Дело № 2а-343/2019
Решение
Именем Российской Федерации
31 мая 2019 года город Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием представителя административного истца Слепицына И.В., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Румянцевой К.А., при секретаре Курмашевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации городского округа город Шарья Костромской области к судебным приставам-исполнителям ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворову И.А., Румянцевой К.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №______,
Установил:
Администрация городского округа город Шарья Костромской области обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревского районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А. о взыскании исполнительского сбора от 16.01.2019г. по исполнительному производству №______.
В обоснование заявления указано, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 12.10.2017 года по делу №______ удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанности предоставить Шашкова С.В. в срок до 01.06.2018 года на состав семьи 5 человек: Шашкова С.В., Ш.С.К., Ш.Н.С., Ш.И.С., Ш.С.С. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное изолированное благоустроенное применительно к условиям городского округа город Шарья жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 67,6 квадратных метра в границах территории городского округа город Шарья. Решение суда вступило в законную силу 18.11.2017 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области от 09.06.2018 года на основании исполнительного листа от 12.10.2017 №______ было возбуждено исполнительное производство №______. Указанным постановлением установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области И.А. Суворова от 16.01.2019 года №______ с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией 17 января 2019 года.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.
В связи с тем, что бюджет на 2018 год городского округа город Шарья, утверждённый решением Думы городского округа город Шарья от 22.12.2017 года №______, на начало года имел дефицит бюджета в сумме 18 465,2 тысяч рублей, а на конец 2018 года дефицит бюджета составлял 36 978,7 тыс. руб. (решение Думы городского округа город Шарья от 25.12.2018 №______ «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья от 22.12.2017 № 50-ДН «О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2018 год»), при этом в бюджете не были запланированы денежные средства для приобретения жилого помещения Шашковой С.В., КУМИ администрации городского округа город Шарья направил в финансовое управление администрации городского округа город Шарья ходатайство от 04.07.2018 года №______ о выделении лимитов из бюджета городского округа город Шарья для приобретения жилого помещения С.В. Шашковой.
Решением Думы городского округа город Шарья от 25.12.2018 года №______ был утвержден бюджет городского округа город Шарья Костромской области на 2018 год, в котором заложены денежные средства на приобретение жилых помещений в размере 1500 000 рублей, лимиты бюджетных обязательств доведены до КУМИ администрации городского округа город Шарья уведомлением финансового управления администрации городского округа город Шарья от 26.12.2018 года №______.
Для приобретения жилого помещения, которое подлежит передаче Шашковой С.В. по договору социального найма, необходимо соблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ» О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлен единый порядок определения поставщиков, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме, за нарушение которого законодательством РФ установлена административная ответственность.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья 10.01.2019 г. на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» размещен план закупок на 2019 год, в соответствии с которым запланировано приобретение жилых помещений на общую сумму 8784718 рублей.
После формирования обоснования закупки будет объявлен электронный аукцион на право заключения договора купли-продажи жилого помещения и заключен муниципальный контракт. После оформления права муниципальной собственности жилое помещение будет предоставлено взыскателю по договору социального найма.
Таким образом, администрация принимает меры, необходимые для исполнения решения Шарьинского районного суда от 12.10.2017 года по делу №______. В связи с необходимостью соблюдения при предоставлении помещения норм бюджетного законодательства и законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд реальное исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить Шашковой С.В. жилое помещение в установленный в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области от 09.06.2018 г. пятидневный срок было невозможно вследствие объективных обстоятельств. Таким образом, вина администрации в неисполнении судебного решения в установленный срок отсутствует.
Помимо вышеперечисленного, администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.
Таким образом, администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась исходя из существа правоотношения. Денежные средства на предоставление жилого помещения Шашковой С.В. были предусмотрены в бюджете городского округа город Шарья только на 2019 год, решением Думы городского округа город Шарья от 25.12.2018 года №______. Распределение денежных средств, являющихся доходами бюджета, является прерогативой думы городского округа - представительного органа местного самоуправления. Предоставление квартиры за период с 1 по 16 января 2019 г. также было невозможно в связи с необходимостью проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2013 года № 44-ФЗ, которые не могли быть завершены в данный 16-дневный срок.
Определением суда от 30.04.2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика по делу привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель Шашкова С.В.
Определением суда от 31.05.2019 года в качестве административного соответчика по делу привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Румянцева К.А., в производстве которой находится исполнительное производство №______.
Дело рассматривается в отсутствие представителя УФССП по Костромской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 41).
Дело рассматривается в отсутствие судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А., заинтересованного лица взыскателя Шашковой С.В., уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, просивших о рассмотрении дела без их участия (л.д. 34, 40, 49).
В судебном заседании представитель административного истца Слепицын И.В. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что план-график закупок товаров для обеспечения муниципальных нужд утверждён, 31 мая 2019 года планируется объявление аукциона на приобретение для Шашковой С.В. жилого помещения, документация утверждена. Бюджет городского округа город Шарья предусматривает поквартальное распределение денежных средств, на 2-й квартал 2019 года были запланированы денежные средства для приобретения для Шашковой С.В. жилого помещения.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Румянцева К.А. требования административного истца не признала, пояснила, что исполнительное производство было возбуждено 09.06.2018 года, в установленный для исполнения пятидневный срок администрация городского округа город Шарья требования исполнительного документа не исполнила. В связи с чем, согласно Федерального закона «Об исполнительном производстве» с администрации городского округа город Шарья был взыскан исполнительский сбор.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 12 октября 2017 г. были удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Шашковой Светланы Владимировны к администрации городского округа город Шарья. На ответчика возложена обязанность предоставить Шашковой С.В. на состав семьи 5 человек во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное изолированное благоустроенное применительно к условиям городского округа город Шарья жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 67,6 кв. метров в границах территории городского округа г. Шарья (л.д. 36-39).
Данное решение вступило в законную силу, судом был выписан исполнительный лист.
На основании исполнительного листа 09.06.2018г. судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №______ должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления (л.д. 43).
Копия постановления 27.06.2018г. направлена в адрес администрации городского округа город Шарья, получена 28.06.2018г. (л.д. 44-46).
В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнено не было.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А. от 16.01.2019 года в связи с неисполнением в срок, установленным для добровольного исполнения исполнительного документа, с администрации городского округа город Шарья взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей (л.д. 5).
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 12 октября 2017 года на администрацию городского округа город Шарья возложена обязанность предоставить Шашковой С.В. на состав семьи 5 человек во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное изолированное благоустроенное применительно к условиям городского округа город Шарья жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 67,6 кв. метров в границах территории городского округа г. Шарья.
Из материалов дела следует, что в связи с тем, что бюджет на 2018 год городского округа город Шарья, утверждённый решением Думы городского округа город Шарья от 22.12.2017 года №______, на начало года имел дефицит бюджета в сумме 18 465,2 тысяч рублей, а на конец 2018 года дефицит бюджета составлял 36 978,7 тыс. руб. (решение Думы городского округа город Шарья от 25.12.2018 №______ «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья от 22.12.2017 № 50-ДН «О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2018 год»), при этом в бюджете не были запланированы денежные средства для приобретения жилого помещения Шашковой С.В., 04.07.2018г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья направлено в финансовое управление администрации городского округа город Шарья ходатайство о выделении лимитов из бюджета городского округа город Шарья для приобретения жилого помещения для Шашковой С.В. (л.д. 8, 23, 24).
Решением Думы городского округа город Шарья от 25.12.2018 года №______ « О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2019 год» был утвержден бюджет городского округа город Шарья Костромской области на 2019 год, в котором предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в муниципальную собственность (л.д. 6).
Распределение денежных средств, являющихся доходами бюджета, является компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы городского округа город Шарья.
По объективным обстоятельствам денежные средства на предоставление жилого помещения для Шашковой С.В. были предусмотрены в бюджете городского округа город Шарья только на 2019 год.
20.05.2019г. председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в котором предусмотрено приобретение изолированного благоустроенного жилого помещения (квартиры), общей площадью не менее 68 кв. м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории городского округа город Шарья (л.д. 47-48).
31.05.2019г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья в отдел экономического развития администрации городского округа направлена заявка на организацию размещения муниципального заказа путем проведения электронного аукциона для приобретения изолированного благоустроенного жилого помещения (квартиры), общей площадью не менее 68 кв. м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории городского округа город Шарья (л.д. 50-54).
По мнению суда, администрацией городского округа город Шарья представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер с учетом отсутствия необходимых денежных средств для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.
При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, административный иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:Административный иск администрации городского округа город Шарья Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа город Шарья Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А. о взыскании исполнительского сбора от 16.01.2019 года по исполнительному производству №______.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков
Решение вступило в законную силу __________