Дело № 33-4416/2023
№ 2-2921/2023
72RS0025-01-2023-000052-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 07 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.
судей: Малининой Л.Б., Федоровой И.И.,
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Департамента социального развития Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Черемных Натальи Алексеевны (паспорт <.......>), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 (паспорт <.......>), ФИО3 (свидетельство о рождении <.......> <.......>), ФИО4 (свидетельство о рождении <.......> <.......>) к Управлению социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района (ИНН 7205012803) удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района от 16 января 2023 года в назначении единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего ФИО5, возложить на Управление социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района обязанность назначить Черемных Наталье Алексеевне, ФИО2, ФИО3, ФИО4 меру социальной поддержки в виде оставшейся части единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего ФИО5 при участии в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины по постановлению Правительства Тюменской области от 01.04.2022 года №205-п "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в форме единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, и членам их семей", приходившуюся на Черемных Николая Альбертовича.
Взыскать с Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района (ИНН 7205012803) в пользу Черемных Натальи Алексеевны (паспорт <.......>) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Черемных Н.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО3, обратилась в суд с иском к УЗСН г.Ишима и Ишимского района, с учетом заявления об уточнении требований, просит признать незаконным отказ в назначении единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего ФИО5 при участии в специальной военной операции, проводимой на территориях ДНР, ЛНР и Украины от 16 января 2023 года; возложить обязанность назначить истцу и ее несовершеннолетним детям оставшуюся часть единовременного пособия, установленного Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года №205-п в связи с гибелью военнослужащего, приходившуюся на Черемных Н.А.
Требования мотивированы тем, что Черемных Н.А. является супругой младшего сержанта ФИО5, участвовавшего с 24 февраля 2022 года в СВО по демилитаризации и денацификации действующей власти на территории Украины. 10 мая 2022 года ФИО5 погиб, место смерти – Украина, Луганская область, Белогоровка. Членам семьи погибшего военнослужащего предусмотрены выплаты в связи с его гибелью - единовременная выплата в размере 5 000 000,00 рублей, также единовременная страховая выплата в размере 2 968 464,04 рублей, выплата единовременного пособия в размере 4 452 696,05 рублей, единовременная выплата в размере 3 000 000,00 рублей. Членами семьи погибшего военнослужащего ФИО5, супругой - Черемных Н.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО3, были поданы заявления об указанных выплатах. Впоследствии выяснилось, что было установлено место жительства отца ФИО5- Черемных Н.А., которого погибший никогда не видел и не знал. Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 14 ноября 2022 года Черемных Н.А. был признан утратившим право на получение всех вышеуказанных выплат и пособий в связи с гибелью сына ФИО5. Единовременная социальная выплата в размере 1 000 000,00 рублей, страховая выплата в размере 593 692,80 рублей, выплата единовременного пособия в размере 890 539,21 рублей были произведены супруге погибшего и его детям. В выплате дополнительной меры социальной поддержки в размере 600 000,00 рублей истице ответчиком отказано. Основанием отказа согласно уведомлению, является повторное обращение за предоставлением единовременной выплаты. С данным отказом истица не согласна, так как ее обращение было связано с получением единовременного пособия, приходящегося на долю Черемных Н.А., а не повторным обращением с заявлением о полном получении пособия в связи с гибелью военнослужащего.
В судебное заседание Черемных Н.А., являющаяся также законным представителем несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО15 Кр.В., при надлежащем извещении не явилась, ее представитель адвокат Галицына Е.С. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика УСЗН г.Ишима и Ишимского района Тюменской области Макаренко Н.А. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представители третьих лиц – Правительства Тюменской области, Департамента социальной защиты населения Тюменской области, а также третье лицо Черемных Н.А. - в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласно третье лицо Департамент социального развития Тюменской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что в соответствии с Порядком осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в СВО, проводимой на территориях ДНР, ЛНР и Украины, и членам их семей, единовременная выплата предоставляется членам семей участников СВО, погибших (умерших) при участии в СВО, проживающим в Тюменской области на дату гибели (семьям участников СВО). Пунктом 3 Порядка четко определен круг лиц, относящихся к членам участников СВО, а именно: родители, вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, дети, не достигшие возраста 18 лет. Размер доли каждому члену семьи, определяется исходя из количества членов семьи участника СВО, указанных в пункте 3 Порядка. 23 мая 2022 года истец обратилась с заявлением о предоставлении единовременной выплаты. Согласно ответу ЗАГС Тюменской области, у погибшего ФИО5 установлено пять членов семьи из категории лиц, указанных в пункте 3 Порядка - вдова, трое несовершеннолетних детей, отец Черемных Н.А., таким образом, размер доли каждому члену семьи составляет 600 000,00 рублей. В соответствии с пунктом 4 Порядка, 07 июня 2022 года ответчиком принято решение о предоставлении единовременной выплаты следующим членам семьи погибшего, проживающим на территории Тюменской области на дату гибели (смерти) ФИО5: Черемных Н.А. (вдова), ФИО2 (сын), ФИО3 (сын), ФИО3 (дочь) по 600 000,00 рублей на каждого. Денежные средства зачислены 09 июня 2022 года на расчетный счёт Черемных Н.А. 30 декабря 2022 года истец повторно подала заявление о предоставлении единовременной выплаты. 16 января 2023 года ответчиком принято решение об отказе в назначении выплаты на основании подпункта «г» пункта 15 Порядка - повторное обращение за предоставлением единовременной выплаты по ранее заявленному основанию, по которому выплата уже получена. Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 14 ноября 2022 года истцом к заявлению о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки приобщено не было.
Отмечает, что исковые требования Черемных Н.А. решением суда от 14 ноября 2022 года удовлетворены частично, а именно: в удовлетворении требования о возложении обязанности на Правительство Тюменской области выплатить дополнительную меру социальной поддержки в связи со смертью военнослужащего в полном объеме в равных долях, с учетом полученных ими выплат Ишимским городским судом Тюменской области отказано. Указанным решением Черемных Н.А. только признается утратившим право на выплаты. Суд в своем решении не накладывает ни на одного участника процесса обязанности выплатить истцам оставшиеся 600 000,00 рублей единовременной выплаты в равных долях, никаких юридически значимых действий на ответчика не возлагается. Полагает отказ в назначении ежемесячной выплаты правомерным и принятым в соответствии с действующим законодательством.
В письменных возражениях истец Черемных Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
ФИО5 погиб 10 мая 2022 года, место смерти – Украина, Луганская область, Белогоровка (л.д.17).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 ноября 2020 года ФИО5 и ФИО13 заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Черемных (л.д.49).
ФИО5 и Черемных Н.А. являются родителями ФИО2 2008 года рождения, ФИО3 2010 года рождения, ФИО3 2019 года рождения (л.д.13-15).
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 14 ноября 2022 года установлено, что ФИО5 приходится сыном ФИО7, умершей <.......> и Черемных Николаю Альбертовичу.
Этим же решением Черемных Николай Альбертович признан утратившим право на получение единовременной выплаты членам семей погибшего военнослужащего на основании Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года № 98, единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, страховой выплаты на основании Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты по Постановлению Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года № 205-п (л.д.18-23).
Решениями Управления социальной защиты населения г. Ишима и Ишимского района № 23 от 06 июня 2022 года Черемных Н.А., ФИО3 2019 года рождения, ФИО3 2010 года рождения, ФИО2 2008 года рождения назначена мера социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при участии в специальной военной операции, проводимой на территории ДНР, ЛНР и Украины в размере 600 000,00 рублей в пользу каждого члена семьи (л.д.40-43).
30 декабря 2022 года Черемных Н.А. действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 2008 года рождения, ФИО3 2010 года рождения, ФИО3 2019 года рождения обратилась в Управление социальной защиты населения г. Ишима и Ишимского района с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в связи с гибелью военнослужащего войсковой части 14330 г. Ишима ФИО5 (л.д.36-39).
Решением Управления социальной защиты населения г. Ишима и Ишимского района от 16 января 2023 года в назначении меры социальной поддержки Черемных Н.А. отказано в соответствии с пп. «г» п. 15 Порядка осуществления единовременной выплаты военнослужащим, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальной звание полиции, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года № 205-п – повторное обращение за предоставлением единовременной выплаты по ранее заявленному основанию, по которому выплата уже получена (л.д.35), в адрес заявителя направлено соответствующее уведомление (л.д.12).
Удовлетворяя исковые требования суд, руководствуясь нормативными положениями ст. 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона N 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 17 июля 2014 года N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П, Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года № 205-п пришел к выводу, что поскольку вступившим в законную силу судебным актом Черемных Н.А. (отец погибшего военнослужащего) признан утратившим право на получение в том числе дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной выплаты в связи с гибелью военнослужащего по Постановлению Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года N 205-п, размер выплаты указанной меры социальной поддержки на каждого члена семьи должен быть определен без учета Черемных Н.А., то есть на 4 человек – супругу и троих детей.
При этом суд отметил, что учет при определении размера выплаты лиц, утративших или не имеющих права на ее получение (в данном случае отца, признанного утратившим право на меру социальной поддержки) не соответствует закону, поскольку в таком случае выплата лицам, действительно являвшимся семьей погибшего военнослужащего осуществляется не в установленном законодательным актом полном размере (всего 3 000 000,00 рублей семье погибшего), семья погибшего не получает полной компенсации нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на тщательной оценке доказательств по делу и правильном применении норм материального права.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (часть 3 статьи 2, статья 4 и часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" и Приказом Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Доводы жалобы о законном отказе истице в назначении и выплате единовременного пособия в связи с повторным обращением за предоставлением единовременной выплаты судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании и применении положений Постановления Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года N 205-п.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года N 205-п "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в форме единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей" определен Порядок осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей" (далее по тексту Порядок).
Так пунктом «б» статьи 1 Постановления Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года N 205-п в соответствии с Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в целях обеспечения социальной поддержки отдельных категорий граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей в форме единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей семье погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции, гражданина Российской Федерации, пребывавшего в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции, и заключившего с Министерством обороны Российской Федерации контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации) (в равных долях каждому члену семьи).
Пунктом 3 Порядка установлено, что к членам семьи участников специальной военной операции относятся: родители; вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; дети, не достигшие возраста 18 лет.
Согласно пункту 4 Порядка единовременная выплата устанавливается в размере 3 000 000 рублей - семье погибшего (умершего) участника специальной военной операции (в равных долях каждому члену семьи). Размер доли каждому члену семьи, указанному в пункте 3 настоящего Порядка, определяется исходя из количества членов семьи участника специальной военной операции, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа в предоставлении единовременной выплаты, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящего Порядка, является в том числе повторное обращение за предоставлением единовременной выплаты по ранее заявленному основанию, по которому выплата уже получена. При устранении причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении единовременной выплаты, гражданин, его представитель могут повторно подать заявление о предоставлении единовременной выплаты (п. 15 Порядка).
Поскольку единовременная выплата в размере 3 000 000,00 рублей согласно пункту «б» статьи 1 Постановления Правительства Тюменской области от 01 апреля 2022 года N 205-п подлежит выплате в равных долях каждому члену семьи, а вступившим в законную силу решением Ишимского городского суда Тюменской области от 14 ноября 2022 года отец военнослужащего ФИО5 - Черемных Н.А. признан утратившим право на получение всех выплат, в связи с гибелью сына, единовременная выплата должны быть распределена на четверых членов семьи погибшего ФИО5 - на супругу Черемных Н.А., и несовершеннолетних ФИО3 2019 года рождения, ФИО3 2010 года рождения, ФИО2 2008 года рождения.
Следовательно, сумма единовременной выплаты на каждого члена семьи должна составлять 750 000,00 рублей (3 000 000,00/4), в то время как членам семьи погибшего ФИО5 перечислены денежные средства в размере 600 000,00 рублей (3000 000/5) в пользу каждого.
Таким образом, исходя из целей спорных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, выплата членам семьи погибшего военнослужащего ФИО5 в полном объеме направлена на максимально полную компенсацию материальных потерь, связанных с гибелью супруга и отца.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика информации о принятом судом решении 14 ноября 2022 года несостоятельны, поскольку Управление социальной зашиты населения г.Ишима и Ишимского района было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Не влияют на принятое решение доводы жалобы о том, что решением Ишимского городского суда Тюменской области от 14 ноября 2022 года Черемных Н.А. отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести выплату на Министерство обороны РФ и Правительство Тюменской области, так как данное обстоятельство правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционной жалобу Департамента социального развития Тюменской области – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 14 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи коллегии: