УИД05RS0018-01-2021-020305-71
Дело № 2а-3529/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Абдуллаевой Э.Б., с участием представителя ответчика Управления Роспотребнадзора по РД Узденова К.Р., представителя заинтересованного лица Дагестанская таможня Эфендиевой Ж.С., с извещением истца, его представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Исаевой У.М. в интересах Зиевидинова Тоджидина Зайнидиновича к Управлению Роспотребнадзор по РД о признании незаконными действий по изъятию обувного товара, обязании устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Исаева У.М. в интересах Зиевидинова Т.З. обратилась в суд с административным иском к Управлению Роспотребнадзор по РД о признании незаконными действий по изъятию обувного товара, обязании устранении допущенных нарушений, указывая, что 11 января 2021 года между ним и Зиевдиновым Айнудином Зайнудиновичем, являющимся индивидуальным предпринимателем был заключен договор субаренды 50 кв.м, площади в помещении расположенном по адресу: <адрес> для осуществления розничной торговли непродовольственными товарами(обуви), сроком до 31 декабря 2021года.
Данное помещение он использует как склад-магазин, так как складского помещения у него нет. На рынке «Садовод» г. Москвы он закупил товар(обувь) на сумму 7 000000 рублей. Часть этих денег он взял в займы под залог товара и под значительные проценты. Приобретенный им товар находился в мешках, поэтому упаковки при перевозке были придавлены, и форма обуви была деформирована.
Прежде чем завести товар)обувь) в арендуемое помещение и распаковать его, он проконсультировался в юристом, который разъяснил ему, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №560 от 08.04.2021 года он имеет право хранить товар(обувь) до 01 июня 2021года.
В связи с эти он попросил ИП Зиевдинова А.З. распаковать товар(обувь) и выложить его на витрины для придания ему товарного вида, а сам параллельно искал юриста для консультации по вопросам регистрации в ФНС в качестве индивидуального предпринимателя и получения маркировки на эту обувь для их последующей реализации.
В это время, 22 апреля 2021года сотрудники отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля выпуска Дагестанской таможни совместно с заместителем отдела защиты прав потребителей Управления Роспортебнадзора по РД и специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РД, а также с участием старшего оперуполномоченного УЭБ и ПК по РД, был осуществлен выезд по адресу: <адрес> торговый центр «Северный» (2 этаж) магазин «Август рашт», площадью 3200 кв.м, и произведен осмотр торговых помещений магазина на соблюдение обязательной маркировки обувных товаров. По результатам произведенного осмотра был составлен Акт таможенного осмотра помещений и произведено незаконное изъятие у него 140 наименований товара. Обувь, изъятая у него была изолирована то торговли и была подготовлена им к маркировке в соответствие со сроками, установленными постановлением Правительства РФ №560 от 08.04.2021г. «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05 июля 2019 года №860. Факт продажи им немаркированной обуви, не был установлен сотрудниками Управления, не была проведана контрольная закупка. На момент изъятия 140 наименований товара у него не истек срок маркировки обувных товаров. Постановлением Правительства РФ №560 от 08.04.2021года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05 июля 2019 года №860 он был продлен до 01 июня 2021года. До указанной даты участники оборота обувных товаров, вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении и (или) пользовании и распоряжении обувных товаров по состоянию на 01 июля 2020 года(остатков обувных товаров), маркировать их средствами идентификации в целях последующей реализации(продажи) при соблюдении условий, предусмотренных пунктов 58примПравил утвержденных настоящим постановлением и вводить их в оборот не позднее 15 июня 2021года. В случае если участник оборота обувных товаров в указанный срок не направит в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот указанных остатков обувных товаров, коды маркировки таких обувных товаров аннулируются.
Таким образом, сотрудники Управления Роспотребнадзор РД не установив факт реализации им немаркированного обувного товара не принимая во внимание тот факт, что срок маркировки товара у него еще не истек, незаконно и необоснованно изъяли у него 140 наименований товара.
28.06.2021года он обратился с заявлением в Управление Роспотребнадзора по РД и просил возвратить изъятую у него обувь.
16.07.20021года он получил ответ от заместителя руководителя Управления Роспотребнадзор РД, в котором указано, что в возврате изъятых вещей отказано.
Просит суд признать решения, действия(бездействие) Управление Роспотребнадзора по РД, выразившихся в изъятии у него обувного товара 140 наименований незаконными, обязать Управление устранить допущенные нарушения, путем возврата изъятия у него обувного товара 140 наименований.
Истец Т.З., его представитель-адвокат Исаева У.М. надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, уважительных причин неявки в суд не представили.
Ввиду неявки истца и его представителя рассмотрение дела неоднократно откладывалось, однако в связи со сроками рассмотрения дела, отсутствия уважительных причин неявки, суд руководствуясь ст.150,ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие стороны истца, так как их явка и участие в рассмотрении дела не является обязательными согласно закона, и не признано таковым решением суда.
Согласно ст.165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по РД Узденов К.Р. в суде требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, на основании письменных возражений, представленных суду, а также пояснил, что
Представитель заинтересованного лица Дагестанской таможни Эфендиева Ж.С., требования иска не признала, просила в его удовлетворении отказать, на основании представленных письменных возражений на иск представленных в суд.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.5 Постановления правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания в том числе:
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно материалам дела, следует, что Управлением Роспотребнадзора по РД 21-22 апреля 2021 года совместно с дагестанской таможней и УЭБиПК МВД по РД проведены совместные проверочные мероприятия на предмет соблюдения маркировки продукции легкой промышленности в торговом помещении с наименованием «Август-Рашт», расположенного по адресу: <адрес>» предпринимательскую деятельность в которой осуществляет индивидуальный предприниматель Зиевдинов Айнудин Зайнудинович №
Указанные совместные мероприятия надзорными ведомствами проведены в рамках «регламент взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов РД по вопросам организации контроля за ввозом и оборотом товаров в целях выявления «санкционной» продукции, не маркированных в установленном порядке товаров, «контрафактных» товаров, иностранных товаров не прошедших таможенное оформление, а также незаконного оборота леса и лесоматериалов на 2021г.
В ходе проведения проверки в торговом помещении «Август-Рашт» была выявлена и изъята из оборота продукция легкой промышленности(обувь, одежда) без нанесения на них обязательной маркировки средствами идентификации, установленной Постановлением Правительства РФ от 08.07.2019 №860 «Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»( пункт 6), а также маркировки закрепленной статьей 9 ТР ТС 017\2011 «Технический регламент таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности»( а именно: наименование продукции, наименование страны-изготовителя, единый знак обращения, юридический адрес изготовителя)
Из акта таможенного осмотра помещений и территорий дагестанской таможни, подписанного должностными лицами дагестанской таможни, Управления Роспотребнадзора по РД, представителем Зиевдиновым Т.З., следует, что на основании ст.330 таможенного кодекса Евразийского экономического союза и предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 20 апреля №10801000\229\210421
Р000056)000 в присутствии представителя ИП Зиевидинова Айнудина Зайнудиновича, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляющего предпринимательскую деятельность в магазине «Август-Рашт» Зиевидинова Тоджидина Зайнудиновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (водительское удостоверение№№), провели таможенный осмотр помещений и территорий помещения магазина «Август-Рашт», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, торговый центр «Северный» 2 этаж магазин «Август-Рашт» площадью около 3200 кв.м, с проведением фото и видеосъемки.
В результате таможенного осмотра торгового помещения были установлено 140 наименований товаров (обуви и одежды), на которых отсутствует обязательная маркировка средствами идентификации, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 08.07.2019 №860 «Об утверждении правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также обладающих признаками контрафактности и на которых отсутствует маркировка, предусмотренная ст.9 Таможенного союза №017\2011.
Согласно протокола Управления Роспотребнадзора по РД от 22.04 2021года, данные на данные товары был наложен арест и он был изъят сотрудниками Управления Роспотребнадзора по РД для определения рыночной стоимости и ответственного хранения по адресу здания Управления Роспотребнадзора по РД.(каб12).
При этом в опровержение доводов иска, в материалах проверки имеется кассовый чек ИП Зиевединова Айнудина Зиевидиновича, от 21.04.2021года 10часов 50 минут, на сумму 349 рублей.
Согласно проведенной оценки №21\08\222-ООО «Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования», рыночная стоимость изъятой продукции легкой промышленности составила 6 518787 рублей.
Согласно письма руководителя Управления Роспотребнадзора по РД Павлова Н.Н., материал проверки в отношении ИП Зиевидинова А.З. направлен начальнику УЭБиПК МВД по РД Эфендиеву Р.И. для рассмотрения в действиях состава уголовно-наказуемого преступления ст.171.1 УК РФ.
Из вышеприведенного следует, что проверка проводилась, составлялись акты и изымалась продукция у индивидуального предпринимателя Зиевидинова Айнудина Зайнудиновича.
Указанный в акте таможенного осмотра помещений от 22.04.2021 года истец Зиевидинов Т.З. являлся представителем ИП Зиевдинова А.З., договор субаренды от 11.01.2021 года им при проведении проверки не представлялся.
Следовательно, нарушений прав и интересов истца Зиевдинова Т.З. незаконными действиями ответчика не имеется.
Доказательств, о том, что данные оспариваемые действия производились в отношении истца, не представлено.
Представленная претензия Зиевдинова Т.З. в адрес Управления Роспотребнадзора по РД, о возврате изъятого товара, с доводами об субаренде помещения, не является такими доказательствами.
При этом сам ИП Зиевдинов Айнудин Зайнудинович, не лишен права оспаривать действия Управления Роспотребнадзора по РД, по указанным в иске основаниям.
Согласно ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", согласно п.1 ст.1 указанного Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
Согласно ч.1 ст.9 вышеуказанного Федерального закона № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п.п. 1, 4, 5 ст.10 Федерального закона № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из материалов дела, следует, что на претензию Зиевидинова Т.З. о возврате изъятого товара, принадлежащего ему, заместителем руководителя Управлением Роспотребнадзора по РДПантиной Л.Ю., 16.07.2021года направлен письменный ответ, согласно которого, разъясняется, что изъятие вещей являющихся предметом административного правонарушения в соответствии с ч.1 ст.27.1 КоАП РФ, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В связи с тем, что в отношении ИП Зиевидинова А.З. будут приняты меры в рамках административного, уголовного законодательства, в возврате товара отказано.
Таким образом, Зиевидинову Т.З. был дам мотивированный письменный ответ, уполномоченным должностным лицом, в установленный законом сроки, нарушений его прав незаконными действиями ответчика не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Указанной совокупности условий по делу не установлено.
Сведений о наступлении для заявителей последствий, перечисленных в статье 218 КАС РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления представителя Исаевой У.М. в интересах Зиевидинова Т.З. к Управлению Роспотребнадзор по РД о признании незаконными действий по изъятию обувного товара, обязании устранении допущенных нарушений - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Судья А.Ч.Абдулгамидова
Решение в окончательной форме составлено 19 ноября 2021 г.