Дело № 2а-118/2021
34RS0028-01-2021-000199-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2021 г. станица Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
с участием помощника прокурора Нехаевского района Волгоградской области Нагиной А.В.,
административного истца Дегтярева В.В.,
представителя административного ответчика, администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, главы администрации Кругловского сельского поселения Лукъянчикова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Дегтярева В.В. к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Дегтярев В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению освещения улиц Гагарина, Урожайная, Победы, Северная, Луговая, переулков Школьный, Березовый, Зеленый в хут. Кругловка и всех улиц хут. Каменского Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, незаконным и возложении обязанности по обеспечению освещения улиц Гагарина, Урожайная, Победы, Северная, Луговая, переулков Школьный, Березовый, Зеленый в хут. Кругловка и всех улиц хут. Каменского Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области в соответствии с установленными законом требованиями.
В обоснование своих требований указал, что по ул. Гагарина, Урожайная, Победы, Северная, Луговая, Ленина, переулкам Школьный, Березовый, Зеленый в хут. Кругловка и на всех улицах хут. Каменский Нехаевского муниципального района Волгоградской области освещение не соответствует требованиям федерального законодательства. Согласно актов обследования автодороги (улиц) от ДД.ММ.ГГГГ1 г. сотрудниками отделения МВД России по Нехаевскому району установлено отсутствие освещения улиц хут. Кругловка и хут. Каменский. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов на территории поселения и свидетельствует о ненадлежащем исполнении действующего законодательства в части благоустройства территорий населенных пунктов Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий. Организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным технических требованиям. В нарушение требований федерального законодательства ответчик до настоящего времени не организовал наружное освещение, чем допустил бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц. Таким образом, деятельность администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области при организации уличного освещения не соответствует требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании административный истец Дегтярев В.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - глава администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Лукъянчиков Н.П. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признал и пояснил, что ранее уже были вынесены решения суда которыми на администрацию Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, уже возложены обязанности по организации уличного освещения. В связи с чем сейчас администрацией поселения проводится работа, по установке фонарей на указанных административным истцом улицах, в связи с чем просил отказать административному истцу в удовлетворении его требований.
Помощник прокурора Нехаевского района Волгоградской области Нагина А.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Дегтярева В.В., поскольку имеются вступившие в законную силу решения суда, согласно которым на администрацию Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области уже возложены обязанности по организации уличного освещения по улицам Гагарина, Урожайная, Победы, Северная, Луговая, переулков Школьный, Березовый, Зеленый в хут. Кругловка и всех улиц хут. Каменского Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области в соответствии с установленными законом требованиями.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, сотрудниками ОГИБДД Отделения МВД России по Нехаевскому району было проведено обследование автодорог в хут. Каменском Нехаевского района Волгоградской области и хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области.
Из составленного по результатам осмотра акта обследования автодороги (улицы) в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует:
- на автомобильной дороге по ул. Центральная в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области имеются 5 фонарей, в рабочем состоянии 5- шт. Длина ул. Центральная 950 м.;
- на автомобильной дороге по пер. Школьный в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области имеются фонарей -0 шт., длина пер. Школьный 250 м.;
- по пер. Рабочий в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области имеется, 1 фонарь в рабочем состоянии длина пер. Рабочий 120 м.;
- по пер. Полевой в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области имеется, 1 фонарь в рабочем состоянии длина пер. Рабочий 100 м., таким образом имеются нарушения п. 6.9 ГОСТР 50597.
Из акта обследования автодороги (улицы) составленного по результатам осмотра в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует:
- на автомобильной дороге по ул. Урожайная в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 5 фонарей, в рабочем состоянии 1- шт. Длина ул. Урожайная 950 м.;
- по пер. Зеленый в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области имеется фонарей не имеется пер. Зеленый 100 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Гагарина в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 2 фонаря, в не рабочем состоянии. Длина ул. Гагарина 900 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Молодежная в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 2 фонаря, в рабочем состоянии 1- шт. Длина ул. Урожайная 600 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Комсомольская в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 3 фонаря, в рабочем состоянии. Длина ул. Комсомольская 400 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Первомайская в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 3 фонаря, в рабочем состоянии 2- шт. Длина ул. Первомайская 900 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Луговая в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 1 фонарь, в рабочем состоянии. Длина ул. Луговая 300 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Степная в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 2 фонаря, в рабочем состоянии. Длина ул. Степная 320 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Победа в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеются 3 фонаря, в рабочем состоянии. Длина ул. Победа 350 м.;
- на автомобильной дороге по ул. Победа в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области имеется 1 фонарь, в рабочем состоянии. Длина ул. Победа 250 м., таким образом, имеются нарушения п. 6.9 ГОСТР 50597;
Кроме того, ОГИБДД ОМВ России по Нехаевскому району вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных при надзоре за дорожным движением нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, где среди прочих указывались недостатки и нарушения, в том числе и «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст на улицах: Урожайная, Гагарина, Молодежная, Комсомольская, Первомайская в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, выразившемся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области по улице Центральной, переулкам: Школьный, Рабочий, Полевой и в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области, по улице Урожайная, переулку Зеленый, улице Гагарина, улице Молодежная, улице Комсомольская, улице Первомайская, улице Луговая, улице Степная, улице Победы, в соответствие с требованиями пункта 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
На основании п. 9 ст. 5 Устава Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Совета депутатов Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 24 октября 2014 № 4/1, к вопросам местного значения Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения освещение улиц.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон N 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
Согласно ст. 3 Закона № 257-ФЗ элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог честного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта № 1245-ст от 26 сентября 2017 г. утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и введен в действие с 1 сентября 2018 г..
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п. п. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рассматриваемом случае судом установлено, что собственником указанной дороги является администрация Кругловского сельского поселения.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 г. № 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. № 783).
Такими образом, системный анализ выше названных норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, выявленные недостатки состояния автомобильной дороги превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 и свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией Кругловского сельского поселения Нехаевского района Волгоградской области соблюдаются ненадлежащим образом, в связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
Реализуя требования ч.2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает шестимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого административному ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение. Данный срок является разумным, обоснованным и достаточным для принятия мер по организации уличного освещения в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области по улице Центральной, переулкам: Школьный, Рабочий, Полевой и в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области по улице Урожайная, переулку Зеленый, улице Гагарина, улице Молодежная, улице Комсомольская, улице Первомайская, улице Луговая, улице Степная, улице Победы.
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дегтярева В.В. к администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению уличного освещения, удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области по улице Центральной, переулкам: Школьный, Рабочий, Полевой и в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области, по улице Урожайная, переулку Зеленый, улице Гагарина, улице Молодежная, улице Комсомольская, улице Первомайская, улице Луговая, улице Степная, улице Победы, в соответствие с требованиями пункта 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.
Возложить на администрацию Кругловского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по уличному освещению в хут. Каменский Нехаевского района Волгоградской области по улице Центральной, переулкам: Школьный, Рабочий, Полевой и в хут. Кругловка Нехаевского района Волгоградской области по улице Урожайная, переулку Зеленый, улице Гагарина, улице Молодежная, улице Комсомольская, улице Первомайская, улице Луговая, улице Степная, улице Победы в соответствии с пунктом 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.
В удовлетворении оставшейся части заявленных административных исковых требований, отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Ефремов