Дело № 12-583/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 декабря 2019 года город Севастополь
судья Ленинского районного суда города Севастополя Гуло А.В., с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 – Титарёва И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 31), жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя «Городская больница № им ФИО3» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный врач ГБУЗС «Городская больница №» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В жалобе заявитель выражает несогласие с постановленным актом, поскольку при его вынесении административным органом не установлены все обстоятельства по делу, не учтено, что закупка препарата <данные изъяты> без комплектации укупорочной системой <данные изъяты> медицинскому учреждению не имела бы смысла, поскольку не обеспечивала медицинское использование препарата на имеющемся в ГБУЗС «Городская больница №» испарителе марки <данные изъяты>. Укупорочная система для <данные изъяты>, исходя из содержания инструкции по применению препарата, является расходным материалом, в связи с чем при закупке препарата не было допущено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Все названные обстоятельства в совокупности ФИО1 считает достаточным основанием для отмены постановления административного органа.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, а также представитель административного органа – Крымского УФАС России, в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Титарёв И.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе, просил жалобу удовлетворить, постановление административного органа отменить, а производство по делу прекратить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗС «Городская больница №» (Заказчик) на сайте Единой электронной торговой площадки размещены извещение о проведении электронного аукциона № на поставку лекарственного препарата <данные изъяты> и документация для проведения аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта <данные изъяты>.
В соответствии с техническим заданием, изложенным в аукционной документации, к поставке предложен лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) <данные изъяты> в количестве 200 штук со следующими характеристиками: <данные изъяты>
По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе № заявка <данные изъяты> была отклонена, в связи с чем указанное общество подало в Крымское УФАС России жалобу, которая решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признана обоснованной, поскольку Заказчик в техническом задании к аукционной документации установил требования к характеристикам и показателям поставляемых товаров, указав в описании объекта закупки дополнительное требование к поставляемому лекарственному средству, не влияющее на его терапевтические свойства при медицинском применении. В действиях Заказчика установлено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавалось, в связи с тем, что выявленные нарушения не привели к ограничению конкуренции.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок <адрес> Федеральной антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю ФИО4 в отношении главного врача ГБУЗС «Городская больница №» ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием к выводу Крымского УФАС России о виновности должностного лица – главного врача ГБУЗС «Городская больница №» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Если объектом закупки являются лекарственные средства, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст.83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 настоящего Федерального закона, вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств (п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу пп. «а» п. 2 и пп. «е» п. 5 которых, при описании объекта закупки в отношении лекарственных препаратов в картриджах либо в иных формах выпуска, совместимых с устройствами введения (применения), - должно быть указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах; при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, «ампула», «флакон», «блистер» и др.).
При этом, пунктом 6 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами «в» – «и» пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик; б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчику предоставлено право определять характеристики поставляемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования при оказании соответствующего вида государственных услуг, при наличии в аукционной документации обоснования необходимости указания таких характеристик.
Из пояснений защитника ФИО1 – Титарёва И.В. следует, что включение в техническое задание требования о комплектации объекта закупки укупорочной системой <данные изъяты> обосновано имеющимся в наличии у ГБУЗС «Городская больница №» наркозно-дыхательного оборудования <данные изъяты> с типом заливного устройства системой <данные изъяты> и технологически совместимы только с флаконами анестетика <данные изъяты> c укупорочной системой <данные изъяты>. Без соблюдения данного условия, предусмотренного технической документацией, эксплуатация наркозно-дыхательного оборудования не допускается. Укупорочная система <данные изъяты> на флаконе <данные изъяты> представляет собой клапан с пружинным возвратом, который при заливке анестетика в сочетании с клапаном <данные изъяты> на испарителе обеспечивает заправку анестетика в испаритель. Использование любых иных флаконов, в том числе использование коннекторов (адаптеров) могут повредить систему наполнения испарителя и привести к поломке дорогостоящего оборудования, создать опасность жизни и здоровью пациентов и персонала. <данные изъяты> используется для целей наркоза. С учетом того, что он имеет аэробный механизм действия (а не внутривенное введение или местное применение), очень велик риск утечки препарата при его использовании в испарителе, что повлечет причинение ущерба здоровью не только пациенту, но и медицинскому персоналу. Риск утечки препарата возникает как раз в месте запорного кольца, где происходит соединение флакона, содержащего препарат, с испарителем для применения наркоза. При закупке испарителей <данные изъяты> с альтернативной системой заливки больнице будет необходимо полностью переоснастить весь парк наркозно-дыхательной аппаратуры испарителями другого типа, что потребует для медицинского учреждения дополнительных финансовых затрат.
В рассматриваемом случае, установление ГБУЗС «Городская больница №» в техническом задании требований к товару вызвано необходимость заказчика получить товар, полностью удовлетворяющий его потребности. Каких-либо оснований сомневаться в наличии у ГБУЗС «Городская больница №» такой потребности у суда не имеется.
Следует отметить, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку лекарственных средств в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения пациентов лекарственными средствами при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
При этом, Федеральный закон № 44-ФЗ не запрещает устанавливать требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара и не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем зарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратам с МНН «<данные изъяты>», всех производителей, представленных на рынке.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что ГБУЗС «Городская больница №» правомерно включено требование к характеристикам объекта закупки в части условия о комплектации <данные изъяты> укупорочной системой <данные изъяты>, поскольку использование именно данной формы выпуска препарата обеспечит стабильное и безопасное применение препарата в испарителях <данные изъяты> имеющихся у медицинского учреждения.
Кроме того, условие о комплектации <данные изъяты> укупорочной системой <данные изъяты> не противоречит требованиям статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ и положениям пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку ГБУЗС «Городская больница №» в полной мере обоснована необходимость указания формы выпуска объекта закупки.
При таких обстоятельствах, в действиях главного врача ГБУЗС «Городская больница №» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, а именно утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, в том числе, статьей 24.5 КоАП РФ.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя «Городская больница № им ФИО3» ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд, через Ленинский районный суд города Севастополя, в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: