Дело 2а-1088/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Конновой О.С.
при секретаре Хрусловой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Челябинской области к административному ответчику Смирнов Б.Б. о взыскании пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Челябинской области (далее МРИ ФНС №19) обратилась в суд с административным иском к Смирнов Б.Б. об уплате пеней в с нарушением сроков уплаты земельного налога в размере 790 рублей 99 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что Смирнов Б.Б. по данным Инспекции являлся собственником земельных участков. За нарушение сроков уплаты земельного налога за 2014, 2015 и 2016 годы ему начислены пени. В адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате пеней. В добровольном порядке обязанность по уплате пеней Смирнов Б.Б. не исполнена, в связи с чем административный истец вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, надлежащим образом извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, на удовлетворении административного иска настаивал.
Административный ответчик Смирнов Б.Б. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, в предыдущем судебном заседании административный иск полагал необоснованным.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Материалами дела установлено, что Смирнов Б.Б. в период с 2014 года по 2016 год являлся собственником земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, с кадастровым номером №.
На основании судебного приказа №, выданного мировым судьей судебного участка № <адрес> со Смирнов Б.Б. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Челябинской области взыскан земельный налог за 2014 год и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 555 рублей 86 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.
Земельный налог за 2014 год уплачен (взыскан) налогоплательщиком в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции апелляционного определения Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ со Смирнов Б.Б. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Челябинской области взыскана недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 1297 рублей и пени в размере 28 рублей 97 копеек, за 2016 год в размере 1 582 рубля 25 копеек, пени в размере 30 рублей 64 копеек.
Из расчета, приведенного в иске следует, что пени за неуплату земельного налога за 2015 год начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, за неуплату земельного налога за 2016 год пени начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный налог за 2015 год уплачен (взыскан) налогоплательщиком в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, уплата земельного налога за 2016 год произведена частично в размере 1035 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом налогоплательщику Смирнов Б.Б. направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) – пени по земельному налогу в общей сумме 1 072,38 рублей по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме предъявлено ко взысканию 3 202 рубля 96 копеек.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного процессуального срока.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Карталы и Карталинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ о взыскании со Смирнов Б.Б. задолженности по пеням, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административный иск подан в Карталинский городской суд своевременно ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит взыскать пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 426 рублей 27 копеек, за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 рубль 75 копеек, за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 132 рубля 97 копеек.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Принимая во внимание, что земельный налог за 2014 год и 2015 год уплачен налогоплательщиком в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, а требование об уплате пеней направлено в августе 2019 года, то есть по истечении трехмесячного срока с момента уплаты всей суммы недоимки, суд приходит к выводу о попуске административным истцом процессуального срока по указанным требованиям, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в этой части.
В связи с нарушением срока уплаты земельного налога за 2016 год недоимка по пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 159 рублей 04 копейки, административный истец просит взыскать с налогоплательщика недоимку в размере 132 рубля 97 копеек, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в этой части у суда не имеется.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины в размере 400 рублей, рассчитанной на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика Смирнов Б.Б.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ суд,-
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать со Смирнов Б.Б., проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Челябинской области недоимку по земельному налогу за 2016 год: пени в размере 132 рубля 97 копеек.
Взыскать со Смирнов Б.Б. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Коннова
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2020 года
Председательствующий О.С. Коннова