 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (абз. 1, 3 - 5 ч. 5 ст. 302, ч. 1 ст. 321 ТК РФ, абз. 1 - 3 ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1).

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, г. Комсомольск-на-Амуре приравнен к районам Крайнего Севера.

Как указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ.

    Как следует из выписок из ЕГРЮЛ в отношении АНО «ЦПСИ» «Открытый регион», ФГБУ «Российская газета», ООО Издательский дом «Приамурские ведомости», данные организации в г.Комсомольск-на-Амуре не зарегистрированы и не имеют каких ибо филиалов или представительств в г.Комсомольске-на-Амуре.

Согласно ответу на запрос ФГБУ «Российская газета», с Ковалевым Ю.В. заключались гражданско-правовые договоры в период с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), по которым выплачивались установленные законом отчисления. (дата). с Ковалевым Ю.В. был заключен трудовой договор, согласно которому он был принят на должность собственного корреспондента ФГУ «Российская газета» по Хабаровскому краю. (дата). Ковалев Ю.В. был уволен по собственному желанию. На территории г.Комсомольска-на-Амуре представительств данная организация не имела. В обоснование запроса суду представлены: приказ (№) от (дата), трудовой договор (№) от (дата)., в котором отсутствуют сведения о месте работы истца, а так же о том, что ему полагались какие либо компенсации к заработной плате и к отпуску за работу в районах Крайнего севера и приравненных к нему местностях. Так же представлен лицевой счет и расчетные листки за (дата), в которых указаны северный и районный коэффициент, размер которых не превышает соответственно 30 и 20%.

Так же суду представлена Справка 2-НДФЛ за (дата) о работе истца в ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» и своды начислений за (дата) в которых указано, что истцу начислялась северная надбавка, размер которой не соответствует размеру надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (менее 50%).

Из представленного трудового договора (№) от (дата), заключенному между Ковалевым Ю.В. и ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» следует, что работник выполняет работу в должности директора представительства газеты в г.Комсомольске-на-Амуре и ему начисляется 20% районный коэффициент и 30% дальневосточной надбавки (п. 4.2), предоставляется ежегодный отпуск 28 календарных дней и 8 дней дополнительный (п. 5.3). Юридический адрес организации находится в г.Хабаровске.

Суду так же предоставлены трудовые договоры с ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» от (дата) от (дата)., в которых так же отсутсвуют сведения о выплате истцу надбавки за работу в районах Крайнего севера и приравненных к нем местностях в установленном законом размере, так же отсутствуют сведения о месте исполнения своих должностных обязанностей работником, тогда как организация в г.Комсомольск-на-Амуре не зарегистрирована.

Так же суду предоставлен срочный трудовой договор от (дата). между Ковалевым Ю.В. и АНО «ЦПСИ «Открытый регион», согласно п.3.2 которого работнику устанавливались надбавки: районный коэффициент 30%, надбавка к заработной плате за работу в организациях расположенных в южных районах Дальнего востока в размере 30%. Работодатель так же находился в г.Хабаровске.

Из представленного суду приказа о приеме на работу (№) от (дата) и приказа об увольнении (№) от (дата). следует, что Ковалеву Ю.В. в период его работы в АНО «ЦПСИ «Открытый регион» выплачивалась надбавка в размере 30% - районный коэффициент и 30% дальневосточный коэффициент. Как следует из расчетных листков Ковалева Ю.В. за период с (дата). по (дата)., ему выплачивалась «северная надбавка» и районный коэффициент в одинаковом размере – 30%, что свидетельствует о том, что наименование «северная надбавка» по сути является дальневосточным коэффициентом в размере 30% который был установлен истцу срочным трудовым договором.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы истца, а также архивные справки, личные карточки формы Т2, которые подтверждают выполнение истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня в спорные периоды в районе Крайнего севера и (или) приравненной к нему местности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 ч.1 статьи 32 и ч.4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Все вышеуказанные организации, в которых работал истец, находились в г.Хабаровске, который не относится к району Крайнего севера и приравненной к нему местности.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт осуществления им деятельности в районе Крайнего севера и (или) приравненной к нему местности в периоды: (дата) - (дата) филиал ФГБУ «Редакция «Российской газеты» - 1 год 6 месяцев 1 день, (дата) - (дата) - ФГБУ «Редакция «Российской газеты» 7 месяцев 22 дня, (дата) - (дата) - ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 4 года 9 месяцев 16 дней, (дата)-(дата) -ООО «Редакция газеты «Приамурские ведомости» 3 года 8 месяцев, (дата) - (дата) - АНО «ЦПСИ» «Открытый регион» 10 месяцев 28 дней.

Довод стороны истца о том, что сведения о специальном стаже Ковалева Ю.В. подтверждены записями в его трудовой книжке, в расчетных листках, согласно которым ему выплачивалась северная надбавка, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено, а указная истцом северная надбавка, имеющаяся в расчетных листках, таковой не является, что подтверждено ее размером (30%) и содержанием трудовых договоров.

Работодатели, являясь страхователями истца по государственному пенсионному страхованию, не были лишены возможности предоставить корректирующие сведения в ПФР на индивидуальный лицевой счет истца в отношении страхового стажа истца в особых природно-климатических условиях в течение полного рабочего дня при полной рабочей недели, тем самым подтвердив в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, либо в Районах Крайнего Севера. Однако, этого страхователями сделано не было.

Несостоятельна и ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.06.2007 г. N 9-П в обоснование вывода о том, что право истца на получение страховой пенсии не может быть поставлено в зависимость от индивидуальных сведений предоставленных страхователем, поскольку данное постановление не относится в тем нормативным актам, которые в данном случае подлежат применению к возникшим правоотношениям. Правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не относится ни к предмету, ни к основанию заявленного Ковалевым Ю.В. иска.

Поскольку сведениями индивидуального лицевого счета истца стаж работы в особых территориальных условиях истцом не подтвержден в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, то отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказу в удовлетворении исковых требований Ковалева Ю.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ковалёва Ю. В. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в районах Крайнего Севера,- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                         А.Ю. Сердюкова

2-3381/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковалев Юрий Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2
Другие
АНО "ЦПСИ" "Открытый регион"
ФГБУ "Редакция Российской газеты"
Паньков Олег Григорьевич
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Сердюкова Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее