УИД: 66OS0000-01-2019-000476-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
12 ноября 2019 года |
Дело № 3а-417/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2019.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2019.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кармановой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-417/2019 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сычева Вячеслава Михайловича
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Комитета по управлению государственным имуществом г. Каменск-Уральского
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №,
установил:
индивидуальный предприниматель Сычев Вячеслав Михайлович (далее - административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 27 марта 2018 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № (далее – земельный участок) в размере его рыночной стоимости 6706713 руб.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 16 июля 2019 года № ОК-0719-01, составленный оценщиком К.Д.И.., являющимся индивидуальным предпринимателем.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу, Комитет по управлению государственным имуществом г. Каменск-Уральского - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседании, надлежащим образом, возражений против удовлетворения заявленных требований не заявили.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы административного дела, допросив в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика К.Д.И., составившего отчет об оценке, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Согласно пункту 2 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, и в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Согласно части 1 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть 2).
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения административного искового заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
По материалам рассматриваемого административного дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 4 979 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – объект здравоохранения (профилакторий), расположенный по адресу: ....
Право собственности административного истца на данное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке и лицами, участвующим в деле, не оспариваются.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (№) размере 3395,99 руб./ кв.м. и составила по состоянию на 28 марта 2018 года 16908634,21 руб.
Соответственно, датой определения кадастровой стоимости является 27 марта 2018 года.
Результат определения кадастровой стоимости отражен в акте определения кадастровой стоимости от 28 марта 2018 года; сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 марта 2018 года.
Таким образом, являясь собственником земельного участка, административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Поэтому результат определения кадастровой стоимости земельного участка непосредственно влияет на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.
Оспаривая утвержденную в установленном законом порядке кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 16 июля 2019 года № ОК-0719-01, составленный оценщиком К.Д.И..
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 27 марта 2018 года составляет 6706 713 руб.
Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В судебном заседании К.Д.И. был допрошен судом в качестве свидетеля и после предупреждения его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подтвердил изложенные в отчете выводы.
Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ оценщиком правильно составлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость – 28 марта 2018 года.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленный отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, положениям и нормам Федеральных стандартов оценки.
Отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны и не содержат противоречий.
Показания свидетеля К.Д.И. являются последовательными, обоснованными и мотивированными.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено.
На основании изложенного, суд признает отчет об оценке от 16 июля 2019 года № ОК-0719-01, составленный оценщиком К.Д.И.. надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 27 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 6706 713 руб.
При определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 указанного постановления, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).
Датой обращения административного истца в суд является 11 сентября 2019 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Согласно платежному поручению от 06 августа 2019 года № 120 административный истец уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, что на 1700 рублей больше предусмотренного законом.
При таких обстоятельствах, административному истцу подлежит возврату из местного бюджета государственная пошлина в размере 1 700 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Сычева Вячеслава Михайловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, удовлетворить.
Установить по состоянию на 27 марта 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 6 706 713 (шесть миллионов семьсот шесть тысяч семьсот тринадцать) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 11 сентября 2019 года.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сычеву Вячеславу Михайловичу (( / / )) из местного бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 06 августа 2019 года № 120 государственную пошлину в размере 1 700 (одна тысяча семьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Н. Полевщикова