РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.,
при секретаре Очировой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омаевой (Козиной) Анастасии Юрьевны к Правительству Астраханской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Омаева (Козина) А.Ю. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование своих требований, что постановлением Администрации Ленинского района МО «Город Астрахань» от 25.04.2005 г. №. в связи с лишением матери родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Астрахани 17.11.2004 года. признана оставшейся без попечения родителей, установлена опека. Отец, Козин Ю.А., скончался в 2003 году. Постановлением администрации было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако, истица в данном жилом помещении не проживала, поскольку находилась в кризисных центрах. После того, как произошел пожар в закрепленном жилом помещении, оно было признано не пригодным для проживания. В то же время должностными лицами образовательных учреждений, органом опеки и попечительства не были приняты меры по включению истиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку до настоящего времени Омаева (Козина) А.Ю. не обеспечена жилым помещением, просит суд обязать правительство Астраханской области предоставить благоустроенное помещение по договору найма специализированного фонда.
В дальнейшем исковые требования были уточнены, просила суд обязать ГКУ «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением»
В судебном заседании Омаева (Козина) А.Ю. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства Астраханской области Кривцова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 ЖК РФ «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 17.11.2017 года мать истицы - Скобскова Т.Г. лишена родительских прав.
Постановлением Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Астрахань» от 25.04.2005 г. Козина А.Ю. признана оставшейся без попечения родителей, над ней установлена опека, сохранено право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно акта обследования жилищных условий от 20.05.2005 г., домовладение по ул. <адрес>3 не пригодно для проживания, Козина А.Ю. зарегистрирована в указанном домовладении, проживает в кризисном центре для подростков и молодежи «Ораториум».
Кроме того, как следует из письма Отдела государственного пожарного надзора по г. Астрахани 04.07.2009 года в жилом доме по <адрес>, произошел пожар.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г.Астрахани от 23.11.2015 года Козина А.Ю. признана утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В настоящее время Омаева (Козина) А.Ю. вместе с несовершеннолетними детьми находится на стационарном обслуживании в <адрес>, что подтверждается справкой от 15.09.2017 года.
Омаева (Козина) А.Ю. обладает статусом оставшейся без попечения родителей и подлежит обеспечению жилым помещением.
Судом установлено, что Омаева (Козина) А.Ю. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В качестве уважительных причин, служащих основанием для защиты в судебном порядке прав ребенка-сироты на обеспечение жильем, могут являться следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов; установление обстоятельств того, что дети-сироты были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты.
Пропуск срока сам по себе не может являться основанием для лишения гражданина из числа лиц вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение.
В период нахождения Омаевой (Козиной) А.Ю. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения после пребывания в детских учреждениях, в которых она находилась на воспитании, поскольку закрепленная жилая площадь была признана непригодной для проживания. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование об обязании включить Омаеву А.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению, поскольку ее попечитель ( сестра Козина Е.Ю.) должным образом не исполнила свою обязанность.
Как уже было указано, в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди является отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Исходя из представленных материалов, Омаева А.Ю. жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма не имеет.
Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года № 75/2006-ОЗ (ред. от 01 марта 2016 года) «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области».
Постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 года N 571-П (ред. от 22 декабря 2016 года ) «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств бюджета Астраханской области.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996№ 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Омаевой А.Ю. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения обоснованы, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» включить Омаеву Анастасию Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Обязать Правительство Астраханской области предоставить Омаевой Анастасии Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: