Дело № 2а-298/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Грозный 24 апреля 2019 г.
Грозненский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего: судьи Сербиевой М.М.,
при секретаре судебного заседания Мустафиновой З.Б.,
с участием:
административного истца - пом. прокурора Грозненского района ЧР Самбиева Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Грозненского района Чеченской Республики к администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства и обязании администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» порядка рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Грозненского района Чеченской Республики Гайрбеков И.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства и обязании администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» порядка рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, мотивировав следующими обстоятельствами дела:
Прокуратурой района в марте 2019 г. проведен анализ исполнения администрацией Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района (далее - Администрация) законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, которым выявлены нарушения, требующие принятия мер по устранению требований законодательства.
Так, ранее, в ходе изучения официального сайта Администрации htt://Pervomaiskoe-sp.ru установлено, что в сети «Интернет» порядок рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах не размещены.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 21.01.2019 в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих.
Вместе с тем в ходе настоящей проверки установлено, что в сети «Интернет» порядок рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах не размещены.
Принимая во внимание, что после принятия мер прокурорского реагирования Администрацией нарушения требований законодательства добровольно не устранены, в связи с чем, возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Ненадлежащее исполнение требований законодательства является прямым нарушением и препятствует развитию бизнеса, а также выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС, просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства и обязать администрацию Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» порядка рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В судебном заседании представитель административного истца - пом. прокурора Грозненского района Чеченской Республики Самбиев Б.А. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить административные исковые требования.
Глава администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики надлежаще уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка представителей административного ответчика, извещённого о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств уважительности причин неявки сторон в судебное заседание не представлено, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд находит административное исковое заявление заместителя прокурора обоснованным, мотивированным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваем решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8) определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона № 8 предусмотрено, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Органы местного самоуправления могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 8).
Пунктом 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ).
Доказательствами по данному делу, в соответствии с ч. 4 ст. 125 КАС РФ, являются: скриншот официального сайта; объяснение главы администрации поселения; копия представления прокуратуры района; справка о результатах проверки.
В связи с вышеизложенным, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, судебные расходы подлежат возмещению из средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства.
Обязать администрацию Первомайского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» порядка рассмотрения обращений граждан (физических лиц), в том числе индивидуальных предпринимателей, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность, а также обзоров и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья: подпись М.М. Сербиева
Копия верна: Судья
Секретарь