Решение по делу № 2а-2320/2021 от 29.03.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-002109-22

Дело №2а-2320/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 года                             

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием административного истца Шахраманяна Э.Э.,

представителей административных ответчиков Гетц А.А., Шумана И.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шахраманяна ФИО10 к ГУФСИН России по Пермскому краю, УФСИН России по Удмуртской Республике, ФКУ СИЗО-1 г. Перми, ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республике, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Шахраманян Э.Э. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, с требованиями о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания и конвоирования в размере 250 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что 04.02.2021 года в 21 час 00 минут из камеры № 92 СИЗО-1 г. Ижевска его перевели в сборную камеру № 3 по причине последующего этапирования, в которой он пробыл до 12 часов 00 минут 05.02.2021 года. Сборная камера представляла из себя помещение площадью около 36 кв.м., с двумя окнами, в которой находились четыре металлические двухъярусные кровати, один грязный стол, черная от грязи раковина, туалет без унитаза, огороженный стенкой и дверью, повсюду валялись окурки сигарет, использованные чайные пакетики. Из содержащихся 32 человек 29 человек периодически курили, поэтому помещение было сильно задымлено. За все время содержания ему не предоставлялась питьевая вода, горячее питание и спальное место, в течение всех 15 часов ему не удалось поспать, поскольку не было места для сидения.

Во время этапирования в СИЗО-1 г. Перми он был помещен в специализированный автомобиль, в котором было также грязно, холодно, находилось девять человек, сидящих вплотную друг к другу, за 6-7 часов следования остановок не было, как и возможности сходить в туалет.

По прибытии в СИЗО-1 г. Перми его водворили в сборную камеру № 9 площадью около 20 кв.м., в которой также валялись окурки, обертки, упаковки от сухих пайков, стол, раковина, лавки были грязными, в туалете отсутствовал унитаз, в общей сложности пробыл в данной камере не менее пяти часов. После его поместили в банное помещение с огороженными кабинками без занавесок и дверей, в одной из комнат находилось два стула и грязная раковина, во второй - лавка и вешалки, капли воды падали с потолка на одежду и сумки, освещение было слабым, в банном помещении было аналогично грязно и задымлено.

Время с 06.02.2021 года по 11.02.2021 года он провел в камере № 17 СИЗО-1 г. Перми, в которой из канализационной трубы постоянно поступал запах фекалий и мочи, с потолка на его спальное место упала штукатурка, в камере была высокая влажность, слабое освещение, ему были выданы одна грязная простынь, наволочка, одеяло и матрац. В период этапирования горячим питанием был обеспечен 04.02.2021 года в 18 часов 00 минут и 06.02.2021 года в камере № 17. Не мог воспользоваться законным правом на ежедневную прогулку.

Условия содержания и конвоирования считает пыточными, бесчеловечными, унижающими его человеческое достоинство. В указанных условиях испытывал моральные, психические и физические страдания.

Административный истец, участвующий в судебном заседании, посредством системы видеоконференц-связи, на доводах и требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, настаивал в полном объеме.

Определением суда от 26.04.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России (л.д. 1 том 1).

Определением суда от 26.05.2021 года (в протокольной форме) к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 г. Перми, ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республике (л.д. 33-35 том 1).

Представитель административных ответчиков в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 50-54, 185-186 том 1).

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю ответчиков в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 190-194 том 1).

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, оценив доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу ст.17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 1 КАС РФ.

В соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что административный истец оспаривает условия содержания его в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской области в период с 04.02.2021 года по 05.02.2021 года, а также условия содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю в период с 05.02.2021г. по 11.05.2021 года.

В соответствии с п. п. 2, 11 ч. 9 ст. 226, ч. ч. 3, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 2) соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226); обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ч. 9 ст. 226).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219).

С настоящим административным иском Шахраманян Э.Э. обратился в Ленинский районный суд г. Перми 25.03.2021 года, в пределах установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд за защитой своих прав.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.1).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (ст.4).

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Статьей 99 УИК РФ предусмотрена норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, норма жилой площади не может быть менее двух квадратных метров.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В обоснование заявленных требований, административный истец ссылается на ненадлежащие коммунально-бытовые условия нахождения в сборной камере СИЗО-1 г. Ижекска, недостаточную квадратуру помещений, отсутствие вентиляции, отсутствие постоянного доступа к чистой питьевой воде.

В судебном заседании установлено, что в период с 01.06.2019 года по 05.02.2021 года Шахраманян Э.Э. содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике в камере № 54 содержалось не более 6 человек, при наполняемости камеры 6 человек, в камере 47 содержалось 5 человек, при наполняемости камеры 5 человек, в камере № 115 содержалось 2 человека, при наполняемости камеры 3 человека, в камере 119 содержалось 3 человека, при наполняемости камеры 6 человек, в камере 137 содержалось 2 человека, при наполняемости камеры 4 человека, в камере 174 содержалось не более 7 человек, при наполняемости камеры 7 человек, в камере 167 содержалось 3 человека, при наполняемости камеры 3 человека, в камере 66 содержалось не более 6 человек, при наполняемости камеры 6 человек, в камере 93 содержалось не более 8 человек, при наполняемости 8 человек.

Таким образом, за период нахождения Шахраманяна Э.Э. в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике нарушений условий содержания в соответствии с законодательством РФ не было, что подтверждается справкой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике (л.д. 34 том 2).

Заявлений и жалоб от административного истца по данному вопросу к администрации учреждения не поступало.

Также Шахраманяна Э.Э. содержался в сборной камере № 3 в ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска.

Как указывает представитель административных ответчиков, сборная камера № 3 ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска оборудована в соответствии с п. 42 приказа от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом МЮ РФ ГУИН от 28.05.2001 № 161 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ России»: индивидуальными спальными местами; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; полкой для туалетных принадлежностей; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей «Генуя», умывальником; системы водяного отопления; естественной вентиляцией.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями, при этом, санитарный узел отгорожен от жилой части перегородками (л.д. 128-137 том 1, 38-50 том 2).

Оборудование камеры напольной чашей с установленными перегородками и кроватью из стальных труб и полос соответствует вышеуказанным требованиям нормативных правовых актов и не нарушает права административного истца на надлежащие условия содержания.

Заявлений и жалоб от административного истца по содержанию в сборной камере № 3 к администрации учреждения не поступало.

По доводам о не предоставлении горячего питания.

Весь спецконтингент в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике обеспечивается трехразовым горячим питанием в соответствии с предусмотренными нормами согласно постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы».

Все положенные по норме питания продукты, административный истец получил в полном объеме, что подтверждается журналами учета контроля за качеством приготовления пищи, журналами качества продукции, а также результатами исследования проб пищевых продуктов (л.д. 116-127 том 1).

Все положенные по норме питания продукты, Шахраманян Э.Э. получал в полном объеме, заявлений и жалоб на качество пищи, продуктов питания от административного истца не поступало.

Согласно справке об условиях и режиме содержания Шахраманяна Э.Э. 05.02.2021 года в 11-40 часов Шахраманян Э.Э., 1992 года рождения принят сквозным автодорожным караулом, назначенным от ФКУ ОК УФСИН России по Удмуртской Республике, из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике.

В обоснование заявленных требований, административный истец ссылается на ненадлежащие условия конвоирования, низкую температуру в конвоированном автомобиле, тесноту, отсутствие возможности сходить в туалет.

В силу частей 1, 6 статьи 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.

Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок и условия конвоирования осужденных осуществляются в соответствии с инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Минюстом России и МВД РФ 24 мая 2006 года N 199-ДСП/369 ДСП, Порядком направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденным Приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17.

В соответствии с пунктом 73 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся, в том числе специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - спецавтомобили); специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).

В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).

Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.

В спецавтомобилях на базе легкового автомобиля предусматривается размещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в лежачем положении.

Спецавтомобиль должен быть цельнометаллическим, каркасным, с теплоизоляцией между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек каркаса кузова

Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм.

Конвоирование Шахраманяна Э.Э. осуществлялось на специализированном автомобиле типа АЗ на шасси автомобиля КАМАЗ 4308. Данный вид транспорта предназначен для перевозки осужденных и обвиняемых в совершении преступлений. Руководством по эксплуатации определено, что пассажировместимость спецконтингента данного спецавтомобиля составляет 32 человека, спецавтомобиль оборудован двумя общими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя одиночными камерами.

Согласно путевой ведомости от 05.02.2021 года (л.д. 105-107 том 1) в спецавтомобиле перевозилось 19 человек.

Конвоирование Шахраманяна Э.Э. осуществлялось в общей камере № 3, в камере находилось 9 человек, размер камеры 3660*1250*2000, что подтверждается справкой о конвоировании, а также паспортом на оперативно-служебный автомобиль типа АЗ (л.д. 100, 141-151 том 1).

Таким образом, норма посадки при конвоировании административного истца в специальном автомобиле караулом по конвоированию ФКУ ОК УФСИН России по Удмуртской Республике была соблюдена.

Согласно техническому паспорту, а также руководству по эксплуатации оперативно-служебного автомобиля типа АЗ КЮРГ 681.964.00 РЭ, внутри спецкузова установлен отопитель воздушный Планар-8Д-24, также установлен накрышный вентилятор в количестве 2 штук, мобильный туалет 1 штука.

Вывод конвоируемых лиц в туалет, в пути следования, осуществляется по просьбе конвоируемых. Фактов отказа Шахраманяну Э.Э. в выводе в туалет судом не установлено.

Все оборудование оперативно-служебного автомобиля в период конвоирования административного истца находилось в исправном состоянии, административный истец с устными и письменными обращениями к составу караула по конвоированию не обращался (л.д. 102 том 1).

Доводы истца о ненадлежащих температурных условиях, а также об отсутствии возможности посещения туалета при его перемещении в спецавтомобиле судом признаются несостоятельными и неподтвержденными доказательствами.

ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республике питанием конвоируемых лиц не обеспечивает (л.д. 99 том 1).

Согласно ведомости выдачи подозреваемым, обвиняемым, осужденным ИРП при убытии Шахрманяна Э.Э. из СИЗО-1 г. Ижевска, он был обеспечен индивидуальным рационом питания на путь следования (л.д. 123 том 1).

Таким образом, судом установлено, что конвоирование административного истца в указанный им период было выполнено с соблюдением всех обязательных условий этапирования заключенных.

05.02.2021 года в 18-20 часов Шахраманян Э.Э. сдан в ФКУ СИЗО-1 г. Перми ГУФСИН России по Пермскому краю.

По прибытию в учреждение административный истец был подвергнут полному личному обыску, веще досмотру, после чего был размещен в камеру сборного отделения для прохождения первичного медицинского осмотра, санитарной обработке и распределения в камеру.

В период с 05.02.2021 года по 11.02.2021 год Шахраманян Э.Э. содержался ФКУ СИЗО-1 г. Перми ГУФСИН России по Пермскому краю в камерах № 9, 17.

ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23).

Пунктом 9 статьи 17 названного Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ закреплено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлено, что камеры СИЗО оборудуются, Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п.44).

В соответствии с п.14.6 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России), утвержденные Приказом Минюста России от 28.05.2001 № 161, санитарный узел отдален от спальных мест и мест приема пищи, оборудован напольной чашей генуя со смывным краном, и изолирован от жилой части камеры.

В период содержания Шахраманяна Э.Э. в ФКУ СИЗО-1 действовал приказ ФСИН России от 27.07.2007 года № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».

В соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2007 года № в камерах используется искусственное освещение в количестве двух светодиодных ламп мощностью 15 Вт. Камеры оборудованы централизованным отоплением, температура в помещении камеры поддерживается не ниже 18 градусов. Санитарное состояние камер удовлетворительное. Контроль над соблюдением температурного режима в камерах, а также санитарного состояния осуществляется сотрудниками дежурных смен и медицинскими работниками учреждения, что подтверждается отметками в журнале санитарного состояния и температурного режима камер 1 корпусного отделения (л.д. 213 том 1).

Как указывает административный истец, а также следует из представленных административным ответчиком доказательств, в период содержания Шахраманяна Э.Э. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, камеры были оборудованы напольными чашами «Генуя», умывальником, в них были установлены кровати, стол и скамейки с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой, светильниками дневного и ночного освещения, системы водяного отопления, естественной вентиляцией.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 198-200, 204-205 том 1, 15-18 том 2,) при этом, санитарный узел отгорожен от жилой части перегородками.

Оборудование камеры напольной чашей с установленными перегородками и кроватью из стальных труб и полос соответствует вышеуказанным требованиям нормативных правовых актов и не нарушает права административного истца на надлежащие условия содержания.

Доводы Шахраманяна Э.Э. о низкой температуре воздуха в помещении камеры, антисанитарном состоянии помещения, ненадлежащем питании, какими-либо доказательства не подтверждены, опровергаются журналом учета жалоб, согласно которого, заявлений и жалоб по вопросу содержания в камерах от административного истца к администрации учреждения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <Адрес> не поступало.

Согласно технического паспорта здания корпуса , корпуса камера , а согласно экспликации - помещение 12 имеет площадь 44,4 кв.м, в камере, согласно данных книг «количественной проверки лиц содержащихся в следственном изоляторе», содержалось не более 8 человек, при наполняемости камеры 8 человек.

Таким образом, за период нахождения Шахраманяна Э.Э. в камерах , 17 нарушений условий содержания в соответствии с законодательством РФ не было, что подтверждается копиями страниц Книг количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе (л.д. 19-25 том 2).

Заявлений и жалоб от административного истца по данному вопросу к администрации учреждения не поступало.

Весь спецконтингент в ФКУ СИЗО-1 г. Перми ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечивается трехразовым горячим питанием в соответствии с предусмотренными нормами согласно постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы».

Все положенные по норме питания продукты, административный истец получил в полном объеме, что подтверждается книгой учета контроля за качеством приготовления пищи (л.д. 214-228 том 1).

Питание осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждении организовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Заявлений и жалоб от Шахраманяна Э.Э. на качество пищи, продуктов питания не поступало.

Каких-либо жалоб (устных, письменных) на состояние камеры выдаваемую посуду, пищу, постельные принадлежности в адрес администрации ФКУ СИЗО-1 г. Перми в период с 05.02.2021 года по 11.02.2021 года от истца не поступало. Соответственно записей в журналах приема заявлений, жалоб, обращений подозреваемых, обвиняемых, осужденных, не имеется.

Доводы административного истца о том, что в сборном отделении ФКУ СИЗО-1 г. Перми и ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска он находился с лицами, которые курили, чем нарушали права истца, сами по себе не содержат оснований для вывода о нарушении прав истца, являясь по своей сути выводами истца о нарушении собственного представления об условиях содержания в учреждении уголовно-исполнительной системы. Действующее законодательство не предусматривает обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей, кроме того, учреждение не имеет возможности раздельного нахождения в сборном пункте курящих граждан от некурящих.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со статьей 4 указанного закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о содержании под стражей, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При этом, положения статьи 33 Закона о содержании под стражей не носят императивного характера, но ставят размещение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в камерах для курящих лиц отдельно от некурящих граждан в зависимость от имеющейся у администрации следственных изоляторов возможности, обусловленной количеством лиц, подлежащих содержанию под стражей.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено, и в судебном заседании не установлено каких-либо доказательств, которые бы бесспорно свидетельствовали о том, что Шахраманян Э.Э. по вине должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска УФСИН России по Удмуртской Республике содержался в ненадлежащих условиях.

Таким образом, поскольку факт нарушения прав Шахраманяна Э.Э. не установлен, совокупность условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, которая бы позволяла удовлетворить иск отсутствует, В связи с чем в удовлетворении требований Шахраманяна Э.Э. к ГУФСИН России по Пермскому краю, УФСИН России по Удмуртской Республике, ФКУ СИЗО-1 г. Перми, ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республики о компенсации за ненадлежащие условия содержания в период с 05.02.2021 года по 12.02.2021 года в сумме 250 000 рублей следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Шахраманяна ФИО11 к ГУФСИН России по Пермскому краю, УФСИН России по Удмуртской Республике, ФКУ СИЗО-1 г. Перми, ФКУ СИЗО-1 г. Ижевска, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республики, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в период с 05.02.2021 года по 12.02.2021 года в сумме 250 000 рублей - отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись                        Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья                 

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2021 года.

Подлинник документа находится в деле № 2а-2320/2021

в Ленинском районном суде г. Перми.

2а-2320/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахраманян Эдуард Эдикович
Ответчики
УФСИН России по Удмуртской Республике
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РОССИИ по Пермскому краю
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Удмуртской Республики
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике
ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Евдокимова Т.А.
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация административного искового заявления
30.03.2021Передача материалов судье
01.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее