Решение по делу № 2а-850/2021 от 11.02.2021

Дело № 2а-850/2021

№ 47RS0011-01-2021-000567-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов                                               2 июня 2021 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,

при секретаре Федоренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению представителя административного истца ПерковаВладимира Васильевича – адвоката Фроловой И.И. к административным ответчикам ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью – Федеральная служба исполнения наказаний, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными и необоснованными действия и бездействие администрации ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 500.000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

адвокат Фролова И.И. действующая в интересах Перкова Владимира Васильевича обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью – Федеральная служба исполнения наказаний, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными и необоснованными действия и бездействие администрации ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 500.000 рублей. В обоснование административного иска указывала, что в период с 25 августа 2019 года по 09 апреля 2020 года административный истец в связи с избранием и последующим продлением ему меры пресечения в виде заключения под стражу содержался в ФКУ СИЗО-6 во время расследования и судебного разбирательства, что при содержании под стражей в указанном учреждении административными ответчиками были нарушены права административного истца. Указывала, что администрация следственного изолятора не обеспечивала соблюдение установленных законом прав заключенных, надлежащие условия содержания под стражей не обеспечивались, условия содержания в СИЗО-6 не соответствовали минимальным стандартным правилам ООН обращения с заключенными и нормативам, установленным Европейским Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКЛП). Отмечала, что в СИЗО-6 Перков В.В. содержался в камере ?, камера имела площадь около 300 кв.м. и 112 спальных мест на двух ярусах, что в данной камере находилось гораздо больше человек, чем было установлено спальных мест, в связи с чем, спать приходилось по очереди, что нарушало право на индивидуальное спальное место в камере, предусмотренное ч. 2 ст.23 Федерального закона РФ № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, что кровати двухъярусные, пружинные, крючков в пружинах не хватает, образуются дыры под матрасом, матрасы старые, пыльные, грязные, подушки «вонючие», грязные, не стиранные, одеяла рваные, пыльные, с дырами от старости. Считает, что СИЗО-6 нарушены положения ч. 3 ст.23 Федерального закона РФ № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года согласно которой подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, бесплатно выдаются постельные принадлежности, что фактически выдаваемые в СИЗО-6 постельные принадлежности (матрасы, одеяла) выдавались по одной штуке на несколько человек, так как одно спальное место делили между собой несколько заключенных.Указывала, что в санузле камеры имелось 3 унитаза и 3 раковины с кранами холодной воды, в связи с чем, в санузел постоянно была очередь, горячая вода отсутствовала, с холодной водой были перебои, приходилось набирать воду в емкости, водой из которых пользовались, когда в водопроводе воды не было, в туалете отопления нет, раковина для ног только одна, бриться приходитсяхолодной водой, посуду отмыть холодной водой невозможно. Обращала внимание на то, что бочка для мусора находилась в туалете, и к концу дня был невыносимый запах. Указывала, что на окнах решетки с двух сторон, поэтому окна нельзя было помыть, а зимой невозможно закрыть, в связи с чем, летом в камере душно из-за большого количества народа, а зимой- холодно. Полы в камере деревянные, с большими щелями, из которых лезут мыши, крысы и клопы, влажность в камере очень большая, в том числе и в связи с необходимостью влажной уборки и невозможностью просохнуть деревянным полам, из-за влаги и условий содержания в камере у людей появляются вши. Никакого ремонта в самой камере не было много лет - побелка сыпется, по потолку грибок. Освещение плохое, от него болят глаза. Столов в камере всего 4 штуки на 16 мест. В результате при приеме пищи образуется большая очередь. В соответствии с ч. 3 ст.23 Федерального закона РФ № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, бесплатно выдаются посуда и столовые приборы, однако ложки выдаются не всем, в результате приходится просить родственников, чтобы они покупали и передавали. Шкафчиков для посуды на всех не хватает, их всего 66, кроме того в них живут тараканы, вешалок или шкафов для одежды нет, все приходилось хранить в сумках под кроватями, на 8-9 человек приходится одна тумбочка для личных вещей.Считает, что в СИЗО-6 жилая площадь в камере ? в расчете на одного заключенного составляла около 2,2-2,3 кв.м., что является нарушением закона. В камере находились курящие заключенные, отдельных камер для курящих и некурящих не было, вентиляция в камере работала плохо, что нарушало право на здоровую окружающую среду. Питание в СИЗО-6 состояло из перловой каши на воде и супа с гнилой картошкой, СИЗО не соблюдал нормы рациона питания заключенных, установленные Постановлением Правительства № 205 от 11.04.2005 года, молочные, мясные продукты и сахар отсутствовали, не выдавался хлеб из пшеничной муки, предусмотренный рационом питания, в еде присутствовал комбинированный жир, который используют для животных. Указывает, что подстригаться нечем, приходиться бриться станками налысо, хотя действующие нормативные акты не запрещают иметь короткую стрижку. В соответствии с законом, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), однако индивидуальные средства гигиены - мыло, зубная паста, а также туалетная бумага не выдавались или выдавались администрацией СИЗО-6 нерегулярно.Прогулки в СИЗО-6 проводилось длительностью менее часа, хотя положено 2 часа,несмотря на достаточно большие дворики, в них не было приспособлений для занятий физическими упражнениями, скамеек для сидения, навесов от дождя. Помывка в СИЗО-6 производилась в отдельно стоящем здании - бане, предоставлялась 1 раз в неделю длительностью 15 минут, за это время надо успеть не только помыться, но и постирать личные вещи, в бане одновременно приводили примерно по 40-45 человек, работающих душевых головок 10-12, перегородок нет, пол скользкий из-за засора канализации, на потолке грибок, вешалок не хватает.При этом, централизованно стирка личных вещей заключенных не производилась, вещи приходилось стирать самим во время помывки в душе и затем сушить в камере на натянутых под потолком веревках. В бане СИЗО-6 было недостаточное количество душевых кабин, тазов для помывки, их не хватало всем выводимым одновременно на помывку заключенным. Медицинское обслуживание в СИЗО-6 было ненадлежащего качества, чтобы вывели на прием, необходимо было написать несколько заявлений. Несмотря на наличие на территории    туберкулезной больницы, практически не возможно было попасть на прием врачу-специалисту, прием осуществлял фельдшер, сложно было получить стоматологическую помощь. Указывает, что в начале 2020 года в камере обнаружили человека с открытой формой туберкулеза легких - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ., потом еще у одного, камеру поставили на профилактический учет, принесли таблетки, витамины, в одном камере со всеми содержались и ВИЧ-инфицированные люди. В те дни, когда административного истца увозили для участия в судебных заседаниях, отводили в сборное отделение, где вместе содержатся и курящие и некурящие, туалеты не работают, количество содержащихся на небольшой площади лиц 20-25 человек одновременно, хотя по площади это 4-местные камеры. Заявляет, что в период нахождения под стражей в отношении Перкова В.В. нарушались следующие права: право на содержание под стражей в соответствии с принципами гуманизма, уважения человеческого достоинства, право на индивидуальное спальное место, право на ежедневные прогулки длительностью не менее часа, право на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, право на надлежащее материально-бытовое обеспечение, право на достаточную норму санитарной площади в камере на человека, право на благополучную окружающую среду при содержании под стражей, в том числе на защиту от табачного дыма и последствий потребления табака.

    В судебном заседании Перков В.В., принимавший участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, адвокат Фролова И.И. поддержали административные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России – Павлов И.В., считал административные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации). Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место напротяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе ксанитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование оприсуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47, нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Соответствующая правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 84-КГ17-6.

Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду надлежит оценить соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, исходя из невозможности допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения.

С введением в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действующее законодательство предусматривает восстановление нарушенных прав лица, содержавшегося под стражей с нарушением условий такого содержания, путем взыскания в его пользу специального вида компенсации за нарушение таких условий. До данного регулирования решался вопрос о взыскании компенсации морального вреда. Однако, настоящая компенсация неразрывно связана не только с самим фактом нарушения условий содержания под стражей, но и с нарушением личных неимущественных прав лица, и (или) посягательством на иные нематериальные блага, обусловленным неправомерными действиями (бездействием), в свете этого имеет однородную природу с компенсацией морального вреда, требуя от суда не только оценки конкретных незаконных действий органов и лиц, допустивших нарушение условий содержания под стражей, но и соотнесениях их с тяжестью причиненных страданий с учетом индивидуальных особенностей лица. Тем самым суд должен учесть фактические обстоятельства дела, принять решение в соответствии с принципами разумности и справедливости.

Одновременно с подачей административного искового заявления Перковым В.В. было подано ходатайство о восстановлении срока (л.д. 10-11).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ,если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Суд, учитывая сведения и данные о личности административного истца, считает необходимым восстановить срок для принятия данного административного искового заявления и рассмотреть требования по существу, поскольку Перков В.В. в указанный период содержался под стражей, не имел возможности своевременно получить юридическую квалифицированную помощь находясь в СИЗО, в том числе по причине объявления Указом Президента РФ от 25 марта 202 года нерабочих дней с 30 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года, с 6 по 8 мая 2020 года в связи с пандемией коронавируса.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-№CoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в статье 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В порядке ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.

В силу ч. 1 ст. 26 того же Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 28 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе, прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.

Согласно ст. 33 того же Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: 1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, я лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации:    убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Приказом Минюста России от 14.10.2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила или ПВР СИЗО).

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Данными Правилами установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, согласно которому подъем установлен в 6:00, сон (непрерывный) - с 22:00 до 6:00. Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Непрерывный сон подозреваемых и обвиняемых менее 8 часов не допускается.

В силу п. 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке)); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

По п. 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Согласно п. 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В рамках п. 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

На основании п. 126 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.

Согласно п. 127 Правил, подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.

В силу п. 128 амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного.

На основании п. 129 Правил, при медицинских частях СИЗО организуются стационарные отделения. Для оказания подозреваемым или обвиняемым срочной или специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в СИЗО, эти лица помещаются для стационарного лечения в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - ЛПУ УИС). При невозможности оказания необходимого вида медицинской помощи в ЛПУ УИС либо, когда подозреваемый    или    обвиняемый нуждается в неотложной помощи, он направляется в лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения.

В силу п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.

Согласно п. 136 Правил, прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулочные дворы для женщин с детьми засаживаются зеленью и оборудуются песочницами.

На основании п. 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы) подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки обязан дежурный по камере. Обязанность дежурить по камере в порядке очередности установлена пунктом 1 тех же Правил.

Согласно п. 152 данных Правил, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные липа обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.

На основании п. 155 Правил, администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.

Согласно п. 157 Правил, запрещается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер на свидание, а также по вызовам в период сдачи-приема дежурства дежурными сменами (не более одного часа), во время приема пищи (завтрак, обед, ужин) согласно распорядку дня, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня), за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В указанное время подозреваемые и обвиняемые, выведенные по вызовам, должны быть возвращены в камеры.

Согласно сведениям, предоставленным ФКУ СИЗО-6 камерные помещения в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области оборудованы в соответствии с приказом МЮ РФ от 14.10.2005 года № 89 п. 42 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы», а именно: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок щ питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием; тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Санитарные узлы расположены в углу камеры, на расстоянии не менее 2-х метров от стола и спальных мест, отгорожен перегородкой высотой до потолка, что обеспечивает приватность. В камерах имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, так же имеется приточно-вытяжная вентиляция. Перевод из камеры в камеру осуществляется в соответствии со ст. 33 ФЗ-103, рекомендации лечащего врача и строго документируются. В камерах ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое окно оборудовано форточкой для доступа свежего воздуха. Окна камер имеют, остекление, проверка целостности остекления окон камерных помещений производится ежедневно. Окна снаружи заблокированы стационарными решетками диаметр стального прута решетки - 20 мм, размер ячейки решеток - 100мм х 200мм, размерами 193х59 см. каждое окно. На окнах, в камерных помещениях, отсутствовали и отсутствуют какие-либо широкие металлические полосы, листы, иные предметы, препятствующие проникновению в помещения дневного света. В СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подследственному ПерковуВ.В. в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не реже одного раза в неделю предоставлялась возможность помывки в душе, продолжительностью не менее 15 минут.Возможность осуществить стирку личных вещей самостоятельно Перкову В.В. предоставлялась (выдавались тазы, моющие средства). Продолжительность помывки, установленная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года №189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ» не менее 15 минут, с учетом возможности стирки личных вещей продолжительность помывки была увеличена до 45 минут. В период содержания в СИЗО-6 Перков В.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он. При поступлении в СИЗО-6 получил норму вещевого довольствия, а именно: одеяло полушерстяное -1 штука; матрас ватный - 1 штука; подушка ватная - 1 штука; простынь - 2 штуки; наволочки подушечные верхние - 1 штука; полотенца - 1 штука; столовые приборы.

Оценивая условия содержания административного истца в следственном изоляторе, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Перков В.В. содержался в ФКУ СИЗО-6 в период с 19.09.2019 года по 09.04.2020 года. При этом, согласно справке, предоставленной из ФКУ СИЗО-6 Перков В.В. находился в СИЗО-6 с 19.09.2019 по 20.09.2019 в к-1 и с 20.09.2019 по 09.04.2020 в камере 1/4.

За весь период содержания в ФКУ СИЗО-6 Перков В.В. содержался в камере 1/4.

Согласно сведениям, предоставленным из ФКУ СИЗО-6 площадь камеры1/4 составляет 270,5 кв.м, количество спальных мест – 120.

При этом, согласно Книгам количественной проверки лиц, содержащихся в учреждении за период содержания Перкова В.В. количество содержащихся в камере 1/4 лиц не превышал лимит по количеству спальных мест.

В судебном заседании был допрошен Перков В.В., который пояснил, что он содержался в СИЗО-6 в камере № 1-4 весь период с сентября 2019 года по апрель 2020 года. В камере, размером около 300 м.кв. содержалось около 140-150 человек, хотя она рассчитана максимум на 120. Мест не хватало, спали по 3 человека в 2 кроватях, или кто-то спал днем, кто-то вечером. Вещи класть было некуда, тумбочек не хватало. Подушки и одеяла старые и рваные. Матрасы проваливались. Полы деревянные, имеются щели в полу, имелись мыши и крысы. Влажность высокая, из-за которой люди заболевали туберкулезом. При этом не поставили на усиленное питание, только выписали таблетки, которые сильно влияют на печень, при этом таблеток для лечения печени не дали. В медсанчасти душно и курят. Для некурящих это очень тяжело. Так же в одной камере с нами содержались ВИЧ-инфицированные, так как врач приходил и выдавал им ВИЧ-терапию. Столов не хватало, было больше человек, чем было мест. Каша была не сладкая, чай тоже, в еде присутствовал комбинированный жир. Проверяющим давали не ту еду, которую давали нам. На кухне стояли 4 стола. За раз там могут поесть только 12 человек, поэтому обед продолжается по полтора часа. Посуда алюминиевая, не пластиковая, горячей воды не было.Прогулки сокращались до 30-40 минут, хотя по правилам должно быть 2-3 часа. Я знаю, сколько длились прогулки, так как у некоторых людей были часы.Одежду приходилось сушить на спинках кроватей, отчего еще больше увеличивалась влажность, так же она увеличивалась после стирки белья, которое из прачечной возвращалось влажное, и плохо отстиранное. В бане мылось по 30-40 человек за раз, при этом там было всего 20 душевых. Было невозможно нормально помыться и постираться.Окна в камере грязные, их невозможно ни помыть, ни нормально открыть. В СИЗО-6 нет парикмахерской, люди стриглись в камере бритвенными станками, резались, кто-то вообще был вынужден не стричься.Сборочные отделения – камеры четырехместные (4 кровати), но туда заводили по 18 человек. Окна там не открыть, туалеты не работают, камер для некурящих нет. При выезде из СИЗО на следственные мероприятия или суд дают сухой паек, но по возвращении из ИВС пайка нет, и весь день приходится ходить голодным.

ФИО7, допрошенный в качестве свидетеля подтвердил обстоятельства указанные Перковым В.В., а именно что он содержался вместе с Перковым В.В. в СИЗО-6 в камере № 1-4, находился там с февраля по 2019 по январь 2020 года.Коек в камере было около 100, при этом содержалось в камере в среднем 130-136 человек. В основном спали по трое. Было три туалета – три унитаза, три раковины, 2 обеденных стола примерно по 6 м длиной. Все 130 человек не могли усесться за раз, когда приносили обед. У столов было 2 две скамейки – по 1 с каждой стороны.Окна были с двух сторон камеры, возможности открыть окна не было.В проходах камеры, но не во всех, было по 1 тумбочке. В каждом проходе по 8 человек.В камере был один холодильник для общего пользования, в отдельном помещении был еще один холодильник. Еще была маленькая кухня отдельная с маленьким столом. Прогулочные дворики были с двух сторон здания. На одной стороне была небольшая беседка, где был навес, с другой стороны никакого навеса не было, только козырек над входом 1-1,5, м. Единственный плюс камеры № 1-4 – большой прогулочный дворик. При походе в баню все 130 человек делились на 2 захода – по 45-50 человек за раз. При этом душевых леек было не больше 20. Один намылился, тут же быстро намыливается другой, при этом пытались что-то постирать за это время. Времени давалось не больше получаса.Еду приносили в больших бачках, и раздатчики пищи раздавали ее всем одновременно. Часа через два баки забирали. Если кого-то не было в камере в это время, то администрация ничего не оставляла – только если кто-то из сокамерников взял его порцию, чтобы оставить ему. Также и с банными днями – если пропустил по какой-либо причине, другого времени на замену не дадут. Все постельное белье было старое и рваное.Если шел дождь на прогулке, мы промокали, и вещи приходилось сушить, где угодно – на кроватях, на веревках, но в основанном вешали на койках. Так же дело обстояло с постельным бельем – оно после стирки так же развешивалось по всей камере. Сырость была очень сильная, вентиляции практически никакой – окна очень маленькие, под потолком, за частыми решетками.Под полом кто-то постоянно шуршал, не знаю, мыши или крысы. У нас была кошка, она ловила мышей, мышь съела у меня всё печенье. Все вещи хранились в баулах под кроватями, и вся эта живность, там копошилась.В камере было практически 18 влажных уборок в день. Пенную мыльную воду выливали прямо в центр камеры и намывали каждые 30-40 минут. Что касаемо психологической обстановки могу сказать, что у кого-то постоянно вымогали деньги, уборки также придумали специально, чтобы заставлять убираться тех, кто не хочет платить деньги, многие реально сходили с ума. Камера маленькая, меньше 2 м. кв. на человека, очень тесно, психологическая обстановка тяжелая.В камеру прибыл человек, явно больной, но только после того, как за обедом у него изо рта пошла кровь, спустя 2 недели, его проверили, оказалось, что у него открытая форма туберкулеза. В камере всем выдали таблетки, но их никто не пил, потому что они вредят печени. Камеру формально поставили на усиленное питание, но мы на самом деле его не получали. Были так же ВИЧ-инфицированные, они сами это говорили, так же мы узнавали о них, так как у них было другое питание.Медсанчасть работала плохо. Люди мучились от боли в зубах, писали заявление, но проходило неделя-две, пока вызывали в медсанчасть, и зубы не лечили, только вырывали. Все болезни лечили вообще только аспирином и парацетамолом. Люди умирали в камерах из-за не предоставленного лечения. У меня неделю была высокая температура, во время проверки врач приносила аспирин и парацетамол и все. Мне отправили лекарства родственники, и в медсанчасть меня вызвали уже когда я сам выздоровел. Курящие и некурящие содержались совместно. Так же совместно содержались мы в сборных пунктах. Сборный пункт четырехместный, а набивали туда 25-30 человек. Все курящие, окна не открыть, дышать невозможно. Часов в 5-6 вечера туда привозят и часов до 10-11 там содержатся. Там не кормят, весь день ходишь голодный. При выезде дают сухой паек на сутки, но когда возвращаешься из ИВС – пайка не дают, на ужин же не успеваешь, остаешься голодным до завтрака.Горячей воды в камере не было. Был только бойлер в отдельном помещении для «активистов».Года два в бане ничего не было, потом приехала какая-то комиссия, и после этого в бане поставили лавочки, но ни шампуней, ничего такого не было. Освещение в камере было ужасное – лампы дневного света, расположенные далеко друг от друга. Сколько именно было лам, не знаю. Вещи мы хранили в сумках под кроватью. Дополнительное помещение для хранения вещей было предусмотрено, но там запрещали хранить вещи – там был спортзал для «активистов», а это из 130 всего 15-20 человек.Можно было писать на тумбочках, которые стоят в проходах, но обычно люди писали за обеденным столом. Дополнительных поверхностей для того, чтобы сесть и что-то написать не было.В столовой зоне стояли полки, не скажу сколько, но на 130 человек их всегда не хватало. Там хранили тарелки, ложки, больше ничего туда не положишь.На прогулки выделяли не больше часа, бывало и по 40 минут, и по полчаса даже.Вещи стирали в бане, если успевали. Если не успевали, то стирали в ведрах рядом с раковинами, нагревая воду кипятильником.Телевизоры в камере были, примерно 10, стояли в проходах, но не во всех.На некоторых окнах были маленькие вентиляторы.

ФИО8, допрошенный в качестве свидетеляподтвердил обстоятельства указанные Перковым В.В., а именно что он содержался в СИЗО-6 примерно с середины ноября 2019 года по февраль 2020 года, содержался в одной в камере ?с Перковым; количество людей в камере содержалось не менее ста человек. В камере было примерно 110-120 кроватей, иногда спали по трое и по четверо. В камере деревянный пол, три унитаза, три раковины. В камере присутствовали мыши и тараканы, грызунов сам видел. В проходах между кроватями находилась одна тумбочка, на 8 человек. Для приема пищи были 4 стола, примерно 120 на 50 см. с обоих сторон столов были скамейки. В тумбочки в основном хранили письменные принадлежности и документы по делу, личные вещи можно было хранить в сумке под кроватью, унитазы находились в отдельном помещении с дверью. Раковины находились в этом же помещении, один холодильник на всю камеру, было несколько телевизоров. Водоснабжение было, но только холодная вода, горячей воды в камере не было. Освещение в камере было, но тусклое.Постельные принадлежности по прибытии в СИЗО выдавались, 2 простыни, одеяло, наволочка, матрас, все старое, простынь в пятнах, постельные принадлежности раз в неделю отдавались в стирку, из средств гигиены выдавалось мыло, про другое не помню, окна в камере расположены под потолком, ширина окна 1.5 м. высота около 40 см. ограждены толстой решеткой, окна не открывались, частично отсутствовали стекла, при мне стекла не вставляли, уборка своими силами проводилась. Питание было трехразовым. Утром каша без молока и без сахара, в обед капуста, что то похожее на борщ, чай или компот, все без сахара, вечером сухая плохо очищенная картошка или сублимат. С жалобами на качество питания не обращались. Проблематично в целом отправка жалоб подобного рода. Я сам жалобы не писал. В баню выводили в три захода по 30-40 человек, по времени это было примерно 25 минут, личные вещи не где было постирать, душевых леек примерно 15 штук, из них примерно 5 не работало, мылись по очереди. Крючков для одежды, полочек не было. Помывка была один раз в неделю. За медицинской помощью я обращался. Обращался ли Перков не помню. Я писал заявление в мед часть, через неделю меня вывели. Я имею хроническое заболевание и на приеме мне выдали лекарства. По моему мнению, медицинское обеспечение плохое. Если кто-то заболеет, то долго ждет прием, две три недели. Вещи стирали в раковине в камере, сушили ночью развесив по камере на кроватях. В камере было холодно, окна и стекла отсутствовали, курили в туалете, дым шел в камеру, курили в помещении туалетана вопросы административного истца Перкова В.В., постельное белье приносили влажным, недосушенным, развешивали на кроватях, от этого было постоянно влажно в камере и образовывалась плесень. При мне былодин случай заболевания туберкулезом.ВИЧ-инфицированных лечили. В прогулочных двориках навеса от дождя не было, прогулка длилась пол часа или час, прогулки были ежедневными, выводили всю камеру на прогулку, мест для прогулки хватало всем, в прогулочном дворике было три скамейки, от дождя козырек при входе в корпус. Выдавалась алюминиевая посуда, столов мало, минут 40 ждали, чтобы поесть, шкафчик для посуды на 4 человека.Находились в камерах утром выводили и ждали пока не заберет конвой, по времени по разному, санузел в камерах сборного отделения не функционировал. Камер для некурящих не было, окно открыть сложно было. При этапе выдавался сухпаек, туалет отделен дверью от жилой зоны, унитазы друг от друга отгорожены между собой перегородками по бокам, а спереди была шторка.

Учитывая, что судом достоверно установлен факт содержания Перкова В.В.,ФИО7 и ФИО8 в СИЗО-6 в одной камере, суд не усматривает оснований не доверять показаниям данных лиц.

Суд считает, что показания Перкова В.В.,ФИО7 и ФИО8 свидетельствуют о допущенных административным ответчиком нарушениях национальных норм права о норме площади камеры на человека.

Кроме того, согласно справке указывающей на размер камеры и количество спальных мест в камере, в которой содержался административный истец, также усматривается нарушение площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека.

Что касается оконных проемов в камерах и вентиляции, то по пункту 10.5 СП 247.1325800.2016 Свода Правил следственные изоляторы Уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (дата введения 2016-07-04) размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2x0,9 м, оконные переплеты должны оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами, в целях безопасности по п. 10.4 СП устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется сетка типа «Рабица» с ячейкой размерами не более 50x50 мм.

Согласно отзыву в СИЗО-6 окна снаружи заблокированы стационарными решетками диаметр стального прута решетки - 20 мм, размер ячейки решеток - 100мм х 200мм.

Из показаний Перкова В.В. и свидетелей ФИО7 и ФИО8 усматриваются сведения о том, что окна в камерах заблокированы стационарными решетками с двух сторон, в связи с чем, невозможно открыть окно, что бы проветрить помещение.

Доводы в этой части административным ответчиком не опровергнуты, однако, допустимые величины окон в отношении наличия решеток с двух сторон не нарушены, имеют большие размеры ячеек, в связи с чем, суд находит обоснованным довод только в части невозможности проветривания камеры путем открытия окон, однако при этом принимает во внимание наличие в камерах наличие вентиляции, что позволяет усмотреть компенсацию по уменьшению показателя естественного воздуха.

Наличие в камерах стола и скамьи, не свидетельствует о невозможности приема пищи. Само по себе нахождение стола в камере с учетом размеров камер, где содержался административный истец, неизбежно субъективно может оцениваться как его нахождение в камере с превышением лимита лиц, содержащихся с ним, однако нахождение данных объектов материально-бытового обеспечения в каждой камере направлено на соблюдение гарантий прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, не может расцениваться как нарушение прав таких лиц. Конкретное место размещения мебели Правилами не регламентируется. При этом суд принимает во внимание, что, исходя из самого содержания административного иска, следует, что в камере, в которой содержался Перков В.В., были тумбочки и другие предметы мебели, учитывая, что имеется объективная трудность в доказывании факта нехватки тумбочек, полок, суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении прав Перкова В.В. в отсутствие доказательств этого обстоятельства.

Нормами содержания требования к материалу изготовления мебели в камерах и их оборудованию подъемными механизмами или приспособлениями не установлены.

Доказательств причинения здоровью истца вреда ввиду нахождения его в камерах с ВИЧ-инфицированными не представлено, при этом способы передачи данных заболеваний являются общеизвестными, и непосредственно нахождение с лицами, страдающими данными заболеваниями, не может свидетельствовать об угрозе здоровью, при этом ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прямо не предусматривает раздельное содержание с лицами, страдающими такими заболеваниями. Распределение лиц, курящих и некурящих в отдельные камеры предусмотрено при наличии возможности. При таком положении и с учетом вентиляции суд не усматривает нарушений прав истца.

Что касается доводов о ненадлежащем медицинском обслуживании лиц, содержавшихся в СИЗО-6, то суд учитывает, что Перковым В.В.не представлены доказательства того, что он обращался с жалобами оненадлежащем медицинском обслуживании в СИЗО-6, о чем он подтвердил в судебном заседании, в связи с чем, суд не усматривает оснований для проверки указанных доводов.

В иной части по условиям в следственном изоляторе суд приходит к следующему.

Исходя из п. 43 Правил, отсутствие в камерах горячей водопроводной воды компенсируется выдачей водонагревательных приборов и кипяченой воды для питья с учетом потребности.

Административный ответчик подтвердил факт отсутствия горячего водоснабжения в камере, что не является нарушением действующих норм и подлежит компенсационной замене.

Кроме того, административным истцом и свидетелями указано на наличие в камере водонагревательных приборов.

Какие-либо доказательства в опровержение доводов административного истца о нарушении температурных режимов камер, наличии в них повышенной влажности, грибка, об отсутствии ремонта в камерных помещениях не представлены, сведения о проводимых мероприятиях по дератизации и дезинсекции с целью устранения насекомых и грызунов, факт наличия которых усматривается и из свидетельских показаний, отсутствуют.

Факты нехватки шкафов для хранения продуктов, вещей, несоблюдения требований по выдаче предметов материально-бытового обеспечения с установленной периодичностью, несоблюдение времени продолжительности прогулок следуют из свидетельских показаний и показаний Перкова В.В.

Суд учитывает, и считает достоверными показания Перкова В.В. и свидетелейФИО7 и ФИО8 о том, что в прогулочных двориках отсутствовали навесы (имелись поврежденные навесы), скамеек не хватало, что не соответствует Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Отсутствие в прогулочных дворах снаряжения для физических упражнений суд не находит нарушением условий содержания, поскольку требование о наличии таковых установлено для несовершеннолетних лиц, к которым административный истец не относился в период нахождения в СИЗО-6.

Суд учитывает, что прямых доказательств соблюдения требований по материально-бытовому обеспечению по заявленным требованиям: наличия надлежащего качества постельных принадлежностей, выданных при размещении в камерах, гигиенических принадлежностей, не представлено, с учетом свидетельских показаний ФИО7 и ФИО8, указавших на аналогичные в этой части условия содержания, о каких заявил административный истец, суд приходит к выводу о нарушении условий содержания вотношении соответствующего материально-бытового оснащения.

Административный истец обладал правом помывки в душе не реже одного раза в неделюпродолжительностью не менее 15 минут.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день (абзац 2 пункта 45 Правил).

Согласно справке Перков В.В. за время содержания в ФКУ СИЗО-6 обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием согласно нормы №2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время».

Кроме того, ФКУ СИЗО-6 представлены раскладки по полному соблюдению установленных норм питания за весь период содержания Перкова В.В.

При таком положении суд приводит к выводу о том, что питание было надлежащим.

Остальные недостатки условий содержания Перкова В.В.,изложенные им в административном исковом заявлении, суд признает необоснованными, не подтверждающимеся материалами дела.

Что касается ходатайства административного истца о допросе в качестве свидетеля ФИО9, то данное ходатайство было отозвано Перковым В.В. в связи с тем, что ФИО9 отказался принимать участие по данному делу в качестве свидетеля.

Что касается заявлений ФИО10 и ФИО11, приобщенных к административному исковому заявлению, то в судебном заседании Перков В.В. пояснил суду, что данные заявления он приобщил для сведения, что им планировалась подача жалобы в Европейский суд по правам человека, в связи с чем, просил не рассматривать данные заявления в качестве доказательств по заявленным им требованиям в рамках данного дела.

Таким образом, суд усматривает нарушения условий содержания, которое привело к созданию для административного истца ненадлежащих условий, суд находит основания для взыскания компенсации, поскольку условия в этой части не соотносимы с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.

Исходя из изложенного, суд усматривает незаконные действия и бездействие СИЗО-6, выразившиеся в нарушениях условий содержания Перкова В.В. в период с 19 сентября 2019 года по 9 апреля 2020 года.

Суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, признавая право административного истца на получение разумной и справедливой компенсации, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, степени нарушений прав административного истца, продолжительности такого нарушения, полагает, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация в сумме 60.900,00 рублей с Российской Федерации в лице ФСИН за счет средств казны Российской Федерации. При этом суд учитывает, что не все названные административным истцом нарушения нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования представителя административного истца Перкова Владимира Васильевича – адвоката Фроловой И.И. к административным ответчикам ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью – Федеральная служба исполнения наказаний, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными и необоснованными действия и бездействие администрации ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и взыскании с Российской Федерации за счет федерального бюджета компенсации в размере 500.000 рублей – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия и бездействие ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выразившееся в нарушении условий содержания Перкова Владимира Васильевича в период с 19 сентября 2019 года по 9 апреля 2020 года.

Взыскать в пользу Перкова Владимира Васильевича с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 60.900,00 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2021 года.

Судья                                                                              Золотухина А.В.

2а-850/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Перков Владимир Васильевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
Другие
Фролова Инесса Игоревна
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Золотухина Алёна Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация административного искового заявления
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2021Предварительное судебное заседание
18.03.2021Предварительное судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.08.2021Судебное заседание
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее