Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.02.2023 года
Судья Хахина А.М. | Дело № 33-1424/2023УИД 77RS0021-02-2022-004457-32 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Суринова М.Ю., Фокиной Т.А.
при секретаре Волнухиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
17 февраля 2023 года
дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 04 октября 2022 года, которым постановлено:
«Обязать Министерство обороны Российской Федерации, <данные изъяты>, принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка № (<адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.»
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил:
- обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, расположенных на территории военного городка № № (Ярославская область, <адрес>).
В обоснование иска ссылался на то, что военной прокуратурой Ярославского гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства в сфере экологии и природопользования, в ходе которой было установлено, что в рамках реорганизации ФГКЭУ «Ярославская КЭЧ района» Минобороны России и ФГКЭУ «Костромская КЭЧ района» Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России переданы объекты недвижимого имущества военного городка № (Ярославская область, <адрес>). В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 №, а также передаточным актом недвижимого имущества от 29.06.2017 сети водоснабжения и водоотведения вышеуказанного военного городка № закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.Указывает, что согласно акту осеннего осмотра объектов водопроводно-канализационного хозяйства военного городка № (<адрес>) от 08.10.2021 системы водоотведения требуют капитального ремонта, поскольку отсутствуют ограждения, имеются механические повреждения металлического настила, коррозия металлоконструкций, повреждение изоляции инженерных систем, коррозия труб, необходима замена компрессоров, а также замена контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации систем водоотведения влекут негативное воздействие на окружающую среду. Ссылается на то, что целях восстановления технического состояния систем водоотведения хозяйственно-бытовой канализации военных городков Западного военного округа разработаны тактико-технические задания (далее - ТТЗ) на строительство конструкцию) и проектирование очистных сооружений. Данные ТТЗ 02.07.2019 за исх. № и 16.07.2019 за исх. № направлены в адрес руководителя Департамента строительства Минобороны России. Указывает, что до настоящего времени канализационно-очистные сооружения военного городка № не включены в план модернизации инфраструктуры военных городков Минобороны России, что недопустимо, поскольку их отсутствие влияет на загрязнение окружающей среды.
Судом первой инстанции к участию в деле в порядке ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определением от 11.08.2022 (л.д.65) в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) ЖКС № (г.Ярославль).
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
На указанную апелляционную жалобу Минобороны России принесены письменные возражения.
От филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Западному военному округу) ЖКС № (г.Ярославль) на апелляционную жалобу поступили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Лица участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его дате и времени уведомлены надлежащим образом. В силу чего, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц ( ст.ст.167. 327 ГПК РФ)
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, представлении обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в рамках реорганизации ФГКЭУ «Ярославская КЭЧ района» Минобороны России и ФГКЭУ «Костромская КЭЧ района» Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № на балансовый учет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России переданы объекты недвижимого имущества военного городка № (<адрес>). В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 №, а также передаточным актом недвижимого имущества от 29.06.2017 сети водоснабжения и водоотведения вышеуказанного военного городка № закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что подтверждается ответом ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России (л.д.34-35), передаточным актом с приложениями (л.д.36-41)
Из письма ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) ЖКС № (г.Ярославль) от 14.01.2022 (л.д.35) следует, что от комплекса очистных сооружений по адресу: <адрес> в эксплуатацию ЖКС № переданы только иловые площадки и блок аэротенков отстойников. Все очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии и требуют проведения реконструкции или нового строительства.
Разрешая требования военного прокурора и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.125, 209, 210,214), Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 3 марта 2017 года N 607, исходил из необходимости в рассматриваемой ситуации совершения действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, допущенных при эксплуатации котельной.
Судом первой инстанции отмечено, что в силу положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных данному министерству организаций. Финансирование ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляется за счет, в том числе средств федерального бюджета с учетом государственного задания на финансовый год, которое формируется и утверждается. Следовательно на Министерство обороны Российской Федерации подлежит возложение обязанности по устранению допущенного нарушения.
С указанными выводами суда первой инстанции суда апелляционной инстанции согласиться не может, так как они сделаны с существенными нарушениями норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России. К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктами 68, 71 пункта 7 Положения отнесено, в том числе, организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания, эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Согласно пунктам 12, 21, 25 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации данное учреждение создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации; для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет функции по обеспечению содержания (эксплуатации), проектирования, капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков). Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, в котором предусмотрена ответственность ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктами 14 - 16 Руководства филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" отвечают, в том числе, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом данного учреждения. Министерство обороны Российской Федерации выделяет лимиты бюджетных средств на текущий, капитальный ремонты и реконструкцию зданий и сооружений ФГКУ "ЦЖКУ" единовременно на текущий год. При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели. Таким образом, возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как собственника имущества обязанность по совершению определенных действий, связанных с устранением нарушений в жилищно-коммунальной сфере, суд первой инстанции не применил названные выше акты, не учёл организационную структуру названного министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не принял во внимание, что Министерство обороны Российской Федерации организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд обязан принять решение по заявленным истцом требованиям и только в случаях, предусмотренных федеральным законом, мог выйти за пределы исковых требований.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указано, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 названного кодекса.
Таким образом, рассмотрение дела в пределах заявленных требований означает присуждение истцу не более того, о чем он просит, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска, и обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 ГПК РФ.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 131 ГПК РФ) и каком объеме требовать от суда защиты (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. В случае, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, суд обязан отказать в удовлетворении иска, заявленного к такому ответчику.
Требований к ФГБУ "ЦЖКУ", истец не заявлял, в силу чего они не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом установленных выше обстоятельств, поскольку суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, что согласуется с положениями части 3 статьи 196 и статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о принятии мер к реконструкции комплекса биологических очистных сооружений, в связи с чем решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 04 октября 2022 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении иска военного прокурора Ярославского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Председательствующий
Судьи