Решение по делу № 33-5455/2018 от 04.05.2018

Судья Аверина О.А. Дело

Докладчик Дмитриева Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего: Зиновьевой Е.Ю.,

судей: Дмитриевой Л.А., Печко А.В.,

при секретаре: Апариной М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 05 июня 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецовой О. Н. на решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кузнецовой О. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение - <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России - Корневой И.В., представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ- Осинцевой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецова О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с требованием признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ её отец Мусиенко Н.Г. на основании ордера , выданного воинской частью Министерства обороны СССР, получил двухкомнатную <адрес> в <адрес>. С этого времени в указанной квартире проживали её отец Мусиенко Н.Г., её мать Мусиенко Л.П. и она Мусиенко (после заключения брака Кузнецова) О.Н. Данная квартира числилась на балансе ГУ Новосибирская КЭЧ. Приказом М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации государственных учреждений Министерства обороны РФ» ГУ Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть была присоединена к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Квартира в <адрес> не вошла в приложение к приказу М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес> объектов недвижимого имущества.

Полагала, что несмотря на то, что ответчик ссылается на то, что указанная квартира имеет статус служебной, она не относится к жилым помещениям, которые в соответствии со ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации. В соответствии со ст. 101 ЖК Р., действовавшей на момент предоставления квартиры отцу истца, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов жилое помещение приобретало статус служебного жилого помещения. В рассматриваемом случае квартира семье истицы выделена в 1967 году и указанный статус на момент выделения не имела. Решение об определении спорного жилья как служебного было принято спустя длительное время, а именно ДД.ММ.ГГГГ, уже после заселения семьи истца в квартиру. Исходя из этого, жилое помещение истице и ее семье фактически было предоставлено на условиях договора социального найма. Принятие в последующем решения об изменении статуса жилого помещения не влечет для истицы изменения его правового положения. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1301, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, до настоящего времени этого сделано не было. Ссылка представителя ответчика на пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации, является необоснованной в связи с тем, что данный документ утратил силу в связи с изданием постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-79).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Кузнецова О.Н., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене, в обоснование которой указаны обстоятельства и правовая позиция по делу, на которые истец ссылалась в исковом и уточненном исковом заявлениях.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс Р. прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 вводного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В соответствии со ст.101 ЖК Р. служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.104 ЖК Р. в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании ст.105 ЖК Р. порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК Р. и другим законодательством Р.. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся, эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом М. Р..

Согласно п. 30 Приказа М. обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: - военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; - обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; - военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.

Право на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи имеют: - генералы, адмиралы, офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, проходящие службу в воинских частях Советской Армии и Военно-Морском Флоте (п.100).

Приказом М. обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на действительной военной службе, и совместно проживающие с ними члены семьи (супруги, дети, родители, а также и другие лица, состоящие на иждивении военнослужащих) обеспечиваются жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны СССР, за исключением случаев, изложенных в статьях 4-6 настоящего Положения (пункт 1).

Распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром (пункт 22).

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.

В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).

В соответствии с абзацем 4 п.п. "а" п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавших на момент предоставления данного жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд ЗВГ ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, военный городок Пашино-1 <адрес> был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р» военный городок Пашино-1 <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, (л.д. 55-56, 59, 93, 94).

Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за ФГ КЭУ «57 ЭТК» на праве оперативного управления, в том числе и <адрес>, что подтверждается распоряжением ТУ ФАУФИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1159-р "О закреплении федерального имущества за войсковой частью 62682 (57ЭТК) (л.д. 91, 92), распоряжением N 915-р от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) РВНС, является правопреемником войсковой части 62682 (57 ЭТК) РВСН.

Приказом М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 57-58), ФГКУ «СТУИО» МО РФ приняло, а ФГ КЭУ «57 ЭТК» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к ФГКУ «СТУИО» МО РФ со дня подписания передаточного акта.

На основании приказа М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ часть квартир в домах по <адрес> и <адрес> передана в собственность муниципального образования - <адрес>.

В перечне к приказу М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о передаче квартир из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес> в <адрес> не значится, в связи с чем спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано и находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему - ст. лейтенанту Мусиенко Н.Г. (л.д. 96) был выдан ордер на право занятия 2-комнатной <адрес>, жилой площадью 31,0 кв.м, на состав семьи 3 человека: самого Мусиенко Н.Г., а также на жену - Мусиенко Л.П., 1939 г. рождения, и дочь О., 1965 г. рождения (л.д. 9, 10).

Согласно решению Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42) <адрес> включена в число служебных.

Как следует из выписки из домовой книги (л.д.23), в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства: Мусиенко Н.Г., его жена Мусиенко Л.П. и дочь Мусиенко (ныне Кузнецова) О.Н.

Мусиенко Н.Г. и Мусиенко Л.П. сняты с регистрационного учета в связи со смертью, соответственно, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90).

Истец Кузнецова О.Н. была снята с регистрационного учета в спорном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ и вновь зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, где состоит на учете до настоящего времени.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.

Суд исходил из того, что юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная <адрес>.79 по <адрес> является служебным жилым помещением.

Таким образом, судом установлено, что военнослужащему Мусиенко Н.Г. и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение на период службы ответчика в Вооруженных Силах Р..

Исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ , из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 вышеуказанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Учитывая то обстоятельство, что <адрес> включена в число служебных, решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения, не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания права собственности за Кузнецовой О.Н. на <адрес> в порядке приватизации.

Кроме того, судом первой инстанции указано, что основания для изменения статуса жилого помещения отсутствуют, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, обращая внимание на то, что спорное жилое помещение изначально было предоставлено отцу истца как служебное, поскольку находилось в закрытом военном городке (имел статус закрытого с 1964 года (лд.59), ордер выдавался в/ч 40851), жилое помещение не изменило правового статуса до настоящего времени, поскольку не передано в муниципальную собственность, в связи с чем основания полагать, что истец в настоящее время проживает в данном жилом помещении на условиях договора социального найма отсутствуют, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, а также на переоценке установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для чего не имеется.

Кроме того, как неоднократно высказывался Верховный Суд РФ в своих определениях, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Доказательств, подтверждающих, что данное жилое помещение предоставлялось отцу истца именно как нуждающемуся в жилом помещении и состоящему на таком учете, т.е. в соответствии со ст.28 ЖК Р. либо со ст.49 ЖК РФ, в материалы дела не представлено. Решение о предоставлении жилого помещения Мусиенко Н.Г. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Указанная квартира была предоставлена отцу истца как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований действующего на тот период законодательства, как указано выше.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой О.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5455/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КУЗНЕЦОВА О.Н.
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье"
ФГКУ "Сибирское ТУИО"
МО РФ
Другие
Низовцева В.В.
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
05.06.2018Судебное заседание
14.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2018Передано в экспедицию
05.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее