Дело № 2а-87/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2020 п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края, в составе судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., рассмотрев административное дело по административному иску ОАО «Российские железные дороги» об оспаривании бездействий Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ОАО «РЖД» в лице представителя по доверенности Колобова И.С., обратилось с указанным административным иском об оспаривании бездействий Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что на основании исполнительных листов, выданных Пограничным районным судом Приморского края по делу № 2-159/2008, в производстве судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. имеется исполнительное производство № в отношении должника ФИО5 об истребовании из незаконного владения земельного участка, площадью 125 кв.м., прилегающего к железнодорожному пути 52 станции Гродеково ДВЖД, расположенного на расстоянии примерно 90 метров на север от ориентира, ориентир жилой дом (<адрес>), входящий в состав земельного участка, общей площадью 607 700 кв.м., расположенного по адресу: ориентир железнодорожный мост, адрес ориентира: <адрес>, на расстоянии <адрес> направления, кадастровый №
Также, на основании исполнительных листов, выданных Пограничным районным судом Приморского края по делу № 2-159/2008, в производстве судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Козырь Н.Н. имеется исполнительное производство № в отношении должника ФИО5 об устранении препятствий в пользовании земельным участком, площадью 125 кв.м., прилегающим к железнодорожному пути <адрес> станции <адрес> ДВЖД, расположенным на расстоянии примерно 90 метров на север от ориентира, ориентир жилой дом (<адрес>), входящим в состав земельного участка, общей площадью 607 700 кв.м., расположенным по адресу: ориентир <адрес> направления, кадастровый №, путем сноса кирпичного строения, находящегося на указанном земельном участке, площадь. 125 кв.м.
Взыскателем в УФССП России по Приморскому краю было направлено обращение о предоставлении информации о сроках исполнения решения суда. Согласно ответу и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан от 25.10.2019, исполнить решение суда возможно лишь за счет бюджетных средств. ОАО «РЖД» считает указанный ответ, как бездействие судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., а также начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М., незаконным и необоснованным, поскольку:
Принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей (ч.1 ст.5).
Статей 12 частью 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», закреплена обязанность судебного пристава в процессе принудительного исполнения судебных актов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Этой же статьей предусмотрен перечень исполнительных действий, которые судебный пристав вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Мерой принудительного исполнения, в соответствии с п. 10.2 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества.
Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций предусмотрены ст.107 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с ч. 3 данной статьи исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.
Согласно ч.8 ст.107 указанного закона, в целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.
Так, в ответе от 25.10.2019 № указано, что с должника уже были взысканы расходы по сносу самовольного строения и был заключен государственный контракт № с ООО «ФИО1», предметом которого являлось выполнение работ по сносу самовольной постройки, однако данные работы были выполнены частично, как указано в ответе. Исполнить решение суда возможно только за счет бюджетных средств.
Письмом от 31.03.2014 № директором Федеральной службы судебных приставов утверждены Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольных возведенных строений, в соответствии с п.11.1 которых определен порядок исполнения судебного акта о сносе самовольно возведенных построек.
В пункте 3.10 данных Методических рекомендаций, указано, в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.
Между тем, исходя из содержания ответа и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан Красикова Ю.В. от 25.10.2019 №, имеются основания предполагать, что старший судебный пристав межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. не обращается к руководителю УФССП России по приморскому краю с надлежаще оформленной запиской.
Кроме того, в нарушение пункта 3.5 Методических рекомендаций судебными приставами-исполнителями Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н. не составлены и не приобщены к материалам исполнительного производства план-схемы земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов. Данное обстоятельство также препятствует оформлению старшим судебным приставом Тараненко С.М. надлежащей докладной записки.
Таким образом, судебные приставы Егорова А.Н. и Козырь Н.Н., а также старший судебный пристав исполнитель Тараненко С.М. имели возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделали этого.
В соответствии с п.4 Положение о Федеральной службе судебных приставов, Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, ФССП России осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, утвержденным приказом ФССП России от 02.10.2013 № 346, Управление Федеральной службы судебных приставов по приморскому краю является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Приморского края.
В силу пункта 2.1.14 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, утвержденным приказом ФССП России от 02.10.2013 № 346, УФССП России по Приморскому краю осуществляет размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд территориального органа и заключает государственные контракты и договоры в установленном законодательством порядке.
Таким образом, в случае оформления и направления старшим судебным приставом межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. надлежащей докладной записки, УФССП России по Приморскому краю в дальнейшем обязано будет заключить государственный контракт/договор с соответствующей специализированной организацией. Не принятие своевременных и достаточных мер, направленных на исполнение решения суда, свидетельствует о нарушении требований законодательства об исполнительном производстве, и как следствие, продолжает создавать угрозу безопасности движения, поскольку самовольная постройка расположена в полосе отвода.
Просит суд признать ответ и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан Красикова Ю.В. от 25.10.2019 № незаконным и несоответствующим Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве. Признать бездействие судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., допущенные по исполнительным производствам № и №, незаконным и несоответствующим Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве. Обязать судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, составить и приобщить к материалам исполнительных производств № и № план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов. Обязать судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, информировать старшего судебного пристава межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. об организации дальнейшего исполнения решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу № 2-159/2008 за счет средств федерального бюджета. Обязать старшего судебного пристава межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться с надлежаще оформленной докладной запиской на имя руководителя УФССП России по Приморскому краю, в которой изложить суть требований исполнительных документов неимущественного характера, выданных Пограничным районным судом Приморского края по гражданскому делу № 2-159/2008, а также в хронологическом порядке описать действия, предпринятые для исполнения требований исполнительных документов. В целях исполнения решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу № 2-159/2008 обязать Управление УФССП России по Приморскому краю в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить размещение заказа на выполнение соответствующих работ и заключить государственный контракт/договор в установленном законом порядке. Обязать судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привлечь специализированную организацию и за счет средств федерального бюджета произвести исполнение решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу №.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» по доверенности Божевольный А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам изложенным в иске. Также пояснил, что несмотря на то, что в материалах исполнительного производства имеются сведения о частичном исполнении решения суда организацией, привлеченной судебным приставом-исполнителем ООО «ФИО1», выделение бюджетных средств на исполнение решения суда по сносу строения, и оплатой должником Пироговым В.А. работ по исполнению решения суда, фактически никаких действий выполнено не было. По данному факту возбуждено уголовное дело, определяется круг виновных лиц, куда делить бюджетные средства устанавливается органами следствия. Административный истец просит суд в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать административного ответчика исполнить решение суда, так как полагает указанный срок достаточным и разумным.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Приморскому краю, старший судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. и судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егорова А.Н. не явились, о дате и времени судебного заседания был надлежаще извещены. О причинах неявки не сообщили.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Козырь Н.Н. в судебное заседание не явилась, направила в суд свои возражения, согласно которых 10.06.2011 было возбуждено исполнительное производство № от истребовании из незаконного владения Пирогова В.А. земельного участка, площадью 125 кв.м., прилегающего к железнодорожному пути <адрес> станции <адрес> Дальневосточной железной дороги по адресу: <адрес>.
10.06.2019 возбуждено исполнительное производство № об устранении препятствий в пользовании земельным участком, площадью 125 кв.м., прилегающего к железнодорожному пути 52 станции Гродеково Дальневосточной железной дороги, расположенного на расстоянии примерно 90 метров на север от ориентира, ориентир жилой дом (<адрес>), путем сноса кирпичного строения, находящегося на земельном участке, площадью 125 кв.м.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направлена взыскателю, должнику, в суд в соответствии с ч.17 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве».
В ходе исполнения, судебным приставом-исполнителем приняты все меры, предусмотренные ст. 105, 107, 112, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве», направленные на исполнение судебного решения.
15.11.2010 был заключен государственный контракт №, предметом которого являлось выполнение работ по сносу части здания. Денежные средства из федерального бюджета во исполнение работ по государственному контракту № перечислены контрагенту. Согласно полученного отчета, с ООО «ФИО1» работы по государственному контракту были выполнены.
В ходе совершения исполнительных действий по адресу: <адрес>, установлено, что государственный контракт №, предметом которого являлось выполнение работ по сносу части здания были выполнены частично.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Пирогова В.А. расходов по совершению исполнительных действий, направленных на принудительное исполнение решения суда. Расходы по совершению исполнительных действий Пироговым В.А. оплачены в полном объеме.
В соответствии со ст.113 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель привлекал Пирогова В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15, ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Решением районного суда по заявлению Пирогова В.А. об освобождении его об административной ответственности, ему отказано.
Пирогов В.А. обжаловал данное решение суда в суд вышестоящей инстанции. Решением суда апелляционной инстанции Пирогов В.А. освобожден от административной ответственности. В связи с тем, что он оплатил расходы по совершению исполнительных действий, направленных на принудительное исполнение решение суда. В следствие чего, привлечь его административной ответственности оснований не имеется.
Исполнить решение суда возможно только за счет средств федерального бюджета.
02.09.2015 решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края суда было отказано в ОАО «РЖД» в удовлетворении жалобы о признании действий / бездействий судебных приставов межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, отказано.
Определением коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда признано незаконное бездействие Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю по исполнительным производствам № и №, а также возложена обязанность на Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю принять меры к надлежащему исполнению требований исполнительных документов в рамках исполнительных производств № и №.
Согласно нормам ФЗ «Об исполнительном производстве» иной порядок, кроме как подготовки служебной записки на имя руководителя УФССП России по Приморскому краю о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, исполнения данной категории исполнительных документов (сноса) не предусмотрен.
24.05.2016, 14.04.2017, 27.06.2017 судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» подготовлена служебная записка на имя руководителя УФССП России по Приморскому краю о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, которая была направлена заместителю директора ФССП – заместителю главного судебного пристава России.
07.05.2018 получено письмо от ФССП России о рассмотрении заявки на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на снос самовольной постройки по адресу: <адрес>. Выделение дополнительных средств на снос самовольной постройки невозможно в связи с дефицитом средств в 2018 году на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.
14.10.2019 судебным приставом-исполнителем в соответствии ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» подготовлена служебная записка на имя руководителя УФССП России по Приморскому краю о выделении денежных средств для исполнения судебного решения.
Согласно Письма ФССП России от 31.03.2014 № 8 «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольных возведенных строений», привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч.2 п.2 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, определены бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств (распорядителя средств соответствующего бюджета), которым согласно определению, данному в ст.6 Кодекса, является государственный орган, орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Таким образом, судебный пристав-исполнитель не обладает полномочиями, знаниями по проведению государственных закупок, а также по подбору претендентов (подрядных организаций) и, тем более, не является главным распорядительным органом.
Кроме того, административный истец ссылается в заявлении на неисполнение письма директора ФССП России от 31.03.2014 № 8 «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольных возведенных строений», данное письмо носит рекомендательный характер при исполнении требований исполнительного документа.
В части требования заявителя о понуждении судебного пристава-исполнителя самостоятельно организовать исполнение решения суда, полагает, что из смысла п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, оно является несостоятельным, поскольку суд не наделен полномочиями предопределять действия должностного лица, осуществляющего исполнение исполнительного документа, а также возлагать на него обязанность произвести конкретные действия в рамках исполнительного производства, подменяя собой иные органы, в решении подведомственных им вопросов.
По смыслу ст.227 КАС РФ, для признания незаконным действия судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными. Заявителем не указаны нормы закона, которые были нарушены. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям ст. ст. 50, 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и в суде.
В силу положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
Пограничным районным судом Приморского края по делу №, в производстве судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. имеется исполнительное производство № в отношении должника Пирогова В.А. об истребовании из незаконного владения земельного участка, площадью 125 кв.м., прилегающего к железнодорожному пути 52 станции Гродеково ДВЖД, расположенного на расстоянии примерно 90 метров на север от ориентира, ориентир жилой дом (<адрес>), входящий в состав земельного участка, общей площадью 607 700 кв.м., расположенного по адресу: ориентир железнодорожный мост, адрес ориентира: <адрес> направления, кадастровый номер №
Также, на основании исполнительных листов, выданных Пограничным районным судом Приморского края по делу № 2-159/2008, в производстве судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Козырь Н.Н. имеется исполнительное производство № в отношении должника Пирогова В.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, площадью 125 кв.м., прилегающим к железнодорожному пути <адрес> станции <адрес> ДВЖД, расположенным на расстоянии примерно 90 метров на север от ориентира, ориентир жилой дом (<адрес>), входящим в состав земельного участка, общей площадью 607 700 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый № путем сноса кирпичного строения, находящегося на указанном земельном участке, площадь. 125 кв.м.
Взыскателем в УФССП России по Приморскому краю направлено обращение о предоставлении информации о сроках исполнения решения суда. Согласно ответу и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан от 25.10.2019, исполнить решение суда возможно лишь за счет бюджетных средств. ОАО «РЖД» считает указанный ответ, как бездействие судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., а также начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М., незаконным и необоснованным, поскольку:
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Статей 12 частью 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», закреплена обязанность судебного пристава в процессе принудительного исполнения судебных актов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Этой же статьей предусмотрен перечень исполнительных действий, которые судебный пристав вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Мерой принудительного исполнения, в соответствии с п. 10.2 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества.
Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций предусмотрены ст.107 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с ч. 3 данной статьи исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.
Согласно ч.8 ст.107 указанного закона, в целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.
Так, в ответе от 25.10.2019 № указано, что с должника Пирогова В.А. уже были взысканы расходы по сносу самовольного строения и был заключен государственный контракт № с ООО «ФИО1», предметом которого являлось выполнение работ по сносу самовольной постройки, однако данные работы были выполнены частично, как указано в ответе. Исполнить решение суда возможно только за счет бюджетных средств.
Письмом от 31.03.2014 № директором Федеральной службы судебных приставов утверждены Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольных возведенных строений, в соответствии с п.11.1 которых определен порядок исполнения судебного акта о сносе самовольно возведенных построек.
В пункте 3.10 данных Методических рекомендаций, указано, в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.
Исходя из содержания ответа и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан Красикова Ю.В. от 25.10.2019 №, имеются основания предполагать, что старший судебный пристав межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. не обращается к руководителю УФССП России по приморскому краю с надлежаще оформленной запиской.
Согласно пункта 3.5 Методических рекомендаций к материалам исполнительного производства судебными приставами-исполнителями должны быть составлены и приобщены план-схемы земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов. Данное обстоятельство также препятствует оформлению старшим судебным приставом надлежащей докладной записки.
Таким образом, судебные приставы Егорова А.Н. и Козырь Н.Н., а также старший судебный пристав исполнитель Тараненко С.М. имели возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделали этого. Решение суда не исполнено более 10 лет. Заявок на выделение денежных средств на исполнение решения за счет бюджетных средств в 2019 году не направлялось.
В соответствии с п.4 Положение о Федеральной службе судебных приставов, Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, ФССП России осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, утвержденным приказом ФССП России от 02.10.2013 № 346, Управление Федеральной службы судебных приставов по приморскому краю является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Приморского края.
В силу пункта 2.1.14 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, утвержденным приказом ФССП России от 02.10.2013 № 346, УФССП России по Приморскому краю осуществляет размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд территориального органа и заключает государственные контракты и договоры в установленном законодательством порядке.
Таким образом, в случае оформления и направления старшим судебным приставом межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Тараненко С.М. надлежащей докладной записки, УФССП России по Приморскому краю в дальнейшем обязано будет заключить государственный контракт/договор с соответствующей специализированной организацией. Не принятие своевременных и достаточных мер, направленных на исполнение решения суда, свидетельствует о нарушении требований законодательства об исполнительном производстве, и как следствие, продолжает создавать угрозу безопасности движения, поскольку самовольная постройка расположена в полосе отвода.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ОАО «Российские железные дороги» об оспаривании бездействий Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать бездействие судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю Егоровой А.Н. и Козырь Н.Н., допущенные по исполнительным производствам № от 10.06.2011 и № от 10.06.2011, в связи с неисполнением решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по делу № 2-159/2008, незаконными.
Обязать судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, составить и приобщить к материалам исполнительных производств № и № план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах с фототаблицей.
Обязать судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, направить информацию старшему судебному приставу Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю об организации дальнейшего исполнения решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу № 2-159/2008 за счет средств федерального бюджета.
Обязать старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю в течение двух месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться с надлежаще оформленной докладной запиской на имя руководителя УФССП России по Приморскому краю, в которой изложить суть требований исполнительных документов неимущественного характера, выданных Пограничным районным судом Приморского края по гражданскому делу № 2-159/2008, а также в хронологическом порядке описать действия, предпринятые для исполнения требований исполнительных документов.
В целях исполнения решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу № 2-159/2008 обязать Управление УФССП России по Приморскому краю в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить размещение заказа на выполнение соответствующих работ и принять меры к заключению государственного контракта/договора в установленном законом порядке, с привлечением специализированной организации и за счет средств федерального бюджета произвести исполнение решения Пограничного районного суда Приморского края от 27.06.2008 по гражданскому делу № 2-159/2008.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной редакции.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2020.
Судья Н.В. Кирсанова