К делу № 2-852/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская 16 июня 2022 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
при секретаре Вербицкой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Южного межрегионального управления Россельхознадзора к администрации муниципального образования Каневской район о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Южное межрегиональное управление Россельхознадзора обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования Каневской район о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование требований указал, что в Южное межрегиональное управление Россельхознадзора (далее - управление) из Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступили сведения о выявлении захламления на земельном участке с кадастровым номером №. В рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) должностным лицом управления 15.02.2022 проведено выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенного в административных границах Красногвардейского сельского поселения Каневского района Краснодарского края.
В ходе проведения выездного обследования была определена площадь захламления ТБО смешанного состава в размере 3,1771 га.
Специалистами ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» произведен отбор образцов почв для исследования на соответствие требований ПДК химических веществ в почве. Согласно протоколу испытаний от 22.02.2022 № 22-39з-22-40з в пробах установлено превышение ПДК кобальта, марганца, цинка.
Данные факты свидетельствуют о причинении вреда почве в результате загрязнения верхнего слоя. Согласно выписке из ЕГРН от 27.01.2022 № КУВИ- № зарегистрированные права на указанный участок отсутствуют.
Таким образом, данный земельный участок в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии со статьями 9, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно абзацу 11 статьи 1 Закона №7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - ПП ВС РФ № 49) разъяснено, что причинение вреда предполагается в случае превышения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом и иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 3.3. Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Из совокупного толкования статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Условия и порядок проведения рекультивации земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Из пункта 4 Правил следует, что в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде вследствие загрязнения почв земельного участка с кадастровым номером №, произошедшего по причине бездействия администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края, возлагается на указанный орган местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным пунктом 13 ПП ВС РФ № 49 и пунктом 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного 07.04.2021, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Согласно абзацу 21 статьи 5 Закона №7-ФЗ, пункту 9.11 Положения о Южном межрегиональном Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30 июня 2021 г. № 708, к полномочиям Южного межрегионального управления Россельхознадзора относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде.
На основании изложенного, в целях восстановления состояния почвы как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, существовавшего до причинения вреда,
Просил возложить на администрацию Каневского района Краснодарского края обязанность: в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации и приступить к его осуществлению на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на площади 3,1771 га, расположенном в административных границах Красногвардейского сельского поселения Каневского района Краснодарского края.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, указав, что в связи со снятием с кадастрового учета земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного в административных границах Красногвардейского сельского поселения Каневского района Краснодарского края, земельный участок с кадастровым номером 23:11:0403000:452 следует изменить на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, Красногвардейское сельское поселение, на расстоянии 250 м от юго- восточной окраины поселка Красногвардеец.
Из положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления сельского поселения не обладают каким-либо полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или иными способами распоряжения такими участками. Абзацем 3 пунктом 2 указанной статьи указанные полномочия в отношении земельных участков, находящихся на территории сельского поселения, предоставлены органам местного самоуправления муниципального района.
Из изложенных норм следует, что земельным участком, расположенным в кадастровом квартале № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, Красногвардейское сельское поселение, на расстоянии 250 м от юго-восточной окраины поселка Красногвардеец, распоряжается администрация муниципального образования Каневской район.
В силу требований статьи 13 Земельного кодекса РФ администрация Каневского района обязана проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Просил возложить на администрацию муниципального образования Каневской район (ИНН 2334008330) обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: разработать проект рекультивации и приступить к его осуществлению на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, Красногвардейское сельское поселение, на расстоянии 250 м от юго-восточной окраины поселка Красногвардеец, на площади 3,1771 га.
В судебное заседание представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Каневской район по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором исковые требования признал полностью, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, известны.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) должностным лицом Южного межрегионального управления Россельхознадзора 15.02.2022 проведено выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного в административных границах Красногвардейского сельского поселения Каневского района, Краснодарского края, в ходе которого была определена площадь захламления ТБО смешанного состава в размере 3,1771 га.
Специалистами ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» произведен отбор образцов почв для исследования на соответствие требований ПДК химических веществ в почве. Согласно протоколу испытаний от 22.02.2022 № 22-39з-22-40з в пробах установлено превышение ПДК кобальта, марганца, цинка, что свидетельствует о причинении вреда почве в результате загрязнения верхнего слоя.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.06.2022 № КУВИ№ зарегистрированные права на указанный участок отсутствуют, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0403000:452, снят с кадастрового учета.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 23:11:0403000, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, Красногвардейское сельское поселение, на расстоянии 250 м от юго-восточной окраины поселка Красногвардеец, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена и им распоряжается администрация муниципального образования Каневской район.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд находит, что заявленные исковые требования и признание иска представителем ответчика не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания иска представителем ответчика.
Представителю ответчика последствия принятия судом признания иска ответчиком известны.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Принять признания иска представителем ответчика.
Иск Южного межрегионального управления Россельхознадзора к администрации муниципального образования Каневской район о возложении обязанности совершить действия удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Каневской район обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации и приступить к его осуществлению на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале № местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, Каневской район, Красногвардейское сельское поселение, на расстоянии 250 метров от юго-восточной окраины поселка Красногвардеец, на площади 3,1771 га.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья