Решение по делу № 2-434/2023 от 21.03.2023

УИД: 66RS0052-01-2023-000444-02

<данные изъяты>

Гражданское дело № 2-434/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухой Лог 16 мая 2023 года

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Васьковой О.Н.,

при секретаре Махневой Е.А.

с участием:

представителя истца – Цепелевой ФИО9,

представителей ответчиков - Митрюева ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Блиновой ФИО11, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Филатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог», Администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанностей,

установил:

Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Филатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее - ГБУСО СО «Филатовский СРЦН») обратился с иском в суд, просит обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» обеспечить надлежащее водоотведение на участке км 17+890 - км 17+905 автомобильной дороги автодороги общего пользования регионального значения «г. Камышлов - г. Сухой Лог», исключающее направление сточных и ливневых вод на территорию учреждения, предназначенной для воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей; обязать Администрацию городского округа Сухой Лог организовать и обеспечить в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и СП 116.13330.2012. на территории села Филатовское городского округа Сухой Лог надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), а также сооружение системы инженерной защиты, исключающее подтопление земельного участка, занимаемого учреждением (кадастровый ).

В обоснование исковых требований указано, что ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» размещается на земельном участке с кадастровым . Территория учреждения подтапливается в результате стока сточных и ливневых вод с территории села Филатовское ГО Сухой Лог, а также из-под дороги на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «г. Камышлов - г. Сухой Лог» км 17+890 - км 17+905. Сточные и ливневые воды стекают по рельефу местности к ограждению учреждения, подмывают его опоры, проникают на территорию и подтапливают здания и сооружения учреждения. На территории учреждения образовалась канава с водой. В результате этого создается угроза уничтожения и повреждения имущества учреждения, а также безопасности несовершеннолетних воспитанников, проживающих в учреждении. Вследствие подтопления территории учреждения, в 2021 году вынуждены были произвести работы по усилению столбов, в связи с деформацией ограждения из-за подмыва ливневыми, грунтовыми и талыми водами.

Обязанность организовать и обеспечить надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на территории села Филатовское городского округа Сухой Лог в целях устранения причин подтопления земельного участка, занимаемого учреждением, относится к компетенции Администрации городского округа Сухой Лог.

Подтопление территории учреждения происходит также за счет талых и ливневых вод, вытекающих из-под дороги (под автодорогой проходит поперечная водоотводная труба, которая направляет сточные воды в сторону учреждения) и с дорожного полотна на участке км 17+890 - км 17+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», которая находится в собственности Свердловской области и оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автодорог», ввиду неправильного обустройства водоотводных и дренажных сооружений вдоль автомобильной дороги на всей протяженности указанного участка.

Нахождение и обустройство на территории учреждения сетей водоотведения сточных и ливневых вод с села Филатовское городского округа Сухой Лог, а также с дороги на участке км 17+890 - км 17+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог» невозможно, так как это противоречит действующему законодательству. Бездействием ответчиков нарушаются права и законные интересы как учреждения, так и проживающих в нем детей.

Ответчик ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.77) согласно которому с исковыми требованиям не согласны. Указали, что материалами дела не подтверждено, истцом не доказано, что указанные сточные воды образуются по причине необустроенных каких-либо работ на автомобильной дороге, а также нет доказательств, что именно автодорога является причиной подтопления и скопления сточных и ливневых вод на территории истца. Не установлены причины и факторы скопления воды на территории истца и как следствие подтопление участка, при этом возложение обязанности на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» выполнить надлежащее водоотведение на участке дороги не достигнет цели устранения застоя воды на территории истца. В настоящее время, в том числе после периодических контрольных обследований результатов наблюдения пропуска талых и ливневых вод за 2022-2023 годы через водопропускную трубу и водоотводную канаву, на рассматриваемом участке размывов и повреждений не выявлено. В удовлетворении исковых требований просят отказать в полном объеме.

Третье лицо Министерство социальной политики по Свердловской области представили письменный отзыв (л.д.61-64), в котором просят в исковые требования удовлетворить. Указали, что обязанность организовать и обеспечить надлежащее функционирование системы дренажных вод и поверхностного стока на территории села Филатовское ГО Сухой Лог в целях причин подтопления земельного участка, занимаемого учреждением, относиться к компетенции Администрации ГО Сухой Лог. С учетом полномочий ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» обязанность пообустройсту необходимых водоотводных и дренажных сооружений вдоль автомобильной дороги на всей протяженности участка км 17+890 - км 17+905 автодороги «г. Камышлов - г. Сухой Лог», исключающих подтопление территории учреждения, возлагается на ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». Считают требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области представили письменный отзыв на иск (л.д.67-69). Указали, что правовой статус, полномочия, функции, права и обязанности Министерства определены в Положении о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 № . Министерство имеет подведомственное учреждение - ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». Согласно Уставу ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления в установленном порядке. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную данным уставом деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и данным уставом. Работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения выполняются подрядными организациями на основании заключенных с ГКУ «Управление автомобильных дорог» государственных контрактов, по результатам конкурсных (аукционных) процедур

В судебном заседании представитель истца Цепелева ФИО12 поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что учреждение находится ниже по уровню, вся вода из села Филатовское и из-под дороги стекает на территорию учреждения.

Представитель ответчика ГКУ СО «УАД» Митрюев ФИО13 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что водоотведение с дороги выполнено в соответствии с нормативами, на территории истца также скапливается снег и вода. Не доказано, что с дороги бежит вода на территорию истца. Это наиболее удобный вариант слива воды – через территорию учреждения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Блинова ФИО14 возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Поддержала доводы письменного отзыва на иск, согласно которому Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляют участие собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании территорий, прилегающих к соответствующим объектам собственности. Согласно пп. 4 п.16 Правил благоустройства территории городского округа Сухой Лог, утвержденных решением Думы городского округа Сухой Лог от 19.12.2019 -РД закреплены границы прилегающей территории в следующем порядке: для объектов социальной инфраструктуры - территория шириной не менее 20 метров и не более 25 метров вокруг объекта и земельного участка под объектом. На территории села Филатовское отсутствует централизованная система водоотведения. Организация ливневых стоков поверхностных вод на территории села Филатовское осуществляется посредством кюветов, удаляющих воду из пониженных мест, канав, отводящих воды.

Представитель третьего лица Министерство социальной политики Свердловской области просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.61-64).

Представители третьих лиц Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, акционерного общества «Свердловскавтодор» в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания, об отложении не ходатайствовали.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо названными в статье 12 ГК РФ, и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно «СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003» (далее - СП 116.13330) инженерная защита территорий, зданий и сооружений - это комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Инженерную защиту застроенных или застраиваемых территорий от одного или нескольких опасных геологических процессов следует осуществлять независимо от формы собственности и принадлежности защищаемых территорий и объектов, при необходимости предусматривать образование единой территориальной системы (комплекса) мероприятий и сооружений (пп. 4.10 п. 4 СП 116.13330).

Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами, территориальными комплексными схемами градостроительного планирования развития территорий районов (пп. 10.1.6 п. 10 СП 16.13330).

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)).

Применительно к настоящему административному делу к вопросам местного значения муниципального района также относятся организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23 части 1 и пункт 3 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под сточными водами подразумеваются также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные часть 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 СП 104.13330 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления" данный свод правил распространяется на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных, энергетических, общественно-деловых и коммунально-бытовых объектов, месторождений полезных ископаемых и горных выработок, сельскохозяйственных и лесных угодий, природных ландшафтов.

В соответствии с п. 4.1 СП 104.13330 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления" при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.

В силу п. 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481, организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов) включены в состав работ по содержанию автомобильных дорог (подпункт «в» пункта 6); устройство недостающих элементов системы водоотвода (в том числе новых водопропускных труб, дренажей, прикромочных и телескопических лотков, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и других элементов) относится к комплексу работ капитального ремонта автомобильных дорог (подпункт «и» пункта 4).

Согласно п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр, для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).

Как установлено в судебном заседании, ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым , предоставленном учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, правообладателем земельного участка является Свердловская область, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.23-26).

Согласно п.10, 11 Устава ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» (л.д.8-18) бюджетное учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания граждан, профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан имеющих детей, а также реабилитация и (или) абилитация детей-инвалидов. Место нахождения бюджетного учреждения: <адрес> (п.7 Устава).

Из Выписки из Реестра государственного имущества Свердловской области от 23.09.2022 (л.д.21-22) следует, что по адресу <адрес>, находятся здания нежилого назначения: кладовой, овощехранилища, гаража, учебных мастерских, интерната (спальный корпус) правообладателем которых является ГБУСО СО «Филатовский СРЦН».

Рядом с ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» проходит автомобильная дорога регионального значения общего пользования «г.Камышлов-г.Сухой Лог» км 17+890-км 17+905.

Автомобильная дорога «г. Камышлов - г. Сухой Лог» входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 -ПП, и находится в собственности Свердловской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ СО «УАД».

ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» обращалось к ГКУ СО «УАД» 08.10.2021, 17.11.2021 о необходимости организации дождевой системы вдоль дороги в связи с подтоплением территории учреждения (л.д.32,33).

08.10.2021 истцом заключен договор подряда с ООО «ДорСтройСервис» на оказание услуг по ремонту забора по адресу: <адрес>. Цена договора 26 945 руб. (л.д.43-44,45-47).

Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 17.10.2022 установлено, что водоотводная канава отведена от ограждения ГБУСО СО «Филатовский СРЦН». Выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участка автомобильной дороги: загрязнение водопропускной трубы, расположенной на км 17+905 автодороги «г.Камышлов-г.Сухой Лог», препятствующее проходу воды; выпуск поверхностного стока осуществляется в размываемый, замкнутый овраг, отсутствуют водоотводные лотки, что является нарушением п. 7.59 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утв. и введенного в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр; на территории ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» на земельном участке с кадастровым , отсутствуют водоотводные лотки с решетками, что является нарушением п.п. 4.1, 4.9 СП 104.13330.2016. Свод
правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления.
Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утв. Приказом Минстроя России
от 16.12.2016 №964/пр (л.д.34-38).

Сведения о профилировании водоотводных канав на км 17+870-км 17+890 и по очистке тела водопропускной трубы от наносного грунта АО «Свердловскавтодор» подтверждаются Актом от 17.04.2024 обследования автомобильной дороги общего пользования регионального значения «г.Камышлов-г.Сухой Лог» на территории с.Филатовское, фотографиями (л.д.78,79-82).

В рамках государственного контракта -С от 06.05.2020, заключенного между ГКУ СО «УАД» и АО «Свердловскавтодор» на подрядчика, возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области и искусственных сооружений, расположенных на них (л.д. 88-95).

ГОСТ Р 59611-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст) распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.

Из материалов дела следует, что по территории земельного участка с кадастровым , принадлежащего ГБУСО СО «Филатовский СРЦН» проходит водоотводная канава, образовавшаяся при стоке вод с автомобильной дороги «г.Камышлов –г.Сухой Лог» и с.Филатовское. Иного стока воды с села Филатовское и из-под дороги не имеется, водоотведение не организовано.

Суд считает, что, исходя из вышеприведенных норм Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, организация в границах сельского поселения отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории истца, равно как и организация мер по снижению уровня грунтовых вод, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения сельского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий.

Как видно из материалов дела, обстоятельства подтопления указанной территории истца участвующими в деле лицами не оспаривается.

Территория учреждения по рельефу местности находится ниже дороги, вода из канавы вдоль дороги, стекающая с дороги, села Филатовское, не позволяет обеспечивать защиту от затопления, подтопления территории истца.

Между тем, Администрацией ГО Сухой Лог не представлены доказательства, документы, свидетельствующие о принятии мер, направленных на организацию строительства, ремонта и содержания сетей ливневой канализации, водоотводящих канав на указанной территории. Ответчиком ГКУ СО «УАД» не представлено доказательств, что вода, стекающая с дороги, отводится от учреждения, не попадает на его территорию.

Сведений о том, что ответчиками принимаются необходимые и исчерпывающие меры, которые привели бы к должному результату, не имеется.

При этом Администрация ГО Сухой Лог не лишена возможности организовать выполнение и иных мероприятий, направленных на достижение соответствующего результата.

Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

Исходя из вышеприведенных положений закона, организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование объектов водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Таким образом, Администрация ГО Сухой Лог должнка принимать меры, направленные на организацию и обеспечение надлежащего водоотведения в пределах границ городского округа, а также на создание благоприятной и комфортной среды проживания в городском округе.

Между тем, Администрацией ГО Сухой Лог не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие конкретных мер, направленных на организацию водоотведения от территории истца, которые являются достаточными и эффективными для устранения возникшей проблемы затопления.

С учётом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Филатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ИНН , ОГРН ) к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (ИНН ОГРН ), Администрации городского округа Сухой Лог (ИНН , ОГРН ) о возложении обязанностей – удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» обеспечить надлежащее водоотведение на участке км 17+890 - км 17+905 автомобильной дороги автодороги общего пользования регионального значения «г. Камышлов - г. Сухой Лог», исключающее направление сточных и ливневых вод на территорию учреждения, предназначенной для воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей.

Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог организовать и обеспечить в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и СП 116.13330.2012. на территории села Филатовское городского округа Сухой Лог надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), а также сооружение системы инженерной защиты, исключающее подтопление земельного участка, занимаемого учреждением (кадастровый ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2023.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области О.Н. Васькова

2-434/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Филатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ответчики
Администрация городского округа Сухой Лог
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог»
Другие
акционерное общество «Свердловскавтодор»
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области
Суд
Сухоложский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
suholozhsky.svd.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2023Предварительное судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
19.07.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.07.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
06.12.2023Дело передано в архив
16.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее