54RS0010-01-2022-010481-46
Дело № 2-1091/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года <адрес> |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи | Постоялко С.А., |
При секретаре | Задорожной А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н. региональной общественной организации по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» к Правительству Н. <адрес>, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес> о запрете проектирования, размещения и строительства полигона для твердых коммунальных отходов на земельном участке,
У С Т А Н О В И Л:
Н. региональная общественная организация по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Н. <адрес>, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес>», просила с учетом уточнений запретить Правительству Н. <адрес> и Министерству жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес> реализацию проекта, в том числе размещение и строительство с привлечением других лиц, комплексного объекта по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Н. региональная общественная организация по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» (далее - НРОО «СЭС») является организацией, предметом деятельности которой является, в том числе оказание всемерного содействия гражданам и их объединениям, а также государству, в деятельности по сохранению и восстановлению природного и культурного наследия, оздоровлению среды обитания, обеспечению экологической и ядерной безопасности и устойчивого (сбалансированного) развития; организация общественного экологического контроля, экспертизы и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных и культурных ценностей и объектов, а также здоровья человека; организация общественного экологического контроля за соблюдением законодательства в области природопользования, обеспечения экологической безопасности, охраны природы и культурных ценностей и объектов, прав и здоровья человека; содействие совершенствованию действующего природоохранного законодательства и оказание всемерного содействия государственным органам в борьбе с его нарушениям. В соответствии с п.3.1.1 Устава НРОО по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» для достижения своих уставных целей истец вправе защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды. Таким образом, при выявлении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что намечаемая хозяйственная деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в целях предотвращения такого негативного воздействия, неустранимого характера предполагаемых нарушений охраны окружающей среды, НРОО «СЭС» вправе обратиться в суд с иском о прекращении хозяйственной деятельности, в том числе о запрете размещения и строительства объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Распоряжением Губернатора Новосибирской <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельного участка с кадастровым номером № в Н. <адрес> Н. <адрес> из состава земель одной категории в другую» была изменена категория земельного участка в целях легализации последующего строительства полигона ТБО. Вопрос о создании коммунальной системы в сфере обращения с отходами с организацией полигона для твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № был предметом обсуждения на совещаниях Правительства Н. <адрес> и сессиях Законодательного Собрания Н. <адрес>. В настоящее время ответчиками организовано проведение конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Н. <адрес>.
Земельный участок расположен <адрес>. Фактически, учитывая форму границ поселений, указанный участок расположен практически в центре <адрес>, в непосредственной близости от сел <адрес> и окружен многочисленными садовыми обществами. Проектирование, размещение и строительство полигона для складирования твердых бытовых отходов на указанном земельном участке окажет негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Заключением о современном состоянии и потенциальных источниках загрязнения природных вод (подземных и поверхностных) истоков рек <адрес>, в котором установлены следующие обстоятельства:
1. Геофизические данные наглядно демонстрируют возможное пути миграции метеорных вод в нижеследующие водоносные горизонты, в том числе в трещиноватую зону палеозойского фундамента. Это означает наличие потенциальных путей инфильтрации загрязняющих веществ от предполагаемого мусоросортировочного комплекса с полигоном твердых коммунальных отходов (МК с полигоном ТКО) в первый от поверхности водоносный горизонт, особенно при цитологической неоднородности и техногенной нарушенности верхнего маломощного водоупорного слоя глин.
2. «Участок» расположен на возвышенной сильно расчлененной равнине, со снижением дневной поверхности в южном направлении к долине <адрес>, что будет способствовать поверхностному стоку всех вод в реки <адрес> и непосредственно в русло <адрес>. Наиболее сильно этот процесс будет проявляться во время таяния снега и сильных ливневых осадков. В соответствии со Сводом правил СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов» - 5.7 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов.
3. На территории «Участка» расположены истоки двух малых <адрес> (правых притоков <адрес>), в непосредственной близости берут свое начало реки <адрес>, что согласно Своду правил СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов» является недопустимым условием для размещения твердых коммунальных отходов (Документ 3 пункт 5.9). Также не допускается использовать и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.
4. Отложения краснодубровской свиты имеют сплошное распространение, представлены в основном лессовыми суглинками с неравномерными включениями линз и простоев супесей и глин, что создает условия для существования верховодки (первого от поверхности невыдержанного водоносного горизонта), глубина залегания которых фиксируется от 1.5 до 3 м. Согласно документу 2, пункт 25 и документу 3, пункт 4.3., расстояние от нижнего уровня размещаемых отходов должно составлять не менее 2 м, для рассматриваемого участка это условие невыполнимо.
5. Результаты полевых и лабораторных химико-аналитических исследований не установили в настоящее время антропогенного загрязнения подземных вод основного водоносного горизонта, который используется для централизованного питьевого водоснабжения населения. Повышенные концентрации железа и марганца носят природный характер. В единичных случаях выявлены превышения ПДК по радону и мышьяку.
Специалисты сделали вывод, что строительство мусоросортировочного комплекса с полигоном твердых коммунальных отходов (МК ПТКО) в изучаемом районе недопустимо в соответствии с гидрогеологическими условиями. Реализация проекта приведет к необратимым последствиям: 1) загрязнению подземных вод эксплуатируемого для целей питьевого водоснабжения населения верхнедевонского водоносного горизонта и 2) загрязнению поверхностных вод <адрес>.
Истец полагает недопустимым размещение и строительство полигона для ТКО на конкретном земельном участке, а именно на земельном участке с кадастровым номером №, так как не учтены природные и социально-экономические особенности данного земельного участка при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а реализация проекта может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В данном случае планируемая хозяйственная деятельность не соответствует принципам охраны окружающей среды (в частности, не учтены природные особенности территории (земельного участка с кадастровым номером №) при планировании хозяйственной деятельности), что нарушает право на благоприятную окружающую среду. Ответчиками при планировании хозяйственной деятельности нарушены ст. 42 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Представитель истца Забалуева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, дала пояснения.
Представитель ответчика Правительства Н. <адрес> Попова С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, просила в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Министерств жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес> Шульга И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, просил в их удовлетворении отказать, дал пояснения согласно письменного отзыва.
Представитель третьего лица МУП <адрес> «Спецавтохозяйство» Новиков А.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, дал пояснения.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Н. <адрес> Луковникова С.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, указанном в письменном отзыве.
Третьи лица ООО «Орбита», АО «Н. картонно-бумажный комбинат» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Вредом окружающей среде является негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Истец Новосибирская региональная общественная организация по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» (далее - НРОО «СЭС») является организацией, предметом деятельности которой является, в том числе оказание всемерного содействия гражданам и их объединениям, а также государству, в деятельности по сохранению и восстановлению природного и культурного наследия, оздоровлению среды обитания, обеспечению экологической и ядерной безопасности и устойчивого (сбалансированного) развития; организация общественного экологического контроля, экспертизы и экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, природных и культурных ценностей и объектов, а также здоровья человека; организация общественного экологического контроля за соблюдением законодательства в области природопользования, обеспечения экологической безопасности, охраны природы и культурных ценностей и объектов, прав и здоровья человека; содействие совершенствованию действующего природоохранного законодательства и оказание всемерного содействия государственным органам в борьбе с его нарушениям.
В соответствии с п.3.1.1 Устава НРОО по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» для достижения своих уставных целей истец вправе защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что размещение и строительство полигона для ТКО на земельном участке с кадастровым номером №, недопустимо, поскольку не учтены природные и социально-экономические особенности данного земельного участка при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а реализация проекта может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Оценивая указанные доводы истца, суд приходит к следующему.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктами 1, 2 статьи 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Судом установлено, что Распоряжением Губернатора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> из состава земель одной категории в другую» земельный участок с кадастровым номером № переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (л.д.16).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений), перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории <адрес>», установлено, что к полномочиям Правительства Н. <адрес> в сфере земельных отношений относится, в том числе перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности <адрес>.
Установлено, что перевод земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, осуществлён для размещения мусоросортировочного комплекса с полигоном твердых коммунальных отходов.
В силу содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе, с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (пункт 9).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» под объектами коммунально-бытового назначения понимаются объекты коммунального хозяйства и объекты бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания населения, промышленных и иных объектов, а именно: а) объекты тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, водоотведения, связи; б) объекты, предназначенные для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, мусоросортировочный комплекс с полигоном твердых коммунальных отходов является объектом коммунально-бытового назначения.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов (абзац 16 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 43 Устава Н. <адрес> Правительство Н. <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Н. <адрес> общей компетенции.
В отношении органов государственной власти действует разрешительный тип правового регулирования, согласно которому любая их деятельность предписана компетенцией и установленными в нормативных правовых актах полномочиями.
В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре исполнительных органов Н. <адрес>», областными являются органы, наделенные специальной компетенцией в установленных федеральным законодательством и законодательством Н. <адрес> сферах деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Н. <адрес> положениями о них (Приложение № к постановлению Губернатора Новосибирской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно постановлению Правительства Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес> является исполнительным органом государственной власти Н. <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое и контрольное (надзорное) регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решения задач в сфере обеспечения пожарной безопасности, в области защиты населения и территории Н. <адрес> от чрезвычайных ситуаций в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Н. <адрес> полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений Н. <адрес>.
Полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Н. <адрес> осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес> (подпункт 12 пункта 12 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Н. <адрес>, утвержденного постановлением Правительства НСО от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1657 "О требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" места расположения объектов размещения твердых коммунальных отходов определяются при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом запретов, установленных законодательством Российской Федерации
Судом установлено, что в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов в Н. <адрес> постановлением Правительства Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), Н. <адрес> (далее - территориальная схема).
В соответствии с территориальной схемой на территории <адрес> предусмотрено создание объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в <адрес> мощностью 330 тыс.тонн в год.
Постановление Правительства Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке не оспорено.
Генеральным планом <адрес>, утвержденным приказом Министерства строительства Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне складирования и захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Частью 1 статьи 10 Закона определены существенные условия концессионного соглашения, к которым в том числе отнесены:
1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения;
6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;
6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;
6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
6.6) этапы исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием результатов исполнения этих этапов. Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год. В случае, если таким концессионным соглашением предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, срок исполнения указанных этапов в отношении регулярных перевозок пассажиров не может превышать один квартал;
7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.
Согласно Постановлению Правительства Н. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Н. <адрес>)», определены существенные условия концессионного соглашения, право на заключение которого будет определено по результату открытого конкурса.
При этом, местонахождение объекта не является существенным условием концессионного соглашения.
Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что факт объявления открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в <адрес>, утверждения конкурсной документации, размещения сведений на официальной платформе ГИС «Торги», не свидетельствует о безусловном выполнении работ на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно статье 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, подлежит государственной экологической экспертизе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» к основным видам изысканий относятся: инженерно-геодезические изыскания; инженерно-геологические изыскания; инженерно-гидрометеорологические изыскания; инженерно-экологические изыскания; инженерно-геотехнические изыскания.
Таким образом, оценка возможности строительства Объекта ТКО подлежит установлению на основании проектной документации, включающей материалы оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации по Объекту ТКО, подготовленной на основании результатов всех необходимых изысканий, в рамках государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время проектная документация спорного Объекта ТКО отсутствует, в связи с чем, отсутствует предмет проведения судебной экспертизы.
Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетель <данные изъяты> начальник управления благоустройства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО и свидетель <данные изъяты> заместитель начальника управления благоустройства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО.
Доводы истца о том, что проектирование, размещение и строительство полигона для складирования твердых бытовых отходов на спорном земельном участке окажет негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Заключением о современном состоянии и потенциальных источниках загрязнения природных вод (подземных и поверхностных) истоков <адрес>, являются несостоятельными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона об экологической экспертизе, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представленное стороной истца в материалы дела заключение, подготовленное заведующей лабораторией гидрогеологии осадочных бассейнов Сибири канд.геол.-минерал.наук, ИНГГ СО РАН Новиковым Д.А., научным сотрудником лаборатории электромагнитных полей Фаге А.Н. (л.д.17-19), не содержит выводов о несоответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
Оценив все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств того, что в настоящее время объект хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № спроектирован, размещен или построен с нарушением экологических требований, требований технических регламентов или законодательства в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил :
В удовлетворении исковых требований Новосибирской региональной общественной организации по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество», отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Н. областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья С.А.Постоялко