ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД: 04RS0007-01-2021-009660-22
судья Мотошкина О.В.
дело поступило 29.06.2022 г. 33-2544/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 августа 2022 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.И., Богдановой И.Ю. при секретаре Гетмановой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Болдоруевой А.А. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГУ Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия о восстановлении сроков для обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и обязании назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка
по апелляционным жалобам РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 10 февраля 2022 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Восстановить срок для назначения единовременного пособия при рождении ребенка и для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Восстановить право на единовременное пособие при рождении ребенка и обязать ответчика назначить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. единовременного пособия при рождении ребенка.
Обязать ответчика доначислить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с ... по ....
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.И., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казакова А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском к РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Болдоруева А.А. просила восстановить сроки для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, восстановить право на единовременное пособие при рождении ребенка и обязать ответчика назначить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату истцу единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с ... по ...
Требования мотивированы тем, что ... Болдоруева А.А. родила в США дочь ФИО1, которая является гражданкой Российской Федерации и зарегистрирована по месту жительства в г.Улан-Удэ Республики Бурятия по <...>. ... истец обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, в соответствии с которым на основании распоряжения Управления социальной защиты населения по г.Улан-Удэ от ... ей назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка, начиная с ... При этом согласно уведомлению Управления социальной защиты населения по г.Улан-Удэ от ... ей отказано в назначении (в выплате) единовременного пособия при рождении ребенка по причине пропуска обращения с заявлением в течение шести месяцев со дня рождения ребенка, с чем она не согласна, поскольку заявление о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка было подано с нарушением установленного срока по уважительным причинам.
В частности, иностранное свидетельство о рождении ребенка было выдано ..., ФИО1 приобрела российское гражданство ... и ... зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Улан-Удэ, <...>. Первые 6 месяцев после рождения ребенка истец и ее дочь находились в другом государстве, она не имела возможности въехать на территорию России ввиду ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией. После прилета в Россию она не могла обратиться в органы социальной защиты с заявлением о назначении и выплате пособия и ежемесячной выплаты до оформления гражданства Российской Федерации ребенка и регистрации ее по месту жительства.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия.
В заседании суда первой инстанции представитель истца Болдоруева С.С. исковые требования поддержала.
Представители РГУ «Центр социальной поддержки населения» Казаков А.В. и ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия Дамбиева Е.Б. исковые требования не признали и суду пояснили, что срок за обращением спорных выплат пропущен.
Районный суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласились РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия, поставив в апелляционных жалобах вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения суда об отказе в удовлетворении иска.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 20 мая 2022 г. постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Восстановить срок для назначения единовременного пособия при рождении ребенка и для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Восстановить право на единовременное пособие при рождении ребенка и обязать ответчика Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия назначить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. единовременного пособия при рождении ребенка.
Обязать ответчика Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» доначислить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с ... по ....
В суде апелляционной инстанции представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казаков А.В. доводы апелляционной жалобы данного ответчика поддержал. Принимая ранее участие в заседании суда апелляционной инстанции, представитель ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия Дамбиева Е.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы данного ответчика.
Болдоруева А.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 17.2 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в части 2 статьи 2 которого предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 29.12.2017 г. № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, согласно пункту 5 которого заявление о назначении указанной выплаты может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. В случае, если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка осуществляется со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком. К таким причинам отнесены:
- непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
- длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.
- переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
- вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
- повреждение здоровья ил смерть близкого родственника
- иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.
Таким образом, федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка и ежемесячными выплатами в связи с рождением первого или второго ребенка, и вышеуказанный утвержденный перечень причин, которые могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока, не является исчерпывающим, в связи с чем суд вправе, исходя из фактических обстоятельств дела, признать причины пропуска установленного срока обращения за выплатами уважительными и по иным основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Болдоруева А.А. имеет дочь ФИО1, ... рождения, свидетельство о рождении которой выдано департаментом здравоохранения штата <...> США ....
... ФИО1 была принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании пункта «а» части 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ и ... зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Улан-Удэ, <...>.
... Болдоруева А.А. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Распоряжением Управления социальной защиты населения по г.Улан-Удэ от ... Болдоруевой А.А. назначена выплата в связи с рождением первого ребенка, начиная со дня обращения с заявлением ...
Уведомлением Управления социальной защиты населения по г.Улан-Удэ от ... истцу отказано в назначении (в выплате) единовременного пособия при рождении ребенка по причине пропуска обращения с соответствующим заявлением в течение шести месяцев со дня рождения ребенка.
Разрешая заявленные Болдоруевой А.А. к РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия исковые требования о восстановлении срока для обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и обязании назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пропуск истцом установленных шестимесячных сроков обращения за назначением и выплатой указанных выплат вызван объективными причинами и потому данные сроки подлежат восстановлению.
В частности, суд исходил из того, что Болдоруева А.А. воспитывает грудного ребенка, в течение длительного времени не имела возможности произвести регистрацию ребенка, дочь принята в гражданство Российской Федерации ....
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции постановленным законно и обоснованно, в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
Согласно материалам дела в обоснование заявленных требований Болдоруева А.А. указала на то, что она родила дочь ... в иностранном государстве - Соединенных Штатах Америки и документ о рождении ребенка был выдан ей лишь ... Оформление необходимых документов для своевременного обращения с заявлением о назначении и выплате предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат в связи с рождением ребенка было затруднительно ввиду их нахождения после рождения ребенка в США и введенных ограничений в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а после возвращения в Российскую Федерацию и приезда в Республику Бурятия ... истец сначала занималась оформлением принятия дочери в гражданство Российской Федерации и регистрацией ее по месту жительства и документы об этом были получены ею соответственно ... и ...
При этом в соответствии с Указом Главы Республики Бурятия от 24.06.2021 г. N 183 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)" (в последующей редакции) с 27 июня 2021 г. по 11 июля 2021 г. включительно была приостановлена деятельность находящихся на территории Республики Бурятия организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, за исключением организаций, указанных в приложении N 4 к настоящему указу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок для обращения за назначением выплат в связи с рождением ребенка пропущен Болдоруевой А.А. по уважительной причине, в связи с чем она не может быть лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1), которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены, в частности, Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающим ежемесячные выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
При таких обстоятельствах сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на получение такого пособия.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Болдоруева А.А. пропустила установленные сроки обращения за выплатами, тогда как имела возможность обратиться с заявлением о назначении выплат несколькими способами: непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства, в многофункциональный центр, через портал государственных услуг, почтовой связью, во внимание приняты быть не могут как не опровергающие выводы суда первой инстанции о наличии у истца, воспитывающей грудного ребенка, объективных препятствий для своевременного обращения с заявлением о назначении выплат, которые не могли быть преодолены в том числе указанными способами.
Кроме того, установленный законом шестимесячный срок обращения с заявлением по настоящему делу истек 12.03.2021 г., а истец с ребенком в условиях введенных ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией въехали в Российскую Федерацию лишь в начале ... 2021 г.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец обратилась в установленном порядке с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1 ... и распоряжением Управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ ... от ... о назначении и выплате пособий Болдоруевой А.А. назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого или второго ребенка, начиная с ..., с доплатой за предыдущий период с ... по ... в размере 12 968 руб.
Таким образом, возложение решением суда первой инстанции на РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социального обеспечения Республики Бурятия обязанности доначислить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с ... по ... является неправомерным, так как ответчиком назначены выплаты по заявлению с ..., в связи с чем период доначисления и выплаты ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка должен быть ограничен ...
Решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части с оставлением решения в остальной части без изменения, а апелляционных жалоб – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 10 февраля 2022 г. и дополнительное решение суда от 20 мая 2022 г. изменить, указав о возложении на Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» Министерства социального обеспечения Республики Бурятия обязанности доначислить и произвести за счет средств федерального бюджета выплату Болдоруевой А.А. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с ... по ...
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: