Решение по делу № 2а-3049/2019 от 04.12.2019

Категория 3.189

Дело №2а-3049/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2019 года                                                                     г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:                            председательствующего судьи Истягиной Н.М.

при секретаре Александрович Е.С.,

с участием представителя ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя Вороновского Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя к Бердникову С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя обратилась с административным иском к Бердникову С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 958,00 рублей, за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2016 год в размере <данные изъяты>, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола в размере <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование иска указано, что Бердников С.С., до ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №51 по г. Москве. С ДД.ММ.ГГГГ г. Бердников С.С. состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя. На имя Бердникова С.С. зарегистрированы два автомобиля: автомобиль модели <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, при этом транспортный налог за 2014, 2015, 2016 год, административным ответчиком не бы оплачен. ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника заказным письмом направлено налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2015 года. В связи его неуплатой, ДД.ММ.ГГГГ должнику направлено требование об уплате транспортного налога от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку данное требование не было исполнено, налоговым органом начислена сумма пени в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ должнику заказным письмо направлено налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2014, 2016 год, в общем размере <данные изъяты> рублей. В связи с неоплатой налога, должнику ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ, которое также должником не было исполнено. На данную сумму задолженности также начислена сумма пени в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд восстановить срок на подачу иска пропущенный по уважительной причине.

Административный ответчик Бердников С.С. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела Бердников С.С., ИНН 501209577564, в период до ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Межрайоной ИФНС России №51 по г. Москве.

С ДД.ММ.ГГГГ Бердников С.С. состоит на учете в ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя.

Межрайоной ИФНС России №51 по г. Москве было произведено исчисление транспортного налога за 2015 год в размере <данные изъяты> руб. подлежащего оплате в бюджет, расчет налога приведён в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, отправленным ДД.ММ.ГГГГ.

В добровольном порядке сумма налога ответчиком уплачена не была. В связи с неоплатой налога за 2015 г. ДД.ММ.ГГГГ должнику было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ , требование не исполнено в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ На данную сумму задолженности по транспортному налогу начислена сумма пени, которая составляет <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ должнику заказным письмом направлено налоговое уведомление об оплате транспортного налога за 2014, 2016 год, в общем размере <данные изъяты> рубля. В связи с неоплатой налога, должнику ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ , которое также должником в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено. На данную сумму задолженности также начислена сумма пени в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, срок для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника недоимки по налогам составляет 6 месяцев, начиная со дня, следующего за днем, указанным в требовании в качестве последней даты добровольной оплаты недоимки, то есть по задолженности за 2015 год до ДД.ММ.ГГГГ и по задолженности за 2014, 2016 годы – до ДД.ММ.ГГГГ.

К мировому судье, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, инспекция не обращалась.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы и пени не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ, которая свидетельствует о пропуске срока исковой давности.

Суд приходит к выводу о том, что, у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Указанные истцом причины пропуска срока, а именно постановка на учет в ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя только ДД.ММ.ГГГГ, и то обстоятельство что Межрайоня ИФНС России №51 по г. Москве в ИФНС по Ленинскому району г.Севастополя документы в полном объеме подтверждающие проведение обязательных мероприятий по начислению и уведомлению об имеющейся задолженности представило ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны судом уважительными, поскольку у Межрайоной ИФНС России №51 по г. Москве была реальная возможность подать заявление о выдаче судебного приказа в установленный законом срок, однако это сделано не было.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя Бердникову Сергею Сергеевичу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 27 декабря 2019 года.

Председательствующий

2а-3049/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя
Ответчики
Бердников Сергей Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
04.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2019Судебное заседание
19.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее