КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Татаренкова Н.В. УИД 39RS0009-01-2021-001980-62
Дело №2-148/2022
33-4314/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Харитоненко Н.О.,
судей Теплинской Т.В., Ивановой О.В.
с участием прокурора Чернышовой К.И.,
при секретаре Глодян В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 08 июля 2022 года,
Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., заключение прокурора, указавшего на законность и обоснованность решения суда,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области» обратилось в суд с иском к Николенко Ж.В., Серягиной Н.Ю., указав, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче государственного имущества Российской Федерации», распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче государственного имущества Российской Федерации», за ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, расположенные по <адрес>. Жилое помещение, расположенное по <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и распоряжением ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № отнесено к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда. В соответствии с выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области. (номер регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с информацией, предоставленной ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в служебном жилом помещении специализированного жилого фонда, в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного жилого помещения проживает старший инспектор группы социальной защиты осужденных ФКУ КП-12 УФСИН России по ФИО2 <адрес> ФИО1, совместно с нанимателем в жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения была вселена член ее семьи: дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В настоящее время договор найма специализированного жилого помещения, заключенный между ответчиком Николенко Ж.В. и ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области прекращен в одностороннем порядке, в связи с ликвидацией ФКУ ИК-7. Письмом ФКУ ЛИУ-5 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Николенко Ж.В. была уведомлена о необходимости обращения в ЖБК учреждения, в котором проходит службу, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, с установлением 10-дневного срока для обращения (получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ). Одновременно аналогичное уведомление направлено в ФКУ КП-12 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Получен ответ из ФКУ КП-12 от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в ФКУ ЛИУ-5 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с рапортом о заключении договора найма с ФКУ ЛИУ-5. На данное обращение был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором разъяснено, что ФКУ ЛИУ-5 не является стороной трудового договора (контракта), заключенного между ответчиком и УФСИН России по Калининградской области. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-5 получено уведомление исх. № о том, что жилищно-бытовой комиссией ФКУ КП-12 единогласно принято решение о невозможности признания ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда. ФКУ ЛИУ-5 направило в адрес Николенко Ж.В. заказное письмо с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года исх. № о необходимости освобождения занимаемого ею и членами ее семьи служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета в течение 10 (десяти) дней с момента получения настоящего уведомления (получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, истец просил признать ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по <адрес>. Выселить ответчиков из служебного жилого помещения расположенного по <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Судом принято решение, которым исковые требования ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области просят решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства, которые были изложены в исковом заявлении. Кроме того, указывают, что в настоящее время определить нуждаемость Николенко Ж.В. в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда не представляется возможным в виду не предоставления последней документов, необходимых для принятия жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, в котором она проходит службу, и предусмотренных пунктом 11 Правил решения о принятии на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении. Дополнительно ссылаются на то, что в случае признания Николенко Ж.В. нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения, ей должно быть предоставлено другое специализированное жилое помещение, т.к. в соответствии с Правилами на семью из 2 человек положено 42 кв.м общей площади жилого помещения. Общая площадь квартиры, занимаемой Николенко Ж.В., составляет - 77,6 кв.м, что превышает норму предоставления площади жилого помещения. Продолжая настаивать на том, что в трудовых отношениях с ФКУ ЛИУ-5 Николенко Ж.В. не состоит, договор найма спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области и Николенко Ж.В. на период ее службы прекращен, полагают, что правовых оснований для отказа в удовлетворении искового заявления у суда не имелось.
Представитель истца, ответчики, привлеченные к участию в деле 3-и лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Такому требованию решение отвечает, поскольку судом при рассмотрении иска правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, не нарушены нормы процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и распоряжением ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № отнесено к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Данное служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено на период прохождения службы старшему инспектору группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области Николенко Ж.В., совместно с нанимателем в жилое помещение была вселена член ее семьи: дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время договор найма специализированного жилого помещения, заключенный между Ответчиком Николенко Ж.В. и ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области прекращен в одностороннем порядке, в связи с ликвидацией ФКУ ИК-7
В соответствии с выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области. (номер регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ).
Установлено, что ответчик Николенко Жанна Владимировна проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ (приказ УИН Минюста России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс) по настоящее время в звании майора внутренней службы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области.
ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области (приказ УФСИН России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
ФКУ ЛИУ-5 направило в адрес Николенко Ж.В. заказное письмо с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о необходимости освобождения занимаемого ею и членами ее семьи служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета в течение 10 (десяти) дней с момента получения настоящего уведомления (получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ).
Указывая, что ответчики добровольно спорное жилое помещение не освободили и утратили право пользования служебным жилым помещением, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилью и в установленном порядке предоставлено ответчику Николенко Ж.В. на период прохождения службы в УФСИН России по Калининградской области. Поскольку на момент рассмотрения спора ответчик со службы не уволена, то законных оснований для ее выселения без предоставления иного жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия находит данные выводы суда верными.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Положениями ч. 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом, на момент рассмотрения заявленного спора ответчик продолжает проходить службу в УФСИН России по Калининградской области (л.д. 173-175) и проживает в спорном служебном жилом помещении.
Доводы истца о том, что ФКУ ИК-7 УФСИН России, где при прохождении службы ответчику было предоставлено служебное жилое помещение, ликвидировано, на учете нуждающихся в предоставлении служебного жилья ответчик по новому месту службы в ФКУ КП № 12, а также в ФКУ ЛИУ-5 не состоит, судом первой инстанции обоснованно отклонены, так как не являлись основанием для удовлетворения иска.
Как верно отметил суд, п. 6.2 гл. IV Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области предусмотрено, что при реорганизации и ликвидации Учреждения работникам гарантируется сохранение их прав и интересов в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и гл. II ч. 6 п. 5 договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ у ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области были основания перезаключить (продлить) с ответчиком и членами ее семьи договор найма служебного жилья по <адрес>, правовых оснований требовать выселения Николенко Ж.В. и ФИО10, являющейся членом её семьи из указанного служебного помещения не имеется.
Доводы жалобы истца о том, что ответчики занимают большую по площади служебную квартиру, которая превышает норму предоставления служебного жилья, также не могут являться основанием для выселения ответчиков из служебного жилья без предоставления иного жилого помещения.
Судебное постановление по существу разрешения спора соответствует фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе при установлении фактических обстоятельств по делу и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 08 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 07 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: