Дело № 33-8657/2023
УИД 59RS0007-01-2022-006916-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 29.08.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.,
с участием прокурора Рычковой А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-696/2023 по иску К. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника №5», Министерству здравоохранения Пермского края о защите прав в сфере здравоохранения, возложении обязанности выдавать бесплатные рецепты, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе К., апелляционному представлению прокурора Свердловского района г.Перми на решение Свердловского районного суда г.Перми от 05.04.2023.
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» Степанцева А.А., представителя Министерства здравоохранения Пермского края Портнова А.О., возражавших относительно доводов жалобы и апелляционного представления, прокурора Пермской краевой прокуратуры Рычковой А.Б., о наличии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском, уточненным в силу ст.39 ГПК РФ, к ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5», Министерству здравоохранения Пермского края о защите прав в сфере здравоохранения, возложении обязанности выдавать бесплатные рецепты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Кипятков Р.Б., 26.03.2004 года рождения, амбулаторно наблюдается в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5» (далее - ГБУЗ ПК «ГКП №5») с диагнозом «***», имеются сопутствующие заболевания, установлена инвалидность **-й группы. 18.04.2022 решением врачебной комиссии поликлиники показана высокотехнологичная медицинская помощь «Терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений (нефропатии, нейропатии, диабетической стопы, ишемических поражений сердца и головного мозга), включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии». В период с 25.04.2022 по 29.04.2022 К. находился на стационарном лечении в КОГБУЗ «***». По результатам лечения ему установлена инсулиновая помпа *** с непрерывным мониторингом глюкозы по программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Согласно информационному письму ООО «Медтроник» расходными материалами к помпе *** являются инфузионные наборы (максимальное количество работы от 48 до 72 часов), резервуар для инсулина *** (замена производится каждые 3 дня), сенсор ***, который меняется каждые 6 дней. Полноценное использование инсулиновой помпы без данных расходных материалов не представляется возможным. 03.08.2022 истец обратился к ответчикам о выдаче рецептов на бесплатное получение необходимых медицинских изделий, по результатам обращения ему выданы рецепты на бесплатное получение резервуаров, инфузионных наборов, тест-полосок из расчета 10 замеров в сутки, инсулин. В выдаче рецептов на бесплатное получение ланцетов, сенсоров ***, трансмиттера ***, зарядного устройства для трансмиттера *** отказано. Считает, что право на медицинскую помощь в гарантируемом объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи нарушено по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец просит обязать ГБУЗ ПК «ГКП №5» ежегодно выдавать К. рецепты на бесплатное получение трансмиттера *** из расчета 1 штука в год, зарядного устройства для трансмиттера *** из расчета 1 штука в год, ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты *** из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук на квартал (3600 шт. в год), сенсор глюкозы *** из расчета 15 штук на квартал (60 шт. в год). Обязать Министерство здравоохранения Пермского края ежегодно обеспечивать рецепты К. на бесплатное получение трансмиттера *** из расчета 1 шт. в год, зарядного устройства для трансмиттера *** из расчета 1 шт. в год, ежеквартально обеспечивать рецепты К. на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты *** из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 шт. в год); сенсор глюкозы *** из расчета 15 штук в квартал (60 шт. в год). Взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Решение в части требований, указанных в п. 1-3 обратить к немедленному исполнению на основании ст. 212 ГПК РФ.
Определением судьи от 09.09.2022 в качестве третьего лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (т.1 л.д.2).
Определением суда от 02.03.2023 в качестве третьего лица привлечена КОГБУЗ «***» (т.2 л.д.116).
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 05.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Прокурором Свердловского района г.Перми на данное решение подано апелляционное представление, в котором приводятся доводы о незаконности и необоснованности судебного акта. Полагает, что судом не дана оценка, представленным истцом доказательствам, подтверждающим необходимость непрерывного мониторинга глюкозы, в том числе медицинской документации, свидетельствующей о показаниях к непрерывному мониторированию глюкозы (НМГ), заключениям врачебной комиссии, пояснениями специалистов (врачей), пояснивших о том, что непрерывное мониторирование с установленным истцу диагнозом ему необходимо и позволяет контролировать уровень сахара в крови. Также отмечает на допущенные судом первой инстанции нарушения сроков изготовления мотивированного решения суда. Просит решение отменить.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта. В жалобе указывает, что выводы суда о том, что сенсоры к инсулиновой помпе, трансмиттер и зарядное устройство не являются необходимыми расходным материалом не соответствует обстоятельствам дела, поскольку установка истцу по решению врачебной комиссии инсулиновой помпы с функцией НМГ подтверждается нуждаемость истца в применении системы НМГ. Вывод суда в отсутствии нуждаемости истца в ланцетах также не соответствует обстоятельствам дела, поскольку проведение самоконтроля гликемии без ланцета, невозможно, предоставление тест-полосок недостаточно, учитывая, что ланцетами производится прокол пальца и данное медицинское изделие является одноразовым. Полагает, что само по себе отсутствие в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, требуемых истцом расходных материалов не является основанием для отказа в бесплатном обеспечении, поскольку бесплатное предоставление ланцетов и системы НМГ предусмотрено иными правовыми актами. Приведены доводы со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994, а также на судебную практику.
В возражениях на доводы жалобы ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» просила решение оставить без изменения, апелляционные жалобу и представление без удовлетворения.
Истец, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда, ходатайств об отложении дела не подавали. Истец представил письменные пояснения по делу, медицинские документы, судебную практику, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К., ** года рождения, амбулаторно наблюдается в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5» с диагнозом «***», имеются сопутствующие заболевания, установлена инвалидность **-й группы.
18.04.2022 решением врачебной комиссии поликлиники установлено, что истцу показана высокотехнологичная медицинская помощь «***».
С 25.04.2022 по 29.04.2022 истец находился на стационарном лечении в КОГБУЗ «***». По результатам лечения ему установлена инсулиновая помпа *** с непрерывным мониторингом глюкозы по программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
По результатам оказания высокотехнологичной медицинской помощи назначена инсулинотерапия при помощи помпы ***, назначено 10 эпизодов самоконтроля гликемии. Самоконтроль гликемии проводится с помощью одноразовых тест - полосок и ланцетов.
27.07.2022 на приеме в Городском консультативно-диагностическом эндокринологическом центре истцу также назначена инсулинотерапия посредством инсулиновой помпы ***. Самоконтроль гликемии.
Для функционирования непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ), по мнению истца, требуются следующие расходные материалы, являющиеся компонентами системы НМГ:
- Трансмиттер *** (1 шт);
- зарядное устройство для трансмиттера ***.
Кроме того, ему необходимы средства диагностики: ланцеты, сенсор глюкозы, последний согласно письма ООО «***» от 18.01.2019 является расходным материалом медицинского изделия «Помпа инсулиновая *** с системой постоянного мониторирования глюкозы» и его замену необходимо производить один раз в шесть дней.
03.08.2022 К. подал обращение в поликлинику о выдаче рецептов на бесплатное получение вышеуказанных медицинских изделий, по результатам обращения ему выданы рецепты на бесплатное получение резервуаров, инфузионных наборов, тест-полосок из расчета 10 замеров в сутки, инсулин.
Согласно ответу поликлиники от 22.08.2022 №1950 в выдаче рецептов на бесплатное получение ланцетов, сенсоров ***, трансмиттера ***, зарядного устройства для трансмиттера *** отказано, так как указанные выше изделия не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Истец, полагая, что его право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотренного частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нарушено, обратился с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 16, 19, 37, 38, 43, 80, 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, допросив специалистов, исходил из отсутствия у истца права на бесплатное обеспечение такими материалами как трансмиттером *** и зарядным устройством к нему ***, а также сенсорами *** (расходным материалом к системе непрерывного мониторинга глюкозы) и ланцетами, поскольку данные медицинские изделия не входят в Перечни бесплатного обеспечения, а также отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении истцу непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям и, как следствие, обеспечение его расходными материалами для непрерывного мониторинга глюкозы.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, допросив в качестве специалиста заместителя главного врача ГБУЗ ПК «ГКП №5» О., считает, что выводы суда первой инстанции в части отказа относительно выдачи рецептов на бесплатное получение трансмиттера с зарядным устройством, а также сенсоров, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с соблюдением норм процессуального права.
В соответствии со статьями 39 и 40 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Одними из национальных целей развития Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», являются ориентиры на интересы и нужды пациента, защиту его прав при оказании бесплатной медицинской помощи.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ «определены виды и способы обеспечения охраны здоровы граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года.
В указанный в данной программе Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно включена в числе прочего высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 53 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в числе прочего отнесены организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Данной нормой инвалиды отнесены к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Суд первой инстанции, приняв во внимание распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, положения статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований относительно трансмиттера с зарядным устройством, а также сенсоров, поскольку в перечень расходных материалов к инсулиновым помпам для обеспечения отдельных категорий граждан с сахарным диабетом данные изделия не относятся. Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что использование инсулиновых помп возможно без функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени, для чего применяются трансмиттер с сенсорами, при этом только врач эндокринолог (врачебная комиссия медицинской организации) принимает решение о показаниях к непрерывному мониторингу глюкозы конкретному пациенту, что в настоящем случае не установлено. При этом, хотя сенсор и является расходным материалом, однако применяется при непрерывном мониторинге глюкозы.
Не соглашаясь с доводами истца о том, что для К. целесообразно и необходимо в настоящее время применение непрерывного мониторинга глюкозы, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств данным утверждениям, поскольку соответствующее решение врачебной комиссии о необходимости непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показателям не принималось.
Доводы апеллянтов о том, что ответчик обязан обеспечить истца медицинским изделием для непрерывного мониторинга глюкозы бесплатно исходя из того, что истец в них нуждается, а также учитывая, что истцу в 18 лет произведена замена на инсулиновую помпу с непрерывным мониторированием глюкозы на основании решения врачебной комиссии от 18.04.222 не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на нормах закона, а потому основанием к отмене обжалуемого судебного акта в данной части не являются.
Приведенные доводы о нуждаемости К. в непрерывном мониторинге глюкозы, что по мнению апеллянтов подтверждается заключением врачебной комиссии от 18.04.2022, отклоняются судебной коллегией как ошибочные, поскольку врачебной комиссией было принято решение о заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной инфузии, на основании которого в КОГБУЗ «***» истцу по достижении 18 лет была установлена инсулиновая помпа *** с непрерывным мониторингом глюкозы по программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи, однако вопрос о непрерывном мониторинге глюкозы (НМГ) в амбулаторных условиях по жизненным показаниям не вставал.
То обстоятельство, что при использовании данной помпы возможно проводить непрерывный мониторинг глюкозы в режиме реального времени не свидетельствует о том, что истцу показан именно непрерывный мониторинг глюкозы, для проведения которого требуются трансмиттер и сенсор.
Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие у истца социально значимого заболевания – ***, наличие у него осложнений, инвалидность, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для обеспечения его медицинскими изделиями для непрерывного мониторирования глюкозы бесплатно в отсутствие соответствующего решения врачебной комиссии, а суд не вправе подменять полномочия и функции врачебной комиссии.
Данные обстоятельства не лишают истца права для определения его нуждаемости по жизненным показаниям в непрерывном мониторировании глюкозы, осуществляемом с помощью трансмиттера и сенсора, не предусмотренными соответствующим стандартом медицинской помощи, обратиться в медицинское учреждение для принятия соответствующего решения врачебной комиссией, учитывая, что одним из условий для бесплатного обеспечения истца испрашиваемыми медицинскими изделиями является наличие заключения решения врачебной комиссии о назначении истцу непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям, однако такого заключения истец не имеет, как следует из показаний заместителя главного врача ГБУЗ ПК «ГКП №5» состояние здоровья истца стабильное, все показатели в норме.
Таким образом, с учетом вышеуказанных правовых позиций, установив, что по состоянию здоровья К. не показано непрерывное мониторирование глюкозы, его лечение возможно без функционирования системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в режиме реального времени, врачами истцу применение прибора непрерывного мониторинга глюкозы не назначалось, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для обеспечения К. трансмиттером с зарядным устройством для непрерывного мониторинга глюкозы и сенсорами к нему соответствует нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приведенные апеллянтами ссылки на судебную практику во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные акты, приведенные апеллянтами, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права и высказанная в судебных актах позиция не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обеспечении истца ланцетами для глюкометра.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиками, что К. является инвалидом ** группы и состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника № 5» с диагнозом ***, при этом ему необходимо определять сахар в крови ежедневно 10 раз в день с использованием глюкометра и инсулиновых игл, с этой целью как указал ответчик выдан глюкометр ***, составной частью которого являются ланцеты ***, бесплатно обеспечить которыми просил истец.
Отказывая в иске в данной части, суд первой инстанции также исходил из того, что ланцеты не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, бесплатное обеспечение ланцетами в амбулаторных условиях не предусмотрено указанными выше программами государственных гарантий.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови, который в данном случае истцу назначен глюкометром, который был выдан бесплатно. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
В данном случае право К. на бесплатное получение ланцетов и дальнейшее обеспечение ими было нарушено ответчиками, однако, надлежащая оценка данным доводам судом первой инстанции не дана.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1181 н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации.
Сведения о назначенном и выписанном медицинском изделии (наименование медицинского изделия, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения медицинского изделия) указываются в медицинской карте пациента (пункт 3 Порядка).
Рецепты на медицинские изделия выписываются на рецептурных бланках форм № 1-МИ (пункт 5 Порядка).
При выписывании медицинских изделий отдельным категориям граждан, предусмотренным законодательством Российской Федерации и имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий, медицинский работник делает в рецептурном бланке пометку «Бесплатно» (пункт 10 Порядка).
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан медицинскими изделиями за счет бюджетных средств, состоящий в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет наименование медицинского изделия и количество единиц медицинского изделия необходимого пациенту (самостоятельно или по решению врачебной комиссии). Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для льготного обеспечения медицинскими изделиями.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Учитывая вышеизложенное судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований относительно выдачи рецептов на бесплатное получение ланцетов, поскольку использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 № 880-п, в число полномочий министерства входит в том числе, организация обеспечения населения Пермского края лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На основании изложенного, требования истца в части возложения на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности по организации обеспечения истца ланцетами Accu-Chek Softclix также подлежат удовлетворению, учитывая, что их выдача должна осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Относительно требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению на основании п. 1 ст. 212 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для обращения решения к немедленному исполнению, поскольку истцом не представлено доказательств того, что имеются особые обстоятельства, которые могут привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Поскольку ответчиками не было предпринято мер по своевременному обеспечению истца расходным материалом – ланцетом к глюкометру, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. При этом нельзя согласиться с позицией ответчиков об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда по мотиву того, что со стороны ответчиков не допущено нарушений ввиду правомерного отказа в предоставлении медицинских изделий. Доводы ответчиков о том, что их вины в необеспечении ланцетами нет, поскольку данный расходный материал не предусмотрен соответствующим перечнем, в связи с чем, действуя в рамках, установленных нормативными актами, должностные лица медицинского учреждения не могли выписать рецепт на бесплатное получение, учитываются судебной коллегии при определении размера компенсации морального вреда. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что право истца на получение медицинской помощи надлежащего объема нарушено со стороны ответчиков, оснований для отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда не имеется. С учетом объема нравственных и физических страданий, принимая во внимание характер нравственных страданий, связанных с переживаниями истца в связи с необеспечением его медицинскими изделиями и нарушением прав в сфере здоровья, период психотравмирующей ситуации, фактические обстоятельства дела, при которых были нарушены личные неимущественные права истца, а также то обстоятельство, что фактически лечение Кипяткова Р.Б. не было прервано, необратимые негативные последствия в виду действий (бездействия) ответчиков не подтверждены, требований разумности и справедливости, степени вины причинителя вреда, судебная коллегия определяет размер компенсации морального вреда по 10000 руб. с каждого из ответчиков, тогда как заявленная ко взысканию сумма компенсации морального вреда в размере 100000 руб. является завышенной и не способствует соблюдению баланса интересов сторон.
При этом, удовлетворяя требования истца о частичном взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, судебная коллегия, исходила из того, что в результате причинения нравственных и физических страданий, выразившихся в необеспечении истца расходными материалами, было нарушено право истца на бесплатное обеспечение жизненно важными для него изделиями медицинского назначения.
Таким образом, решение суда при указанных выше обстоятельствах подлежит частичной отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст.199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г.Перми от 05.04.2023 отменить в части, в которой принять новое решение.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника №5» обязанность обеспечивать К. ланцетами *** из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 шт. в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение каждые три месяца.
Возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность организовать обеспечение К. ланцетами *** из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 шт. в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника №5», Министерства здравоохранения Пермского края в пользу К. компенсацию морального вреда по 10000 руб. с каждого.
В остальной части решение суда об отказе в удовлетворении требований К. оставить без изменения.
Апелляционную жалобу К., апелляционное представление прокурора Свердловского района г.Перми в остальной части без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись