Судья Хайдарова Э.И. УИД 16RS0051-01-2023-007436-20
Дело № 2-1033/2024
Дело № 33-6870/2024
Учет № 066г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахатовым А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Гашигуллиной А.Р. на решение Советского районного суда города Казани от 11 января 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования Гашигуллиной Алины Рафиковны к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафанова», Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гашигуллина А.Р. обратилась в суд с иском к ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А. Ф. Агафанова», Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указала, что с 21 декабря 2020 года по 3 января 2021 года находилась на амбулаторном лечении с диагнозом: «новая коронавирусная инфекция, Острая инфекция верхних дыхательных путей», что подтверждается справкой, выпиской из истории болезни, протоколом лабораторных испытаний, листками нетрудоспособности.
Протоколом от 25 августа 2021 года случай повреждения здоровья Гашигуллиной Алины Рафиковны признан подлежащим оформлению справкой в соответствии с требованиями временного положения в связи с тем, что работник получил вред здоровью не в следствии исполнения своих трудовых обязанностей, а именно в инкубационный период была на больничном.
25 августа 2021 года в филиал № 2 Регионального отделения по РТ поступило уведомление об установлении факта заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) медицинской сестры приемного отделения ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова» Гашигуллиной А.Р.
2 сентября 2021 года филиалом № 2 Регионального отделения по РТ произведена выплата в размере 68 811 рублей.
25 февраля 2021 года было первое заседание врачебной комиссии. При этом 25 февраля 2021 года ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова» знало об обязанности подать заявку в ФСС о выплате данной выплаты за больничный в период с 21 декабря 2020 года по 3 января 2021 года, но сделали только 25 августа 2021 года.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 февраля 2021 года по 2 сентября 2021 года составляет 1 871 рубль 57 копеек.
На основании изложенного, Гашигуллина А.Р. просила суд взыскать с ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А. Ф. Агафанова», Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ в солидарном порядке в пользу истца Гашигуллиной А.Р. проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 871 рубль 57 копеек.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница».
Представитель истца в начале судебного заседания исковые требования поддержала, при рассмотрении дела добровольно удалилась из судебного заседания.
Представитель ответчика ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафанова» в судебном заседании требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ в судебном заседании требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо ГАУЗ «Зеленодольская центральная районная больница» в судебное заседание представителя не направило, согласно письменному заявлению ходатайствовало о рассмотрения гражданского дела без участия представителя.
Суд в удовлетворении иска отказал, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым судебным решением просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое судебное постановление об удовлетворении данных требований. При этом в жалобе приводятся доводы, аналогичные доводам иска и приведенным в суде первой инстанции. Истец указывает, что незаконное удержание выплаты привело к неполучению истцом вовремя мер поддержки, в то время как данные денежные средства находились в бюджете Российской Федерации для пользования нужд государственных органов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Гашигуллина А.Р. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафанова» – Гатина А.И., представитель Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ – Мингажитдинова Г.А., а также представитель третьего лица Зелендольской ЦРБ – Абдуллин Р.Г. с доводами жалобы не согласились.
Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Как установлено судом, 20 августа 2018 года между ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафанова» и Гашигуллиной А.Р. заключен трудовой договор № 70, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по должности медицинская сестра платная на ставку, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора.
В период исполнения трудовых обязанностей, 21 декабря 2020 года у Гашигуллиной было обнаружено PHK SARS coronavirus 2, период пребывания на амбулаторном лечении в ГАУЗ «Зеленодольская центральная больница» составил 14 дней – с 21 декабря 2020 года по 3 января 2021 года.
В связи с этим, приказом от 2 сентября 2021 года № 337-КВ Гашигуллиной А.Р. была назначена единовременная страховая выплата, платежным поручением от 3 сентября 2021 года № 700059 произведена выплата в сумме 68 811 рублей.
Как указывает истец, работодатель знал о необходимости подачи сведений в Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Республики Татарстан в период с 21 декабря 2020 года по 2 января 2021 года, однако сведениря были поданы только 25 августа 2021 года, в связи с чем, полагая, что ее права нарушены, Гашигуллина А.Р. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что подлежащая истцу единовременная страховая выплата представляет собой гарантию, установленную для медицинских работников в случае заражения их новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении ими своих трудовых (должностных) обязанностей, имеющую особое правовое регулирование, в связи с чем положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей гражданско-правовую ответственность за неисполнение сторонами денежного обязательства, не применимы к спорному правоотношению.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, полагая его соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» в целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона, предоставить врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Страховыми случаями, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, являются:
б) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности. Перечень таких заболеваний (синдромов) и осложнений утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313, единовременная страховая выплата производится:
б) в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Указа, - в размере 68 811 рублей.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 установлено, что единовременная страховая выплата производится Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
В целях организации расследования страховых случаев, указанных в подпункте «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», Правительство Российской Федерации утвердило Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких.
При установлении работнику диагноза заболевания медицинская организация, установившая случай заболевания работника, обязана незамедлительно уведомить о заболевании работника Фонд социального страхования Российской Федерации и руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации), в которой работает работник (далее - работодатель).
Работодатель в день получения уведомления обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая (далее - врачебная комиссия) в составе не менее 3 человек, включающую представителей работодателя (председатель врачебной комиссии), медицинской организации, указанной в пункте 2 настоящего Временного положения, выборного органа первичной профсоюзной организации, профессиональной некоммерческой организации, созданной медицинскими работниками в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, или иного представительного органа работников и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Расследование страхового случая проводится врачебной комиссией в течение 3 календарных дней со дня создания врачебной комиссии.
По результатам указанного расследования врачебной комиссией принимается решение о наличии или отсутствии страхового случая, о чем работник письменно информируется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.
По результатам расследования страхового случая врачебной комиссией не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о наличии страхового случая, в Фонд социального страхования Российской Федерации направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником, содержащая следующую информацию:
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
дата рождения работника (число, месяц, год);
реквизиты документа, удостоверяющего личность работника (серия, номер, дата выдачи, кем выдан);
страховой номер индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования;
адрес места постоянного проживания работника (субъект Российской Федерации, город, улица, дом, квартира);
наименование работодателя;
должность работника;
период работы работника в указанной должности;
перенесенное заболевание;
предпочтительный способ получения работником выплаты.
Фонд социального страхования Российской Федерации не позднее 3 календарных дней, следующих за днем получения справки, указанной в пункте 5 настоящего Временного положения, подготавливает документы для осуществления единовременной страховой выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» работнику, и осуществляет ее не позднее 4 календарных дней, следующих за днем получения справки.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года, применение положений статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года N 99-О).
Из материалов дела следует, что в период исполнения Гашигуллиной А.Р. трудовых обязанностей, а именно 21 декабря 2020 года, у нее был взят мазок из зева и носа методом ПЦР. Результатом проведенного лабораторного исследования, обнаружена <данные изъяты>.
В связи с данным заболеванием комиссией по расследованию страховых случаев работодателя было проведение расследование, по результатам которого принято решение. Протоколом от 25 августа 2021 года № 1368 подтвержден случай заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), работника учреждения ГАУЗ «РКИБ» у медицинской сестры приемного отделения Гашигуллиной А.Р., подпадающий по действие подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской федерации от 6 мая 2020 года № 313.
Справка от 25 августа 2021 года № 1369, необходимая для осуществления страховой выплаты, поступила в адрес ответчика Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ от работодателя ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница им. А.Ф. Агафонова» 2 сентября 2021 года (вх. № 6226 от 2 сентября 2021 года).
Приказом от 2 сентября 2021 года № 337-КВ Гашигуллиной А.Р. назначена единовременная страховая выплата, платежным поручением от 3 сентября 2021 года № 700059 произведена выплата в сумме 68 811 рублей.
Как верно указал суд в обжалуемом решении, правоотношения ответчиков ГАУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А. Ф. Агафанова», Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РТ с истцом не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений, в то время как положения статьи 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства именно гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей гражданско-правовую ответственность за неисполнение сторонами денежного обязательства, к спорному правоотношению не применимы.
Более того, суд правильно отметил, что предусмотренные статьей 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.
В то же время в рассматриваемом случае сам факт пользования чужими денежными средствами ответчиками отсутствует, а возмещение вреда и меры поддержки граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются соответственно за счет средств федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем суд правомерно отказал Гашигуллиной А.Р. в удовлетворении иска.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают вышеизложенных выводов, поскольку основаны на ошибочном толковании закона применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 11 января 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гашигуллиной А.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи