Дело № 2а-1236/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.02.2022 г. Пермь
Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего Разумовского М.О.,
при секретаре Накаряковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть» о ликвидации некоммерческой организации, исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции России по Пермскому краю обратилось в суд с иском о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть», исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указано, что 21.07.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю принято решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть». Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН – 1175958030720 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю.
Организация действует на основании устава в редакции от 07.07.2017.
Организация не выполняет требования пункта 3 ст.32 Закона №7-ФЗ, приказов Минюста России от 26.05.2020 № 122, от 31.03.2021 № 50, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации, что подтверждается отсутствием информации о предоставлении отчетов за 2019-2020 в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), отсутствием в учетном деле организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Кроме того, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона №7-ФЗ организация не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчета о своей деятельности или предоставлению средствам массовой информации для публикации отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
За неисполнение требований законодательства к организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений и составления протокола об административном правонарушении.
За непредставление отчета за 2019 Управлением 17.07.2020 организации выносились предупреждение со сроком устранения нарушений до 19.10.2020. Предупреждение надлежащим образом направлялось по адресу организации, конверт вернулся в адрес Управления. На предупреждение организация не ответила, нарушения к установленному сроку не устранила. В связи с невыполнением в установленный срок законно вынесенного предупреждения Управлением 20.10.2020 в отношении организации был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья установил наличие вины организации и вынес наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Таким образом нарушения организацией не устранены.
За не предоставление организацией отчетности за 2019-2020 Управление 23.07.2021 вынесло предупреждение, в котором был установлен срок для устранения нарушений до 02.11.2021.
Предупреждение также направлялось в адрес организации, которое не получено, конверт вернулся в адрес Управления. К установленному сроку (до 02.11.2021) Организация отчетность за 2019-2020 не предоставила.
Предупреждения организацией не обжаловались.
Управление приходит к выводу, что организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в непредоставлении отчетности за 2019-2020, в не исполнении законно вынесенных предупреждений, не обеспечен публичный доступ к отчетности, отсутствии сведений об обновленном адресе (месте нахождения) организации.
Каких-либо мер по устранению нарушений организацией не предпринято. Учитывая фактическое прекращение деятельности, выявленные нарушения влекут невозможность их устранения законным способом.
Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ и, следовательно, не возможности исключения организации из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации.
Административный истец Управление Министерства юстиции России по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласен.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.В соответствии с приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности некоммерческими организациями за 2019г. перенесен на 01.07.2020г.
В соответствии с приказом Минюста РФ от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции РФ» от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроком предоставления некоммерческими организациями отчетности» сроки предоставления отчетности некоммерческими организациями за 2020г. перенесены на 15.07.2021г.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В силу части 4.1 статьи 32Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю определено как территориальный орган, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Из материалов дела следует, что 21.07.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю принято решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть». Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 26.07.2017 с присвоением ОГРН – 1175958030720 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю. Организация действует на основании устава в редакции.
В судебном заседании установлено, что Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть» не выполняет требования п. 3 ст. 32 Федерального закона 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказов Минюста России от 26.05.2020 № 122, от 31.03.2021 № 50, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
Подтверждением данного факта является отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2019-2020 в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организации» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО, а также отсутствие в учетном деле организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019-2020гг.
Кроме того, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона №7-ФЗ организация не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчета о своей деятельности или предоставлению средствам массовой информации для публикации отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
В адрес Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть», указанный в ЕГРЮЛ и Уставе Организации (<адрес>), Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю 17.07.2020 вынесено предупреждение с требованиями устранить нарушения до 19.10.2020 и предоставить в адрес Управления Министерства юстиции по Пермскому краю отчеты о деятельности за 2019, заявление и информацию о продолжении деятельности в указанный период.
Предупреждение ответчиком подучено не было, конверт вернулся в адрес Управления Министерства юстиции РФ.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчиком предупреждение обжаловалось.Организация на предупреждение не ответила, нарушения к установленному сроку не устранила.
В связи с чем Управлением Министерства юстиции РФ был составлен протокол об административном правонарушении № от 20.10.2020, на основании которого постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского судебного района г. Перми от 18.12.2020 Автономная некоммерческая организация «Центр содействия семье «Детство есть» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
За не предоставление организацией отчетности за 2019-2020 Управление Министерства юстиции РФ. 23.07.2021 вынесла предупреждение в адрес организации с требованием устранить допущенные нарушения, представить в адрес Управления в срок до 02.11.2021 отчет о деятельности за 2019,2020 по формам № ОН0001, №ОН0002, заявление и информацию о продолжении деятельности за указанный период.
Предупреждение ответчиком получено не было, конверт вернулся в адрес Управления Министерства юстиции РФ.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчиком предупреждение обжаловалось. Организация на предупреждение не ответила, нарушения к установленному сроку не устранила.
Административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято. Данные обстоятельства в силу положений части 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ являются основанием для ликвидации организации в судебном порядке.
Отсутствие сведений о деятельности Автономной некоммерческой организации «Центр содействия семье «Детство есть» указывает на то, что организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, а, следовательно, невозможности исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.
Непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дает суду основание для ликвидации организации, а также исключения её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр содействия семье «Детство есть» (ОГРН 1175958030720).
Исключить Автономную некоммерческую организацию «Центр содействия семье «Детство есть» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья М.О. Разумовский