Решение по делу № 2-2448/2021 от 11.10.2021

Дело № 2-2448/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Какушкиной Э.Р.,

с участием представителя истца заместителя Ивановского межрайонного прокурора –помощника прокурора Степаняна Д.А.,

представителя ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, являющегося также представителем третьего лица Администрации Богородского сельского поселения – Хачатряна А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ заявления об уточнении требований, просит суд возложить на ответчика обязанность в срок до 01.01.2023 организовать по <адрес> д. <адрес> уличное освещение и привести покрытие проезжей части данной автомобильной дороги в нормативное состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области автомобильной дороги по <адрес> д. <адрес>, в ходе которой выявлено, что на ней отсутствует уличное освещение, имеются просадки проезжей части, что влечет нарушение прав на благоустроенную территорию населенного пункта. област

На основании изложенного, прокурор, ссылаясь на положения п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 2, 3, 4, 6, 21, 22 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 5, 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Протокольным определением суда от 11.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Богородского сельского поселения.

Представитель истца заместителя Ивановского межрайонного прокурора –помощник прокурора Степанян Д.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, третьего лица Администрации Богородского сельского поселения – Хачатрян А.В., действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, подробно изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему. Из их содержания следует, что стороной истца не представлено допустимых доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что эксплуатационное состояние вышеуказанной дороги не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку контроль ее характеристик, как следует из представленного акта выявленных недостатков в содержании дорог, произведен при помощи фотосъемки на сотовый телефон, измерение недостатков транспортно-эксплуатационных характеристик дороги как того требуют положения раздела 9 ГОСТ Р 50597-2017 с использованием специализированных приборов не осуществлялось.

Кроме того, из отзывов следует, что удовлетворение требований прокурора приведет к тому, что денежные средства, запланированные органом местного самоуправления на решение иных важных вопросов местного значения, будут направлены на исполнение судебного акта по настоящему делу, что может привести к нарушению прав и свобод населения муниципального образования в других сферах. При формировании расходной части бюджета представительный орган исходит из наиболее острых нужд муниципального образования, а также достижения высоко эффективного расхода бюджетных средств. Решением Совета Ивановского муниципального района от 10.12.2020 № 38 утвержден бюджет сельского поселения на 2021 год, профицит бюджета «0», в рамках которого запланированы денежные средства на решение вопросов местного значения, в том числе, денежные средства на исполнение полномочий в области дорожной деятельности. Постановлением администрации утверждена программа по развитию автомобильных дорог местного значения сельского поселения, в рамках которой запланированы мероприятия по капитальному ремонту, строительству, обустройству определенных программой автомобильных дорог на 2021 – 2023 года, а также содержание и текущий ремонт ежегодно, при том, что протяженность дорог а Ивановском районе составляет около 520 км. Сведения о криминогенной обстановке в данных населенных пунктах даже на минимальном уровне в материалы дела стороной истца не представлены.

При этом представитель ответчика и третьего лица обратил внимание суда и на то, что в случае удовлетворения требований прокурора, испрашиваемые мероприятия могут быть проведены в плановом периоде 2023 году сроком до 01.11.2023.

Он не оспаривал, что данная автомобильная дорога находится в реестре Ивановского муниципального района, ее собственником является Ивановский муниципальный район, а также обязанность именно Ивановского муниципального района по исполнению решения суда, в случае удовлетворения требований прокурора.

Выслушав представителя истца, представителя ответчик и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 15.08.2021 в адрес Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области поступило обращение ФИО4 по факту отсутствия автомобильной дороги по адресу: д. <адрес>.

В сообщении главы Ивановского муниципального района Ивановской области от 03.09.2021 указано, что проект организации дорожного движения по ул. Садовая в д. Афанасово разработан, в текущем году в рамках муниципального контракта на содержание автомобильных дорог Ивановского муниципального района было выполнено исправление профиля дорожного покрытия на ул. Садовая.

Согласно акта от 08.09.2021, составленного старшим государственным инспектором (ДН) ОГИБДД МО МВД России «Ивановский», вышеуказанная автомобильная дорога представляет собой накатанную грунтованную дорогу с множеством повреждений в виде выбоин и просадок, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-2017, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью и создающих угрозу безопасности дорожного движения и граждан.

Автомобильная дорога – <адрес> с идентификационным номером дороги постановлением Администрации Ивановского муниципального района от 29.12.2017 года № 2648 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Ивановского муниципального района от 14.10.2015 года № 1363 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования Ивановского муниципального района в границах Богородского сельского поселения – п. 20 перечня.

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации;

В силу ч. 3 той же статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренныеп.п. 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),20(в части принятия в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),21,28,30,33 ч. 1настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренныхч.1настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренногоп. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренныеч. 1настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии сч. 3настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Ивановского муниципального района к вопросам местного значения Ивановского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Ивановского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Ивановского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федерального закона «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 21 того же закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п. 2 указанной статьи Закона № 196-ФЗ разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.п. 6-8 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

На основании п. 10 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу п. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утверждены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного стояния (транспортно-эксплуатационным показателям) в том числе и автомобильных дорог общего пользования.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Таким образом, организация уличного освещения, приведение автомобильной дороги в состояние, соответствующее действующему законодательству, является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная безопасность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, необходимых для ее обеспечения, в том числе и действий по несению затрат в связи с этим.

Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт отсутствия организации уличного освещения и нахождения дорожного полотна автомобильной дороги на <адрес> д. <адрес> в состоянии, не соответствующем действующему законодательству.

Доказательств, опровергающих содержание представленных стороной истца в материалы дела документов в подтверждение изложенных в иске доводом, суду на дату разрешения спора ответчиком как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ не представлено. Само лишь утверждение, что фотосьемка дорожного полотна и отсутствия организации освещения вдоль него производилась на телефон, не свидетельствует о том, что состояние данной дороги находится в надлежащем состоянии, при том, что данная съемка была осуществлена сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Ивановский», к полномочиям которых отнесено проведение проверок подобного рода, незаинтересованными в исходе настоящего спора.

Удовлетворяя заявленные требования о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства путем организации уличного освещения по <адрес> д. <адрес> и приведении покрытия проезжей части данной автомобильной дороги в нормативное состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд исходит из того, что к вопросам местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области в соответствии с п. 5 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ отнесено осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в силу п.п. 1,2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» в обязанности Ивановского муниципального района Ивановской области входят мероприятия по организации дорожного движения, при том, что данная дорога находится в собственности указанного муниципального образования.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок до 01.01.2023, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Отсутствие достаточного финансирования муниципалитета в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не может ставить в зависимость реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации дорожного движения удовлетворить.

Обязать Администрацию Ивановского муниципального района в срок до 01.01.2023 организовать по <адрес> д. <адрес> уличное освещение и привести покрытие проезжей части данной автомобильной дороги в нормативное состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья К.В.Алексеева

Решение суда в окончательной форме принято 17.12.2021

2-2448/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора
Ответчики
администрация Ивановского муниципального района Ивановской области
Другие
Администрация Богородского сельского поселения
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Алексеева Ксения Валерьевна
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2021Передача материалов судье
14.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
10.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее