Судья Позднякова А.В.
Судья-докладчик Кошелева А.П. Дело № 33а-12534/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Егород Новосибирск 20 декабря 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Кошелевой А.П., Разуваевой А.Л.,
при секретаре С.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат по Новосибирской области» – Недопака А.Ф. на решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» к Военному прокурору Новосибирского Гарнизона Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона о признании незаконным представления об устранении нарушений закона от 24.05.2016 года № 4010.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей ФКУ «Военный комиссариат по Новосибирской области», поддержавших доводы жалобы, объяснения заместителя военного прокурора Новосибирского гарнизона Макеева Е.Ю. и Субботина Н.Ф., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному прокурору Новосибирского Гарнизона Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, и просил признать незаконным представление заместителя военного прокурора Новосибирской области об устранении нарушений закона от 24.05.2016 года № 4010.
В обоснование требований указано, что 31.05.2016 года в военный комиссариат Новосибирской области из военной прокуратуры Новосибирского гарнизона поступило представление от 24.05.2016 № 4010 об устранении нарушений законодательства о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы. Согласно представлению, пенсионеру МО РФ Субботину Н.Ф. не в полном размере произведена оплата стоимости проезда на лечение в санаторий «Светлогорский», а именно не оплачена стоимость авиабилета по обратному маршруту Москва - Новосибирск. Военный прокурор требует от военного комиссариата Новосибирской области принять меры к возмещению Субботину Н.Ф, стоимости проезда к месту лечения и обратно и исключить факты необоснованного отказа в возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно, в подобных случаях.
Военный комиссариат Новосибирской области с указанным представлением не согласен. Полагает, что на основании п.5,9 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», Приказа Минобороны РФ от 08.06.2000 № 300, а также Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ», утвержденного Приказом МО РФ от 06.06.2001 № 200, офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен именно медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления, а не к любому месту отдыха. При этом, проезд должен осуществляться путем беспересадочного сообщения либо с наименьшим количеством пересадок.
Субботин Н.Ф. с супругой в период с 26.01.2016 по 15.02.2016 находились на лечении в санатории «Светлогорский». Для проезда к месту лечения 09.12.2015 года супругами Субботиными приобретены авиабилеты на рейс по маршруту Новосибирск-Москва-Калининград на 26.01.2016 на общую сумму 21 220 руб. На обратный путь Субботины приобрели билеты на рейс по маршруту Калининград-Москва на 16.02.2016 и Москва-Новосибирск на 21.02.2016.
В связи с тем, что лечение в санатории «Светлогорский» завершилось 15.02.2016 г., то период с 16.02.2016 г. по 21.02.2016 г. (5 суток) не относится к периоду лечению, а считается самостоятельным отдыхом, который не является необходимым отклонением от маршрута из санатория. Таким образом, проезд Субботиных не может считаться следованием из места санаторно- курортного лечения к месту жительства. На основании вышеизложенного, у военного комиссариата Новосибирской области отсутствуют правовые основания для оплаты Субботиным проезда по маршруту Москва - Новосибирск.
Решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» отказано.
С вышеуказанным решением не согласился ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области», представителем подана апелляционная жалоба, в которой изложена просьба от отмене решения суда, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано на то, что в соответствии с п.5 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления, а не к любому месту отдыха и пребывания. Законом сроки прибытия и убытия обратно не установлены, так как период нахождения в санатории определен путевкой, где указаны сроки начала и окончания лечения, соответственно которым гражданин должен прибыть и убыть из санатория. Следовательно, право на безвозмездный проезд ограничено сроками путевки и местом, а время нахождения вне пределов санатория и за пределами сроков путевки исключает право на компенсацию проезда за время нахождения в месте, не связанном с получением санаторно-курортного лечения.
Доказательств того, что Субботин Н.Ф. задержался в г. Москве по уважительной причине или получил там санаторно-курортное лечение не представлено, поэтому основания для компенсации Субботину Н.Ф. стоимости проезда по маршруту Москва-Новосибирск отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что нормами действующего законодательства на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по полному возмещению военнослужащему фактически понесенных расходов по проезду общественным транспортом при следовании к месту использования основного отпуска, месту лечения и обратно. Также судом первой инстанции сделан вывод о том, что нормами действующего законодательства не установлены сроки, в пределах которых Субботин Н.Ф. должен прибыть к месту прохождения лечения и обратно, при этом изменения маршрута либо отрыва от маршрута Субботиным Н.Ф. допущено не было.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Субботин Н.Ф. с супругой в период с 26.01.2016 г. по 15.02.2016 года находились на лечении в санатории «Светлогорский». Для проезда к месту лечения 09.12.2015 года супругами Субботиными приобретены авиабилеты на рейс по маршруту Новосибирск - Москва - Калининград на 26.01.2016 г. на общую сумму 21 220 рублей для отправки к месту лечения. Для проезда из места лечения 09.12.2015 приобретены билеты на рейс Калининград-Москва 16.02.2016 года и на рейс Москва-Новосибирск 21.02.2016.
02.03.2016 года Субботин Н.Ф. обратился с заявлением к начальнику Отдела военного комиссариата Новосибирской области по Новосибирскому району г. Обь и р.п. Кольцово об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В возмещении стоимости авиабилетов по рейсу 21.02.2016 года из Москвы в Новосибирск Субботину Н.Ф. отказано.
24 мая 2016 года заместителем военного прокурора Новосибирского гарнизона Е.Ю. Макеевым Военному комиссару Новосибирской области внесено представление об устранении нарушений закона, в связи с тем, что пенсионеру Министерства обороны РФ Субботину Н.Ф. оплата стоимости проезда с супругой на лечение в санаторий Светлогорский» произведена не в полном размере – без учета стоимости авиабилета по маршруту Москва-Новосибирск по причине того, что Субботин Н.Ф. пробыл в Москве до 21.02.2016, то есть дополнительно 5 суток с момента окончания лечения 16.02.2016, а не вернулся в тот же день. В представлении указано на необходимость принятия мер к возмещению Субботину Н.Ф. полной стоимости проезда к месту лечения и обратно, исключения фактов необоснованного отказа в возмещении стоимости проезда к месту лечения и обратно в подобных случаях.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на свободу передвижения.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Согласно пункту 6 названного Постановления Правительства РФ Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.
В развитие изложенных положений приказом Министра обороны Российской Федерации N 200 от 06 июня 2001 года введено в действие "Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ", согласно пунктам 35, 85 которого, возмещение стоимости проезда военнослужащего и членов его семьи осуществляется по фактическим затратам.
При этом под фактическими затратами следует понимать все траты, связанные с проездом (кроме проезда на такси).
Из пункта 3 Руководства следует, что к воинским перевозочным документам относятся требования формы 1, которые выдаются на проезд в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения – с наименьшим количеством пересадок. При отсутствии беспересадочного сообщения требования формы 1 выдаются на каждый участок пути. Требования формы 1 обмениваются на пассажирские билеты в билетных кассах транспортных организаций.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний.
Материалами дела подтверждено, что одновременно с заявлением о возмещении расходов на проезд Субботин Н.Ф. представил в Отдел военного комиссариата все необходимые документы, из которых следует, что последний не менял кратчайшего маршрута передвижения к месту лечения и обратно, прямых рейсов до г. Калининграда из г. Новосибирска нет, из г. Новосибирска поездка к месту отдыха в санаторий «Светлогорский» возможно только с пересадкой.
Действующее законодательство не устанавливает сроки, в пределах которых офицер, уволенный с военной службы, должен прибыть к месту прохождения лечения либо убыть из места прохождения лечения. То обстоятельство, что после пребывания в санатории Субботин Н.Ф. с супругой осуществил остановку в промежуточном пункте маршрута- г. Москве длительностью 5 дней, не может свидетельствовать о том, что целью их поездки являлся не отдых в санаторно-курортной организации. Субботин Н.Ф. следовал кратчайшим маршрутом, с наименьшим количеством пересадок по маршруту кратчайшего следования, от маршрута не отклонялся.
Нормами действующего законодательства на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по полному возмещению военнослужащему фактически понесенных расходов по проезду общественным транспортом при следовании к месту использования основного отпуска, месту лечения и обратно.
Субботин Н.Ф., будучи военным пенсионером, обладает правом на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно.
Позиция ФКУ «Военный комиссариата Новосибирской области» приводит к ограничению права Субботина Н.Ф., как военного пенсионера, на полное возмещение оплаты стоимости проезда к месту проведения лечения и обратно, что недопустимо, поскольку, норма пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает для офицеров, уволенных с военной службы, возможность проезда на безвозмездной основе к месту стационарного лечения, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, обеспечивая тем самым реализацию их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
При таком положении, отказ ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" в полном возмещении Субботину Н.Ф. расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно нельзя признать обоснованным, следовательно, оснований для признания незаконным представления прокурора, как о том заявлено в административном иске, не имеется.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении норм материального права, не установлено. В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда, оснований считать такие выводы неправильными не имеется. Нарушений норм процессуального закона, являющихся основанием для отмены судебного решения, по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Новосибирска от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат по Новосибирской области» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи