Дело № 2-2668/2022 19 июля 2022 года
29RS0014-01-2022-003068-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Афанасенковой Л. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении периодов в стаж, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера,
установил:
Афанасенкова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов с 04 февраля 2011 года по 04 февраля 2011 года, с 21 февраля 2011 года по 21 февраля 2011 года, с 10 марта 2011 года по 10 марта 2011 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года, понуждении установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 02 февраля 2022 года.
Требование мотивирует тем, что является получателем пенсии по старости. На ее обращение в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии получен отказ. С отказом ответчика она не согласна, поскольку в период работы в Архангельской гидрографической базе – филиале Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия направлялась в командировки в ..., в Северодвинский городской суд Архангельской области с 04 февраля 2011 года по 04 февраля 2011 года, с 21 февраля 2011 года по 21 февраля 2011 года, с 10 марта 2011 года по 10 марта 2011 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года. Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что оснований для включения спорных периодов в стаж работы на Крайнем Севере ввиду непродолжительного периода работы не имеется, так как в стаж работы на Крайнем Севере включается только та деятельность, которая носила постоянный и стабильный характер. Оснований для признания краткосрочных периодов работы истца постоянной занятостью истца в климатических условиях Крайнего Севера не имеется.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы выплатного (пенсионного) дела Афанасенковой Л.В. <№>, суд приходит к следующему.
Основания и порядок перерасчета размера страховых пенсий с 1 января 2015 года установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Положения указанного Федерального закона предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
На основании ч.4, 5, 6 ст.17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила) и подлежащих применению к спорным правоотношениям в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, одним из основных условий для установления истцу фиксированной выплаты к страховой пенсии при ее назначении в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 5 ст. 17 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Исходя из положений Закона № 400-ФЗ для установления смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к таким районам, необходимо, чтобы работа в таких районах носила постоянный, стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Учет специального стажа (стажа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) производится по месту нахождения организации-работодателя.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями).
В судебном заседании установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 02 февраля 2022 года.
29 марта 2022 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты в связи с наличием стажа работы в районе Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа <№> истцу отказано в зачете периодов с 04 февраля 2011 года по 04 февраля 2011 года, с 21 февраля 2011 года по 21 февраля 2011 года, с 10 марта 2011 года по 10 марта 2011 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года в специальный стаж за работу в районах Крайнего Севера и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.4 ст.17 Закона № 400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что истец по основному месту работы в Архангельской гидрографической базе – филиале Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия в спорные периоды работала начальником персонала и юридического обеспечения, место нахождения работодателя – город Архангельск, который относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что в периоды с 04 февраля 2011 года по 04 февраля 2011 года, с 21 февраля 2011 года по 21 февраля 2011 года, с 10 марта 2011 года по 10 марта 2011 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года истец была направлена работодателем в командировки в ... области, отнесенный к районам Крайнего Севера, для представления интересов работодателя в судебных заседаниях Северодвинского городского суда Архангельской области.
Между тем, работа, носящая стабильный (постоянный) характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Местом выполнения трудовой функции истца являлся город Архангельск, где находится Архангельская гидрографическая база – филиале Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, в командировке работник выполняет не трудовую функцию, предусмотренную условиями трудового договора, а поручение работодателя. При этом в соответствии со ст. 56,57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) устанавливаются трудовым договором, который регулирует отношения между работником и работодателем, и не могут влиять на оценку пенсионных прав при установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В силу ст. 167 ТК РФ работнику при направлении его в командировку гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у суда не имеется.
Как видно из материалов дела, нахождение истца в районе Крайнего Севера в оспариваемые периоды носило временный непродолжительный характер, а потому период нахождения истца в командировке не подлежит зачёту в стаж работы в районе Крайнего Севера, и у истца отсутствует право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной для лиц, проработавших определённое законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах исковые требования Афанасенковой Л.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Афанасенковой Л. В. (СНИЛС <№>) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении периодов в стаж, установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова