Решение по делу № 55-342/2021 от 27.04.2021

дело № 55-342/2021

(УИД – 75OS0000-01-2021-000055-07)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск                                                                            26 мая 2021 года

Судебная коллегия по уголовным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Карлина А.П.,

судей Шульги А.А., Голубченко Д.И.,

при секретаре Зыковой В.В.,

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кузнецова Ф.В.,

осуждённого Антоновского В.А., защитника адвоката Соловьевой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осуждённого Антоновского В.А. на приговор Забайкальского краевого суда от 22 марта 2021 года, по которому

Антоновский В.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>,

осуждён по п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ к 16 годам лишения свободы с ограничением свобода на срок 1 год 6 месяцев.

В соответствии с положениями ч.1 ст.53 УК РФ Антоновскому В.А. установлены ограничения и возложена обязанность, указанные в приговоре.

Мера пресечения в виде заключение под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу. В срок отбытия наказания, исчисленный со дня вступления приговора в законную силу, зачтено время содержания Антоновского В.А. под стражей с 15 декабря 2014 года по 16 декабря 2014 года, с 12 октября 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором определена судьба вещественных доказательств и разрешён вопрос о процессуальных издержках.

Заслушав доклад судьи Шульги А.А., выступления осуждённого Антоновского В.А. и его защитника адвоката Соловьевой М.В. по доводам апелляционной жалобы, прокурора Кузнецова Ф.В., полагавшего приговор законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

по приговору Антоновский В.А. осуждён за убийство ФИО11, совершённое с особой жестокостью.

Преступление совершено ДД.ММ.ГГГГ <адрес> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В судебном заседании Антоновский В.А. вину не признал, пояснил, что убийство совершил его брат, а себя он оговорил на предварительном следствии, кроме того, заявил об искажении следователем его показаний.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней осуждённый Антоновский В.А. просит приговор отменить, направить уголовное дело на новое рассмотрение или смягчить назначенное наказание в соответствии с ч.1 ст.62 УК РФ так как у него имеются смягчающие наказание обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.61 УК РФ.

В обоснование доводов указывает на незаконность и необоснованность приговора.

Обращает внимание, что при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, срок наказания не может превышать 2/3 максимального срока, поэтому полагает, ему назначено чрезмерно суровое наказание.

Осужденный указывает, что его оговорили, он не виновен, просит учесть все смягчающие обстоятельства и назначить разумное наказание.

В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель Белослюдцев А.Н. не соглашается с приведёнными доводами осуждённого и просит приговор оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Доводы Антоновского В.А. о невиновности в убийстве потерпевшего ФИО11 судебная коллегия считает несостоятельными, так как они противоречат материалам уголовного дела.

Правильно установив фактические обстоятельства совершения преступления, суд первой инстанции справедливо отверг аналогичные доводы, приводимые осуждённым о его невиновности и о том, что его оговорили.

Суд обоснованно признал достоверными показания Антоновского В.А., данные им в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого (т.2 л.д.76-80, 142-146, 159-161), в явке с повинной (т.2 л.д.36), в которых он сообщил, что между ним и потерпевшим ФИО11 произошла драка, и он решил поджечь мотоцикл потерпевшего, облил его бензином из канистры и поджег, в этот момент у потерпевшего загорелась одежда.

При проверке показаний на месте (т.2 л.д.54-59) Антоновский В.А. указал место совершения преступления, показал о нанесённых ударах ФИО11 и о том, что он поджёг мотоцикл, от которого загорелся и потерпевший, также указал, в каком направлении покинул место преступления.

В ходе очной ставки со свидетелем Свидетель №2, Антоновский В.А. пояснил, что по предложению Свидетель №2 он кинул зажжённую спичку на мотоцикл потерпевшего (т.2 л.д.92-97).

Показания Антоновского В.А., признанные достоверными, подтверждаются показаниями свидетеля Свидетель №2 о том, что ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ, он с ФИО1 встретили потерпевшего ФИО11 и двоих мужчин, передвигавшихся на мотоцикле. По дороге в сторону <адрес> эти мужчины оставили их, и они втроём пошли в сторону совхоза. В пути между Антоновским В.А. и ФИО11 произошла ссора и драка. На обочине дороги Антоновский В.А. уронил ФИО11 на землю и избил ногами, несколько раз прыгал по его телу, потом забрал его сотовый телефон. Мотоцикл они столкнули с дороги. Антоновский В.А. облил бензином мотоцикл и ФИО11, поджег спичку и бросил в мотоцикл, который вспыхнул. Когда уходили, слышал человеческие стоны. В ту же ночь Свидетель №2 звонил Свидетель №3, сообщил ей про убийство человека и просил его забрать.

При проверке показаний на месте свидетель Свидетель №2 (т.2 л.д. 229-238) сообщил аналогичные обстоятельства, указал место, где у Антоновского В.А. и ФИО11 произошел конфликт и драка, на манекене продемонстрировал механизм нанесения Антоновским В.Е. ударов потерпевшему, прыжков на его теле, а также расположение мотоцикла и в каком направлении он и Антоновский В.А. покидали место преступления.

Изложенные показания свидетеля Свидетель №2 согласуется с показаниями свидетеля Свидетель №3 в суде и на стадии предварительного следствия (т.1 л.д.89-92, 198-201, т.3 л.д.1-6), согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ, ей позвонил Антоновский В.А. и сообщил, что они сожгли человека, просил забрать его.

Из детализации телефонных переговоров следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ на абонентский номер, которым пользовалась Свидетель №3, были совершены входящие телефонные звонки с абонентского номера, принадлежащего Свидетель №13 (т.2 л.д. 218-225, 228).

Свидетель Свидетель №13 показала, что в апреле 2011 года Антоновский В.А. пользовался её сим-картой. Она Свидетель №3 никогда не звонила.

Потерпевший Потерпевший №1 пояснил о том, что у ФИО11 имелся мотоцикл «Днепр» с люлькой, с собой он возил ёмкости с бензином. Накануне гибели, ночью, ФИО11 находился в компании с ФИО33 ФИО22 и проследовал с ними в сторону совхоза.

О том, что потерпевший ФИО11 возил в люльке мотоцикла канистру с бензином, на предварительном следствии пояснила также свидетель Свидетель №8 (т.3 л.д.21-25).

Свидетели ФИО12, ФИО13 на предварительном следствии пояснили, что в апреле 2011 года, ночью, с ФИО11 толкали по дороге мотоцикл и встретили двух мужчин, распивавших спиртное. Эти мужчины проследовали с ними. По дороге они разошлись, ФИО11 с этими мужчинами покатил мотоцикл в сторону совхоза «Дорурс» (т.1 л.д.76-79, 80-83, 222-225, т.3 л.д.30-34).

Приведённые в приговоре показания потерпевшего и свидетелей согласуются с иными доказательствами по делу.

Так, из протоколов осмотра участка местности недалеко от <адрес> и акта отождествления личности, следует, что ДД.ММ.ГГГГ был обнаружен обгоревший труп ФИО11, рядом с которым на расстоянии одного метра находился обгоревший мотоцикл. Рядом с мотоциклом на земле обнаружены и изъяты канистра с запахом бензина, паспорт на имя ФИО11, металлическая пряжка с ремня, перчатки, сиденье, монеты, зажигалка, ключи, жетон, отвертка, весы (т.1 л.д.28-41, 56-60, 63, 108-117).

Согласно заключению судебно-химической экспертизы в составе газовой фазы над мотошлемом и фрагментом резинового изделия, изъятых с мотоцикла марки «Днепр», обнаружены следы бензина и дизельного топлива. В составе газовой фазы над изъятыми с мотоцикла фрагментом ткани серого цвета, зажигалкой, коробкой спичек, отверткой, весами пружинными, металлическими деньгами, ключами, пряжкой с фрагментом ремня обнаружены следы бензина (т.1 л.д.125-130).

Из заключения судебно-медицинских экспертиз №92 от 19 октября 2010 года, №92(2) от 24 декабря 2014 года, следует, что смерть ФИО11 наступила от ожогового шока, развившегося в результате ожоговой травмы. На трупе обнаружены повреждения в виде ожога головы, шеи, туловища, конечностей, площадью 95 %, которые могли образоваться незадолго до наступления смерти в результате воздействия открытого пламени. Воздействию пламени подвергался живой человек (т.1 л.д.137-141, т.2 л.д.29-33).

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО21 показал об обнаружении в крови ФИО14 карбоксигемоглобина в концентрации 41,7%, что указывает на прижизненное нахождение потерпевшего в очаге возгорания, а также о том, что телесные повреждения у погибшего могли не сохраниться из-за термического воздействия огня либо недостаточного времени для их образования на момент смерти.

Вина Антоновского В.А. подтверждается и другими доказательствами, приведёнными в приговоре.

Все положенные в основу приговора доказательства получили надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а их совокупность позволила суду прийти к обоснованному выводу о виновности Антоновского В.А. в убийстве ФИО14

Проверяя версии осуждённого о невиновности и о нарушениях при расследовании уголовного дела, суд привёл мотивы, по которым он их отверг, оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.

Так, обстоятельства убийства ФИО14 подробно изложены свидетелем Свидетель №2, который при допросах на протяжении длительного периода времени давал одни и те же показания.

Судебная коллегия отмечает, что и сам осуждённый в ходе предварительного следствия неоднократно пояснял о том, что именно он поджёг мотоцикл, от которого впоследствии загорелся и потерпевший. Несмотря на то, что в своих показаниях Антоновский В.А. различным образом описывал предшествующие этому события в части ссоры и драки в ФИО14, он неоднократно заявлял, что поджёг мотоцикл именно он.

Показания осуждённого на стадии досудебного производства о том, что конфликт и драка произошла между ним и потерпевшим, после которых он поджёг ФИО14, обоснованно признаны достоверными, так как они подтверждены показаниями свидетеля Свидетель №2

Допрошен Антоновский В.А. на предварительном следствии в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона в присутствии защитника. Ему разъяснено право не свидетельствовать против себя и возможность использования данных им показаний как доказательств по делу, в том числе и при отказе от них в дальнейшем.

При таких обстоятельствах доводы осуждённого о его оговоре свидетелем Свидетель №2 обоснованно признаны несостоятельными, а утверждение о причастности данного свидетеля к убийству ФИО14 правильно расценены как стремление избежать ответственности за содеянное.

Заявление осуждённого в жалобе о том, что Свидетель №2 его оговорил, поскольку у него заключено досудебное соглашение, в рамках которого ему снижено наказание на 5 лет, не основано на материалах уголовного дела.

Согласно приговору <данные изъяты> Свидетель №2 осуждён <данные изъяты> (т.3 л.д.130-152). Из приговора не следует, что он постановлен в рамках заключённого досудебного соглашения, а наказание Свидетель №2 определено в размере приближенном к максимальному.

Как верно отмечено судом первой инстанции, показания осуждённого о том, что он оговорил себя, чтобы помочь брату избежать ответственности опровергают его же доводы о фальсификации его показаний следователем.

Судебная коллегия кроме этого обращает внимание, что признательные показания осуждённого на предварительном следствии были им даны в присутствии разных защитников, допросы произведены разными следователями и после разъяснения прав. Замечаний по окончанию допросов ни осуждённым, ни его защитником сделано не было. Каждый лист протокола допроса содержит подпись допрашиваемого и защитника. Всё это свидетельствует о свободе выбора при даче показаний осуждённым в условиях, исключающих возможность их фальсификации.

Вопреки доводам защитника, оснований для признания заключения психофизиологической экспертизы в отношении Антоновского В.А. допустимым доказательством, не имелось.

Уголовно-процессуальный закон РФ не предусматривает законодательной возможности применения полиграфа в уголовном процессе. Данный вид исследования является результатом опроса с применением полиграфа, регистрирующего психофизиологические реакции на какой-либо вопрос, и данные заключения не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств, соответствующих требованиям ст.74 УПК РФ.

Содеянное Антоновским В.А. получило надлежащую юридическую оценку по п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ – убийство, совершенное с особой жестокостью.

Особая жестокость выразилась в способе совершения преступления – сожжение человека заживо с использованием легковоспламеняющейся жидкости, поскольку такой способ, несомненно, причиняет находящемуся в сознании потерпевшему особые мучения и страдания.

Как установлено заключением эксперта и показаниями специалиста ФИО21 смерть ФИО14 наступила от ожогового шока, вызванного термическими ожогами в результате прижизненного нахождения в очаге возгорания. Свидетель Свидетель №2 в своих показаниях указал, что когда он с осуждённым покидал место убийства, потерпевший подавал признаки жизни. Поэтому доводы защитника о неверной квалификации, в связи с нахождением потерпевшего без сознания, являются надуманными и противоречат фактическим обстоятельствам уголовного дела.

Психическое состояние осуждённого Антоновского В.А. судом проверено. С учетом выводов комиссии экспертов о том, что Антоновский В.А. мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в период инкриминируемого деяния и в настоящее время и о том, что в период инкриминируемых ему действий он не находился в каком-либо экспертно-значимом и юридически-релевантном эмоциональном состоянии (физиологический аффект и его формы) (т.2 л.д.112-120), а так же данных, полученных в ходе судебного разбирательства, суд пришел к правильному выводу о вменяемости Антоновского В.А.

При назначении наказания суд в полной мере учёл положения ст.6, 43, 60 УК РФ.

Вопреки доводам осуждённого суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о его личности, наличие смягчающих наказание обстоятельств – явку с повинной и наличие заболеваний, влияние назначенного наказания на исправление Антоновского В.А. и на условия жизни его семьи.

Несмотря на то, что в качестве смягчающего наказание обстоятельства у Антоновского В.А. суд признал явку с повинной, оснований для применения положений ч.1 ст.62 УК РФ, о чём просит в жалобе осуждённый, не имелось.

Санкция ч.2 ст.105 УК РФ в качестве наказания предусматривает, в том числе пожизненное лишение свободы или смертную казнь, поэтому в силу положений ч.3 ст.62 УК РФ правила назначения наказания, предусмотренные ч.1 ст.62 УК РФ не применяются, а наказание определяется в пределах санкции соответствующей статьи, поэтому оснований для смягчения назначенного наказания судебная коллегия не усматривает.

Выводы суда относительно назначения основного и дополнительного наказаний, их вида, размера, а также об отсутствии оснований для применения положений ч.6 ст.15, ст.64 УК РФ, основаны на законе и в приговоре должным образом мотивированы.

Обжалованный приговор отвечает требованиям ст.297 УПК РФ, является законным, обоснованным и справедливым, оснований для его отмены, либо изменения, в том числе по доводам апелляционной жалобы осуждённого, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 38920, 38928, 38933 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Забайкальского краевого суда от 22 марта 2021 года в отношении Антоновского В.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антоновского В.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение и приговор вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции, постановивший приговор, в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, а осуждённым, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копий апелляционного определения и приговора, вступившего в законную силу. В случае пропуска указанного срока или отказе в его восстановлении кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в указанный суд кассационной инстанции.

Осуждённый вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи

55-342/2021

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Истцы
Кузнецов Феликс Владимирович
Другие
Соловьева Мария Владимировна
Антоновский Владимир Анатольевич
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Шульга А.А.
Статьи

105

Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее