Решение по делу № 2-817/2019 от 18.09.2019

Дело № 2-817/2019

УИД 11RS0016-01-2019-001344-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,

с участием прокурора Закидальской Д.И.,

представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёминой О.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Спецстроймеханизация плюс» Барбир И.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

26 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Сыктывдинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

И.о. прокурора Сыктывдинского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Сыктывдинский» о возложении обязанности в срок до 01.01.2021 обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги «Подъезд к д. Парчег» (идентификационный номер путем приведения её в соответствии с требованиями пп.5.2.4, 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка по коллективному обращению жителей с.Зеленец, в ходе которой установлено, что дорожное полотно спорной дороги находится в ненадлежащем состоянии. Указывая, что полномочия по содержанию спорной дороги находятся в ведении ответчика, которым не исполняется возложенная на него законом обязанность по ее содержанию, а неудовлетворительное состояние автодороги нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, и.о. прокурора обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Определением от 08.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, судом привлечены ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», АО «Коми дорожная компания».

Определением от 22.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, судом привлечено ООО «Спецстроймеханизация Плюс».

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании оставила решение рассматриваемого спора на усмотрение суда, по существу не оспаривала ненадлежащее состояние спорного участка дороги, при удовлетворении исковых требований просила установить срок исполнения до 01.01.2022.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, поддержал исковые требования прокурора, указал на необходимость установления ответчику срока до 31.10.2020.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», АО «Коми дорожная компания», ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в прокуратуру Сыктывдинского района Республики Коми поступило коллективное обращение жителей с. Зеленец по факту нахождения в ненадлежащем состоянии автомобильной дороги «Подъезд к д. Парчег».

На основании указанного обращения прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что автодорога «Подъезд к д. Парчег» имеет дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, размеры которых превышают допустимые нормы. Указанные нарушения выявлены на участках: км 0+300, 1+000, 1+700, 2+200, 2+700, 3+000, 3+500, 3+600, 3+800, 4+100, 5+800, 6+800, 8+000, 8+600. На всем протяжении автомобильной дороги отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная схемами организации дорожного движения, что не отвечает требованиям п.п. 5.2.4, 6.3.1 ГОСТ 50597-2017.

Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорная автодорога расположена на административной территории муниципального района «Сыктывдинский», включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Как следует из преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», он устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (пункты 6, 12 статьи 3).

Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно статье 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).

Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отнесено к собственным полномочиям администрации МО МР «Сыктывдинский».

Таким образом, администрация МО МР «Сыктывдинский» является лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Наличие указанной обязанности представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Перечень и допустимые предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, лиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к техническому состоянию организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно п. 5.2.4 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В силу п. 6.3.1 ГОСТа дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Согласно п. 4.2 указанного ГОСТа в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дороги улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Согласно подп. «а» п. 13.2 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 на покрытии проезжей части должны отсутствовать просадки, проломы, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Факт нахождения спорной автодороги в ненадлежащем состоянии по существу не оспаривался в ходе рассмотрения дела представителем ответчика и подтверждается, в том числе имеющимися в материалах дела доказательствами, в числе которых акт комплексного обследования автомобильной дороги от 29.07.2019, акт проверки от 31.07.2019, предписание от 01.08.2019. Содержание данных актов администрацией не опровергнуто.

Доказательств соответствия спорной автомобильной дороги требованиям указанного выше технического регламента и ГОСТа ответчиком не представлено.

Разрешая требования прокурора, учитывая установленный в ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего состояния автомобильной дороги, обязанность ответчика содержать автомобильные дороги местного значения в надлежащем состоянии, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворениям заявленных требований, поскольку несоответствие спорной автодороги вышеприведенным требованиям закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении.

Рассматривая доводы ответчика об установлении ему срока обеспечения безопасных условий эксплуатации автомобильной дороги «Подъезд к д. Парчег» до 01.01.2022, суд приходит к выводу, что установление столь длительного срока исполнения приведет к нарушению прав граждан и иных потребителей транспортных услуг на безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок ответчик вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Оценивая доводы третьего лица об установлении ответчику срока до 31.10.2020, суд полагает данный срок недостаточным для выполнения вышеуказанной обязанности, требующей значительных временных и финансовых затрат.

Учитывая приведенные нормы закона, а так же установленные обстоятельства, суд находит требования и.о. прокурора подлежащими удовлетворению, в том числе в части установления срока исполнения до 01.01.2021, полагая данный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком возложенных на него действий.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до 01.01.2021 обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги «Подъезд к д. Парчег» (идентификационный номер ) путем приведения в соответствие с требованиями пунктов 5.2.4, 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

Решение в окончательной форме принято 02.12.2019.

2-817/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Сыктывдинского районоа
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Другие
ГКУ РК "Управление автомобильных дорог РК"
ООО «Спецстроймеханизация плюс»
ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому р-ну
АО "Коми дорожная компания"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее