Решение по делу № 3а-185/2021 от 03.06.2021

УИД 78OS0000-01-2021000761-45

Дело № 3а-185/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 августа 2021 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Яцкевич Т.В.

с участием прокурора Мазурова Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «С П Т» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

13 сентября 2011 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 1338 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговским пр., границей объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом А.Н.Перцова", границей функциональной зоны "И", линией отвода железной дороги, проектируемым проездом N 4, в Центральном районе" (далее – Постановление, оспариваемый акт), которым утвержден проект планировки указанной территории в составе:

- чертеж планировки территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговским пр., границей объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом А.Н.Перцова", границей функциональной зоны "И", линией отвода железной дороги, проектируемым проездом N 4, в Центральном районе (красные линии, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) согласно приложению N 1;

- чертеж планировки территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговским пр., границей объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом А.Н.Перцова", границей функциональной зоны "И", линией отвода железной дороги, проектируемым проездом N 4, в Центральном районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению N 2;

- положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговским пр., границей объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом А.Н.Перцова", границей функциональной зоны "И", линией отвода железной дороги, проектируемым проездом N 4, в Центральном районе согласно приложению N 3.

    Общество с ограниченной ответственностью «С П Т» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента вступления в силу решения по делу указанный нормативный правовой акт как несоответствующий пункту 10 статьи 45, подпункту 1 пункта 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 407.

Административный иск мотивирован тем, что оспариваемый акт ограничивает возможность строительства на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №..., расположенным по адресу <адрес> (далее - Участок) многоквартирного жилого дома, поскольку устанавливает единственно возможное функциональное назначение объекта капитального строительства на Участке «коммерческий объект, не связанный с проживанием населения; встроенный подземный гараж; объекты розничной торговли; распределительный пункт с трансформаторной подстанцией; трансформаторные подстанции; котельная; многоэтажный гараж»; определенный оспариваемым актом вид использования Участка не соответствует назначению установленной в отношении этой территории Генеральным планом Санкт-Петербурга функциональной зоны «Д» (зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны); Постановление принято с нарушением установленной процедуры, выразившимся в неполучении согласования проекта документации по планировке территории с Министерством культуры России.

Представитель административного истца Я А.А. в суд явилась, поддержала заявленные требования, указывая также на то, что оспариваемый акт не прошел надлежащего согласования в соответствии с требованиями Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596, распоряжение о подготовке документации по планировке территории не было опубликовано; утвержденный проект планировки территории не соответствует проектной документации, в отношении которой проводились публичные слушания.

Представитель административного ответчика К К.А. в суд явилась, представила возражения на административный иск, полагая, что оспариваемый акт был разработан и принят с соблюдением установленных требований федерального и регионального законодательства; размещение определенных Постановлением объектов на Участке не противоречит основным видам разрешенного использования Участка, установленным в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»; оспариваемым актом не нарушены указанные административным истцом права, поскольку административный истец не может выступать в качестве застройщика по смыслу норм Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно действующим на момент принятия оспариваемого акта положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 5 статьи 41).

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

По смыслу части 12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации такая документация утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уставом Санкт-Петербурга установлено, что высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Правительство Санкт-Петербурга, которое по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга, издает нормативные правовые акты – Постановления Правительства Санкт-Петербурга (часть 1 статьи 16, части 1 статьи 43, часть 2 статьи 46).

В соответствии с положениями пункта 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа считается первая публикация его полного текста в следующих изданиях: в газетах "Санкт-Петербургские ведомости", "Невское время", "Петербургский дневник", "Санкт-Петербургский Курьер", в журналах "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга".

Как следует из представленных административным ответчиком доказательств, оспариваемый нормативный правовой акт принят на заседании Правительства Санкт-Петербурга, опубликован в "Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга" от 10 октября 2011 № 38(739) (т.1 л.д.242-245).

Таким образом, оспариваемое Постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и опубликовано в установленном порядке.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Из представленных административным ответчикам материалов и объяснений следует, что основанием для разработки проекта планировки рассматриваемой территории послужило распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 09.01.2008 № 1 «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории в составе проекта планировки территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговским пр., границей объекта культурного наследия, границей функциональной зоны «Д», границей земельного участка с кадастровым номером №..., полосой отвода железной дороги, в Центральном районе», распоряжения этого же Комитета от 18.08.2010 № 2628 «О внесении изменений в распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 09.01.2008 № 1».

Пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, действующей на период подготовки документации, установлено, что градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, подлежит обязательному согласованию не только с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, но и с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким уполномоченным федеральным органом в соответствии с пунктами 1 и 5.6.1 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Правительством Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2008 г. N 407, до 8 февраля 2011 г. являлась Росохранкультура; Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 155 функции Росохранкультуры в связи с ее упразднением возложены на Министерство культуры Российской Федерации.

Совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений" г. Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. N 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территорий, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (далее - Положение).

Пунктом 1 Положения в редакции, действующей на период подготовки рассматриваемой документации, установлено, что оно определяет порядок согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия градостроительной документации: проектов генеральных планов поселений и городских округов, а также проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений. В соответствии с пунктами 2, 4 и 8 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, направляет на согласование в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Служба) градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в 2 экземплярах в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об их согласовании. Решение Службы о согласовании градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов оформляется в виде заключения об их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" установлено, что уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивает подготовку документации по планировке территории и осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки принимает решение о направлении такой документации Правительству Санкт-Петербурга на утверждение или об отклонении такой документации и направлении ее на доработку.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 г. N 596 было утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий в Санкт-Петербурге (далее - Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти).

Пунктом 2.8 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти (в действующий в рассматриваемый период редакции) предусмотрено, что разработанная документация по планировке территории подлежит согласованию, в том числе с иными органами государственной власти, если это предусмотрено действующим законодательством.

При этом в пункте 2.10 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти указано, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет проверку подготовленной и согласованной в установленном порядке документации по планировке территории. По результатам проверки и представленных согласований документации по планировке территории уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга принимает решение либо о направлении указанной документации в администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого разрабатывается документация по планировке территории, для проведения публичных слушаний в порядке, установленном действующим законодательством, либо о направлении указанной документации на доработку. После получения материалов документации по планировке территории со всеми необходимыми согласованиями уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории (пункт 2.12 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти).

Таким образом, на дату проведения публичных слушаний необходимо было получить согласование от всех уполномоченных органов, в том числе федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Данный вывод следует также из положений статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", согласно которой уполномоченный орган организует экспозицию документации по планировке территории, где должны быть представлены в том числе копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт-Петербурга.

Как видно из материалов дела, Заключением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от <дата>№... документация по планировке территории была направлена для проведения публичных слушаний. Экспозиция документации была осуществлена в Центральном районе Санкт-Петербурга в период с 16.06.2011 по 03.07.2011 года, публичные слушания состоялись 28 июля 2011 года, после чего распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25 июля 2011 года № 2128 подготовленный проект планировки территории был направлен на утверждение Правительству Санкт-Петербурга (т.1 л.д.200-233).

Таким образом, подготовка документации по планировке территории была полностью завершена к 16 июня 2011 года.

Ранее приведенные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что на момент подготовки проекта планировки рассматриваемой территории был разработан порядок согласования проектной документации по планировке территорий, разрабатываемой для исторических поселений, и действовал уполномоченный по этому вопросу федеральный орган государственной власти. Следовательно, требования федерального законодательства подлежали выполнению, как действующие правовые предписания.

Вместе с тем представитель административного ответчика не оспаривает, что согласование документации по планировке территории с надлежащим органом охраны объектов культурного наследия получено не было, что свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям федерального законодательства, действующего на момент его принятия и является основанием для признания акта недействующим согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что действие Положения было приостановлено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. N 257 до 1 января 2012 г. и этим же постановлением в редакции постановления от 30 декабря 2011 г. N 1252 до 1 января 2013 г., не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку на момент принятия оспариваемого акта действовала норма федерального законодательства (пункт 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), устанавливающая обязательность согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений.

Следует также учитывать, что согласование рассматриваемой документации по планировке территории не было получено и после принятия оспариваемого нормативного правового акта в Министерстве культуры Российской Федерации. При этом рассматриваемая территория входит границы территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург, утвержденные приказом Министерства культуры России от 30.10.2020 № 1295 "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург"

При этом суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку административный истец является собственником земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой оспариваемым актом утвержден проект планировки территории, определяющий единственно возможное функциональное назначение объекта капитального строительства на этом земельном участке.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «С П Т» об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2011 № 1338 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Транспортным пер., Лиговский пр., границей объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом А.Н. Перцова», границей функциональной зоны «И», линией отвода железной дороги, проектируемым проездом № 4, в Центральном районе»

Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

судья                                 Е.А.Витушкина

3а-185/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Современные Печатные Технологии"
Ответчики
Губернатор СПб
Правительство СПб
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Витушкина Елена Анатольевна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2021Предварительное судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее