Решение по делу № 2а-621/2021 от 18.11.2021

Дело №2а-621/2021 г.

Поступило: 18.11.2021 г.

54RS0016-01-2021-001309-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2021 года                                                 с. Довольное

Доволенский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Лукиной Л.А.

при секретаре Кушко Т.П.,

с участием административного истца – помощника прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Доволенского района Новосибирской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в сфере законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.

Установлено, что на страницах сайтов с URL- адресами: <адрес>

<адрес> размещена информация о приобретение водительских удостоверений без обучения и сдачи государственного экзамена.

При этом, вход на вышеуказанные сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.

Согласно ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, в том числе является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена указанная информация, в реестре отсутствует.

Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах по сетевым адресам: <адрес>

<адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е. поддержала требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Кроме того суду пояснила, что ими была проведена работа по установлению административных ответчиков, а именно владельцев сайтов на которых размещена данная информация. С использованием сервиса WHOIS по всем указанным в заявлении адресам были произведены осмотры данных интертет-сайтов. В результате осмотра вышеуказанных сайтов установлено, что информации о владельцах не имеется. При вводе вышеуказанных сайтов в сервис WHOIS, также невозможно установить владельцев интернет-станиц, поскольку информация является скрытой. На ёё телефонные звонки по указанным телефонам никто не отвечал, либо просто бросали трубку после того, как она представлялась. Таким образом, установлении лиц, владеющих сайтами, не представляется возможным, в связи с чем, считает, что процессуальный статус Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу не подлежит изменению в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 04 июля 2018 года.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил изменить статус Управления с административного ответчика на заинтересованное лицо, согласно ч.2 ст.265.3 КАС РФ, при этом указав, что информация, на интернет-сайтах, указанных в исковом заявлении была подтверждена, доступ к данной информации не был ограничен, поэтому информацию, необходимо признать запрещенной. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцев сайтов в сети «Интернет», авторов размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3088-О федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи и к полномочиям которого отнесено создание, формирование и ведение Единого реестра, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, а потому административное исковое заявление подлежит подаче в районный суд по месту нахождения названного федерального органа исполнительной власти или его территориального органа. Из этого исходит и Верховный Суд РФ в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018). Такое регулирование направлено на конкретизацию статьи 47 (часть 1) Конституции РФ и предполагает учет территории, на которой распространяется (к которой относится) информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, имея в виду, что предметом соответствующего судебного разбирательства является правовая оценка именно информации, распространяемой в сети «Интернет», а не законность действий лиц по ее распространению (созданию условий для ее распространения).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (утв. Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 45), Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5). Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Новосибирской области (п. 3). Управление является юридическим лицом (п.22).

В соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Правовое положение Управления Роскомнадзора в качестве заинтересованного лица определяется только в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления.

Как следует из материалов дела, лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, не выявлены, административным истцом представлены в суд доказательства невозможности установления административных ответчиков, действия которых послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, в связи с изложенным довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу о том, что оно должно быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а не административного ответчика - не состоятелен.

В судебном заседании установлено, что на страницах с URL- адресами: <адрес>

<адрес>, размещена информация о приобретении водительских удостоверений без обучения и сдачи государственного экзамена.

При этом, вход на вышеуказанные сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее – Постановление) установлен порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений.

Пунктом 24 Постановления установлено, что в Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с 1 ст. 26 Федерального закона №196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

В силу ч. 4 ст. 25 Федерального закона №196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

Статьей 31 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в случаях, установленных федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт - являются административным правонарушением.

Согласно статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков -являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, в том числе через сеть «Интернет», способствующей деятельности, за осуществление которой предусмотрены уголовная и административная ответственность.

Учитывая, что информация, размещенная на интернет-сайтах с URL-адресами: <адрес>, носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, то доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, суд считает, что имеются все основания для признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на вышеуказанном интернет-сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

На основании ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 данного закона основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанным страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение URL-адресов: <адрес>,    в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».

С учетом изложенного, административное исковое заявление прокурора, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Доволенского района Новосибирской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах по сетевым адресам: <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения интернет-

сайтов по сетевым адресам: <адрес>,    в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

     Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                Лукина Л.А.

Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 года.

2а-621/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Доволенского района
Ответчики
Роскомнадзор
Суд
Доволенский районный суд Новосибирской области
Судья
Лукина Лариса Анатольевна
Дело на странице суда
dovolensky.nsk.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее