Решение по делу № 2-3/2021 от 19.11.2019

Дело № 2-3/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июля 2021 г.                         город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи             Оляхиновой Г.З.,

при секретаре                    Эрднеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты Республики Калмыкия, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу «Театральный», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпромстрой» о запрете строительства объекта капитального строительства,

установил:

прокурор города Элисты обратился в суд с иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц, к жилищно-строительному кооперативу «Театральный» (далее - ЖСК «Театральный»), обществу с ограниченной ответственностью «Жилпромстрой» (далее - ООО «Жилпромстрой») о приостановлении строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, до устранения ответчиками нарушений градостроительного законодательства и требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города в связи с поступившим обращением ФИО1 проведена проверка по факту незаконного строительства многоквартирного жилого дома в непосредственной близости от жилого дома <адрес>.

По результатам проверки были выявлены нарушения ЖСК «Театральный» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.36 ст. 2, ст. 69), СП 4.131130 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (п. 4.11, п. 5.3.2), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. № 288, в части несоблюдения противопожарного разрыва между зданиями по адресу: <адрес> и <адрес>. В рассматриваемой ситуации такое расстояние должно составлять не менее 8 м., в действительности расстояние от котлована, вырытого для фундамента жилого многоквартирного дома до жилого дома ФИО1 составляет 3,07 м.

Производство работ, осуществляемое ЖСК «Театральный», не обеспечивает безопасности ФИО1 и членов её семьи, что нарушает нормы Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Кроме того, согласно рабочему проекту, при жилом доме ЖСК «Театральный» предусмотрена стоянка для автомобилей, размещение которой планируется в охранной зоне трансформаторной подстанции 10/0,4кВ № 260, что противоречит п. 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160.

Выявленные нарушения градостроительного законодательства и требований пожарной безопасности могут поставить под угрозу безопасность жильцов многоквартирного жилого дома, а также жителей ближайших к нему домов, состав и количество которых может меняться в связи с рождением, смертью, продажей или приобретением жилых помещений.

Уточнив исковые требования, прокурор города Элисты просит запретить строительство объекта капитального строительства «7-ми этажного 49-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> до устранения нарушений градостроительного законодательства, требований противопожарной безопасности.

В обоснование уточненного иска прокурор города Элисты дополнительно указал следующее.

Помимо несоблюдения противопожарного расстояния между строящимся домом и жилым домом ФИО1, которое должно обеспечивать нераспространение пожара, ЖСК «Театральный» не соблюдено противопожарное расстояние и с расположенным рядом зданием спортивного зала ФГБОУ ВО «КалмГУ» по адресу: <данные изъяты>.

В соответствии с п. 8.6 СП 4.13130 ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 4,2 м при высоте здания 13,0 м до 46,0 м. включительно. Фактически ширина проезда к строящемуся объекту со стороны улицы <данные изъяты> составляет 3,55 м., со стороны улицы <данные изъяты> – 3,6 м.

Строительство проектируемого 7-ми этажного 49-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> осуществляется без учета нормативов градостроительного проектирования. В соответствии с п. 42.4.4. региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утвержденных Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14.06.2018 N 133-п при проектировании новой жилой застройки требуемое количество машино-мест следует принимать по таблице 42.4.3., согласно которой места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на 1 квартиру. В силу таблицы 42.4.4.Региональных нормативов минимально допустимые размеры машино-места 5,3 на 2,5 м. Исходя из минимального количества машино-мест на 1 квартиру – (всего 49), минимальных размеров одного машино-места, общая площадь только парковки должна составлять 649, 25 кв.м.

Из графической части раздела Схема планировочной организации земельного участка Лист 2 следует, что площадь асфальтобетонного покрытия (А1) проектируемой парковки составляет 226 кв.м., включая проезды. При таких обстоятельствах, учитывая расположение строящегося объекта в центральной части города Элисты, создается угроза безопасности дорожного движения

Придя к выводу, что несоблюдение ЖСК «Театральный» градостроительного законодательства и требований противопожарной безопасности создает угрозу целостности дома, жизни и здоровья собственников дома и членов их семей, нарушает права неопределенного круга лиц, ссылаясь на положения п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, прокурор г. Элисты просит суд запретить строительство объекта капитального строительства - 7-ми этажного 49-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты – Чуб А.В., исковые требования поддержал по изложенным доводам.

Представитель ЖСК «Театральный» - Челбанов П.Б., в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель ЖСК «Театральный» - Ильжиринов В.И., в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать ссылаясь на то, что уточненный иск не может быть удовлетворен судом, поскольку истцом одновременно изменены как основание иска - нарушение противопожарного расстояния между стеной 7 - этажного 49-квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> и спортзалом, так и предмет иска – запрет на строительство объекта капитального строительства. Кроме того, согласно заключению эксперта, расстояние до спортивного зала определено им от фундамента возводимого жилого дома, тогда как это расстояние определяется между наружными стенами. Следовательно, выводы эксперта преждевременны.

Представитель ООО «Жилпромстрой» в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает.

Представители ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, ПАО «МРСК Юга», МУП «АПБ», ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, 23 мая 2019 г. Администрацией города Элисты жилищно-строительному кооперативу «Театральный» выдано разрешение на строительство семиэтажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> сроком до 30 июня 2022 г. в соответствии с проектом организации строительства (лл.д. 26-27).

1 июня 2019 г. между ЖСК «Театральный» и ООО «Жилпромстрой» заключен договор подряда на строительство.

Ответчиками при строительстве объекта капитального строительства «7-ми этажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> допущены многочисленные нарушения градостроительного законодательства и требований противопожарной безопасности.

В соответствии с п. 36 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В соответствии с общими правилами, установленными ч.1 ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания сооружения.

Данное требование нашло отражение в Своде правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.

В соответствии с п. 5.3.2 СП 4.13130 Противопожарные расстояния между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 2.

В соответствии с разделом «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» рабочего проекта «7-ми этажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> степень огнестойкости здания принята согласно СП 2.13130.2009 п.6.5.1 как II, класс конструктивной безопасности – С1, класс функциональной пожарной опасности Ф1.3. Наибольшая высота здания – 28 м (л.д. 51).

При указанных степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности противопожарное расстояние должно составлять 8 м.

Предусмотренные ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ условия, при соблюдении которых возможно уменьшение приведенных расстояний, судом не установлено.

В целях обеспечения противопожарного разрыва между вновь строящимся домом и частным домом ФИО1, был разработан новый проект жилого дома, согласно которому изменилась конфигурация дома – уменьшены размеры дома в осях 19-24, удалена часть дома в осях 24-27 А-К, что привело к уменьшению количества квартир в строящемся доме с 56 до 49.

По результатам проведения экспертизы проектной документации 7-ми этажного 49-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» выдала положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с которой проектная документация по объекту соответствует требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

Уточняя исковые требования, прокурор г.Элисты указал, что рядом с возводимым объектом 7-ми этажным 49-ти квартирным жилым домом по адресу: <данные изъяты>, находится спортивный зал ФГБОУ ВО «КалмГУ», расположенный по адресу: <данные изъяты>.

В целях определения степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания спортивного зала, и, в конечном итоге, определения противопожарного расстояния, которое должно быть между спортивным залом по адресу: <данные изъяты> и строящимся многоквартирным жилым домом, судом была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта № 015/06 ИП ФИО2 степень огнестойкости здания спортивного зала по адресу: <адрес> – V, класс конструктивной пожарной опасности -10-С1-С3

    Степень огнестойкости возводимого жилого дома по адресу: <данные изъяты> при условии, если здание возводится на высоту 15 м – III, на высоту 28 м- II, III, в зависимости от технико-экономических показателей проекта. Эксперту проектные решения по строительству жилого дома по адресу: <адрес> не представлены.

Класс конструктивной пожарной опасности возводимого жилого дома по адресу: <данные изъяты> при условии, если здание возводится на высоту 15 м – С1, на высоту 28 м- С0, С1.,

Согласно нормам СП 4.13130 минимальное расстояние здания спортивного зала по адресу: <данные изъяты> при степени огнестойкости V и классе конструктивной пожарной опасности С1-С3 до возведенного фундамента жилого дома по адресу: <данные изъяты> при степени огнестойкости - II, III и классе конструктивной пожарной опасности С0, С1 составляет 12 м.

При выполнении экспертом замера от фундамента возводимого жилого дома до спортивного зала, установлено, что это расстояние составляет не менее 1 675 мм. Подрядной организации рекомендовано изменить проектное решение, например, откорректировать форму жилого дома в плане, уменьшить строительный объем, общую площадь, предусмотреть нормируемый отступ от других соседних зданий и сооружений.

Кроме того, как установлено судом, строительство проектируемого «7-ми этажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> осуществляется без учета нормативов градостроительного проектирования.

Согласно разделу 3 «Архитектурные решения» рабочего проекта на земельном участке предусмотрено размещение парковки автомобилей на 18 автомашин (лл.д. 32, 43).

В соответствии с п. 42.4.4. региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утвержденных Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14.06.2018 N 133-п при проектировании новой жилой застройки требуемое количество машино-мест следует принимать по таблице 42.4.3., согласно которой при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на 1 квартиру.

В силу таблицы 42.4.4.Региональных нормативов, учитывая минимально допустимые размеры машино-места 5,3 на 2,5 м., исходя из минимального количества машино-мест на 1 квартиру – (всего 49), общая площадь только машино-мест на парковке должна составлять 649, 25 кв.м.

Из графической части раздела Схема планировочной организации земельного участка Лист 2 следует, что площадь асфальтобетонного покрытия (А1) проектируемой парковки составляет 226 кв.м., включая проезды (л.д. 41).

При таких обстоятельствах, учитывая расположение строящегося объекта в центральной части города Элисты, в связи с отсутствием парковки для транспортных средств необходимой площади создается угроза безопасности дорожному движению, если исходить из предположения того, что жильцы дома - собственники транспортных средств, буду парковать транспортные средства на проезжей части вблизи жилого дома.

Судом также установлено, что в непосредственной близости от объекта строительства находится трансформаторная подстанция 10\04кВ № 260.

Согласно Положению к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранная зона трансформаторной подстанции составляет 10м.

Согласно рабочему проекту размещение стоянки для автомобилей планируется в охранной зоне трансформаторной подстанции 10/0,4кВ № 260, что противоречит пп. «а» п. 11 Правил, которым установлен запрет без письменного решения о согласовании сетевых организаций размещать в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт детские и спортивные площадки, стоянки всех видов машин и механизмов.

Решение о согласовании размещения стоянки для автомобилей в охранной зоне трансформаторной подстанции 10/0,4кВ № 260 от сетевой организации – МРСК Юга, у ответчиков не имеется.

В соответствии с п. 8.6 СП 4.13130 ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 4,2 м при высоте здания 13,0м до 46,0 м. включительно.

Как установлено судом, ширина проезда к строящемуся объекту со стороны улицы <данные изъяты> составляет 3,55 м., ширина проезда к строящемуся объекту со стороны ул.<данные изъяты> составляет 3,6 м., что менее нормы.

Ранее опрошенный судом главный государственный инспектор г. Элисты по пожарному надзору – Коробейников С.А., подтвердил, что выявленные нарушения являются существенными, представляют угрозу для жизни людей, как находящихся в помещениях спортивного зала по адресу: <данные изъяты>, так и будущих жильцов многоквартирного жилого дома, жителей иных жилых домов, расположенных вблизи.

Нарушения со стороны ЖСК «Театральный», ООО «Жилпромстрой» порядка производства работ, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» судом не установлено.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как уже было отмечено судом, ответчиком были допущены нарушения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.36 ст. 2, ч.1 ст. 69), п. 4.11, п. 5.3.2 СП 4.131130 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Выявленные нарушения являются существенными, представляют угрозу для жизни людей. При этом наличие данной опасности, с учетом объема и характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, следует признать реальной.

Нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Калмыкия, утвержденных Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14.06.2018 N 133-п в части определения площади парковки для хранения автомобилей создается угроза безопасности дорожному движению.

Размещение стоянки для автомобилей в охранной зоне трансформаторной подстанции 10/0,4кВ № 260, в нарушение требований пп. «а» п. 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, представляет угрозу для жизни людей.

Запрет строительства объекта капитального строительства «7-ми этажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> до устранения нарушений требований градостроительного законодательства, требований противопожарной безопасности, направлен на предотвращение потенциальной опасности, которая может привести к травматизму и гибели людей, соответствует интересам неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ЖСК «Театральный» - Ильжиринова В.И., о невозможности удовлетворения исковых требований при одновременном изменении истцом предмета и основания иска отклоняются судом, поскольку основание иска – нарушение ответчиком градостроительного законодательства и требований противопожарной безопасности, остались неизменными.

Доводы представителя ЖСК «Театральный» - Ильжиринова В.И., о том, что, согласно заключению эксперта, расстояние до спортивного зала определено им от фундамента возводимого жилого дома, тогда как это расстояние надлежит определять между наружными стенами, по мнению суда, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Действительно, в соответствии с положениями Свода правил СП 4.13130, противопожарные расстояния измеряются между стенами зданий. С учетом степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности возводимого жилого дома, минимальное расстояние от здания спортивного зала до возведенного фундамента жилого дома должно составлять 12 м., фактически расстояние от фундамента возводимого жилого дома до стен спортивного зала составляет не менее 1, 7 м. Представитель ЖСК «Театральный», имея новый проект жилого дома с измененной конфигурацией, не представил суду доказательства того, что расстояние между стенами спортивного зала и возводимого жилого дома будет равняться или превышать 12м.

Положительное заключение государственной экспертизы ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» от 10 июня 2020 г. не может быть принято судом во внимание, поскольку экспертизе подверглась проектная документация на возводимый многоквартирный жилой дом в связи с необходимостью установления противопожарного отступа от индивидуального жилого дома, находящегося недалеко от проектируемого (жилой дом ФИО1). Судом при разрешении настоящего спора были установлены нарушения ЖСК «Театральный» градостроительного законодательства и требований противопожарной безопасности, не являвшихся предметом экспертизы, проведенной ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия».

В свете изложенного исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу «Театральный», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпромстрой» удовлетворить.

Запретить Жилищно-строительному кооперативу «Театральный», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпромстрой» строительство объекта капитального строительства «7-ми этажного 56-ти квартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты> до устранения нарушений требований градостроительного законодательства, требований противопожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                 Г.Оляхинова.

2-3/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Элисты
Ответчики
ЖСК "Театральный"
ООО "ЖилПромСтрой"
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Оляхинова Гузель Зиннуровна
Дело на сайте суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
19.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2019Судебное заседание
12.10.2020Производство по делу возобновлено
27.10.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
18.06.2021Производство по делу возобновлено
30.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
01.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее