РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гражданское дело № 2- 253/2019
УИД 26RS0006-01-2019-000347-78
30 июля 2019 года село Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рыжова Д.В.,
при секретаре Лабуренко О.А.,
с участием представителя истца помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В.,
представителя ответчика главы администрации муниципального образования села Родниковское Арзгирского района Иващенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Родниковское Арзгирского района о возложении обязанности инвентаризации зеленых насаждений,
установил:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и просил возложить на администрацию муниципального образования Села Родниковское Арзгирского района обязанность в срок не позднее 01.07.2020 года провести работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составить ведомости дефектов и перечни мероприятий, необходимые для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях.
В обоснование требований, со ссылкой на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 4, 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор указал, что непринятие администрацией муниципального образования указанных мер влечет ухудшение экологической обстановки на территории муниципального образования.
В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В. иск поддержала, дополнила, что представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства в области природоохраны ответчиком удовлетворено, однако соответствующих мер не принято, что повлекло обращение с иском.
Представитель ответчика глава муниципального образования села Родниковское Арзгирского района Иващенко В.А. с иском согласился, пояснил, что муниципальное образование активно занимается озеленением территории, инвентаризация зеленых насаждений и иные предусмотренные законом мероприятия будут проведены.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.
Исходя из п. 5 п. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.
Зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. (ст. 61 Федерального закона № 7 – ФЗ)
Пунктами 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, предназначенных для исполнения всеми предприятиями, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, предусмотрены: система оценки состояния озелененных территорий (долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению), составление ведомости дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, а также порядок проведения инвентаризации городских зеленых насаждений (в соответствии с Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов от 28.07.1988 № 5).
В соответствии с п. 1 Методики, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно-архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, также удовлетворения иных потребностей соответствующей организации.
В соответствии с указанными целями учет зеленых насаждений заключается в:
а) определении общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, и распределении ее по категориям, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и пр.; расчет соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНИП;
б) установлении количества деревьев и кустарников с определением типа насаждения, породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;
в) установлении наличия и принадлежности стационарных инженерноархитектурных сооружений и оборудования ландшафтно-архитектурных объектов (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.);
г) составлении необходимых чертежей, заполнении паспорта; составлении сводных данных о зеленых насаждениях населенного пункта;
д) своевременной регистрации происшедших изменений.
Учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.
Строения, подземные и надземные сооружения, расположенные на ландшафтно-архитектурных объектах, учитываются по соответствующим инструкциям.
В результате проведения технического учета на каждый ландшафтноархитектурный объект должны быть составлены: инвентарный план, в зависимости от площади объекта, и паспорт.
Согласно п. 3 Методики учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и д. р.) в пределах городской (поселковой) черты.
В силу п. 5.1 Правил № 153 система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженернопланировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Из положений п. 6.1 Правил, следует, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.
Пунктами 6.1.3., 6.1.5., 6.1.11 - 6.1.13. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, определено, что работы по озеленению рекомендуется планировать в комплексе и в контексте общего зеленого «каркаса» муниципального образования, обеспечивающего для всех жителей доступ к неурбанизированным ландшафтам, возможность для занятий спортом и общения, физический комфорт и улучшения визуальных и экологических характеристик городской среды. Работы рекомендуется проводить по предварительно разработанному и утвержденному соответствующими органами муниципального образования проекту благоустройства. Разработку проектной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов озеленения рекомендуется производить на основании геоподосновы с инвентаризационным планом зеленых насаждений на весь участок благоустройства. На основании полученных геоподосновы и инвентаризационного плана проектной организацией рекомендуется разрабатывать проект благоустройства территории, где определяются основные планировочные решения и объемы капиталовложений, в т.ч. на компенсационное озеленение. При этом определяются объемы вырубок и пересадок в целом по участку благоустройства, производится расчет компенсационной стоимости.
По сообщению администрации муниципального образования села Родниковское Арзгирского района принимаются меры к устранению нарушений требований законодательства в сфере окружающей среды, указанных в представлении Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора 15.04.2019 года.
Из объяснений главы администрации муниципального образования села Родниковское Арзгирского района следует, что для проведения инвентаризации зеленых насаждений и выполнения мероприятий по соблюдению указанных требований федерального законодательства необходим срок не менее одного года.
Таким образом, суд находит доказанным нарушение ответчиком требований законодательства в сфере окружающей среды, в связи с чем, иск прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку сохранение зеленых насаждений является гарантией конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренным ст. 42 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования села Родниковское Арзгирского района в срок не позднее 01.07.2020 года провести работы по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования, с составлением рабочего дневника учета зеленых насаждений, инвентарного плана и паспортов ландшафтно-архитектурных объектов, составить ведомости дефектов и перечни мероприятий, необходимые для подготовки объектов озеленения к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд.
Судья -