Решение по делу № 12-323/2022 от 04.07.2022

Дело № 12-323/2022

Р Е Ш Е Н И Е

19 августа 2022 г. город Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области О.Б. Ефремов, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора контроля (надзора) за производством, исполнением и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по ДФО А.В. Чуракова на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области Лебедевой Я.Е. от 30 мая 2022 года по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении должностного лица:

директора ООО «Голд Групп» Андреевой Юлии Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу Андреевой Юлии Юрьевны, которой права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены при составлении протокола об административном правонарушении,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Кравцива В.А., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области от 30 мая 2022 года производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Голд Групп» Андреевой Ю.Ю. прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, государственный инспектор контроля (надзора) за производством, исполнением и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 МРУ Пробирной палаты России по ДФО А.В. Чураков, обратился с жалобой в Магаданский городской суд. В жалобе просил постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указал, что судьей необоснованно применены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку с 1 июля 2021 года в области организации и осуществления государственного пробирного контроля (надзора) применяется Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

При этом, в силу пункта 4 части 5 статьи 2 Закона № 248-ФЗ положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В связи с этим, полагает, что уведомление о проведении проверки и ее результаты являются законными, а выводы судьи о допущенном административным органом нарушении требований Закона № 294-ФЗ противоречат приведенным нормам права, в связи с чем оспариваемое постановление о прекращении производства по делу подлежит отмене.

Также, руководителем МРУ Пробирной палаты России по ДФО заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи.

В соответствии с положением п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, и они не вправе заявлять ходатайства.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что указанное ходатайство подлежит оставлению без рассмотрения.

Директор ООО «Голд Групп» Андреева Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Судья, руководствуясь положением ст. 25.1 КоАП РФ постановил рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсудив доводы жалобы, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, судья пришел к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела ООО «ГОЛД ГРУПП», в числе прочих видов деятельности, осуществляет добычу руд и песков драгоценных металлов, в связи с чем осуществляет операции по купле-продаже драгоценных металлов и поэтому с 25 августа 2021 года состоит на специальном учете юридических лиц в Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу.

Из протокола об административном правонарушении от 29 марта 2022 года следует, что Управлением пробирной палаты в отношении ООО «ГОЛД ГРУПП» в период с 1 по 28 декабря 2021 года проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, действующих в указанной сфере.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отраженные в Акте плановой документарной проверки № 169п от 28 декабря 2021 года.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья указала, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом № 294-ФЗ.

В нарушение части 12 статьи 9 указанного Закона уведомление о проведении плановой документарной проверки от 29 октября 2021 года с копией соответствующего распоряжения, направленные по юридическому адресу ООО «ГОЛД ГРУПП», фактически получены Обществом 30 ноября 2021 года, то есть меньше чем за три рабочих дня до начала проверки.

В силу части 1 и 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ данное обстоятельство является грубым нарушением установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, что делает результаты проверки недействительными.

На основании приведенных норм Закона № 294-ФЗ мировой судья признала акт проверки и составленный на его основании протокол об административном правонарушении незаконными, собранные в рамках проверки доказательства недопустимыми.

С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя в силу следующего.

Как следует из распоряжения Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу от 29 октября 2021 года № 169п о проведении плановой документарной проверки, проверка в отношении ООО «ГОЛД ГРУПП» проводится в рамках федерального государственного пробирного контроля (надзора) (пункт 5), а ее задачами и предметом являются осуществление надзора за исполнением Обществом обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (пункты 6 и 7).

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предметом федерального государственного пробирного надзора являются: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней; соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) лицензионных требований.

Статьей 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 данного Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 данного Федерального закона, требований, установленных этим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

Таким образом, понятия «пробирный контроль (надзор)» и «контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», в силу приведенных норм права различаются.

Подпунктом 15 части 3.1. статьи 1 Закона № 294-ФЗ установлено, что его положения не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В то же время, в соответствии с подпунктом 33 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, при осуществлении федерального государственного пробирного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами (в данном случае Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федеральным законом № 248-ФЗ).

Между тем, несмотря на то, что в распоряжении Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу от 29 октября 2021 года № 169п указано на проведение проверки в рамках федерального государственного пробирного контроля (надзора), исходя из ее задач, предмета и выявленных нарушений, описанных в акте от 28 декабря 2021 года № 169п, судья городского суда пришла к верному выводу о том, что административным органом фактически осуществлен контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и применению подлежат положения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Однако, вывод мирового судьи о том, что при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подлежат применению положения Закона № 294-ФЗ противоречит подпункту 15 части 3.1. статьи 1 указанного Закона.

Следовательно, вывод о недопустимости полученных в ходе проверки доказательств, и, как следствие, о недоказанности вины директора ООО «Голд Групп» Андреевой Ю.Ю. в совершении вменяемого правонарушения, не соответствует требованиям статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ и обстоятельствам дела.

Неправильное применение судьей норм КоАП РФ повлекло необоснованное прекращение производства по настоящему делу, что является существенным нарушением процессуальных требований.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Такое основание по настоящему делу установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ составляет один год, который на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении мировому судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные в жалобе доводы и имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, назначить административное наказание, с учетом требований главы 4 КоАП РФ, включая положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области от 30 мая 2022 года о прекращении производства по делу, по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Голд Групп» Андреевой Юлии Юрьевны отменить, дело возвратить мировому судье судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья Ефремов О.Б.

12-323/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Голд Групп"
Другие
Андреева Юлия Юрьевна
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Ефремов Олег Борисович
Статьи

15.27

Дело на странице суда
magadansky.mag.sudrf.ru
05.07.2022Материалы переданы в производство судье
02.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Вступило в законную силу
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее