РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснокаменск11сентября 2018 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.,
при секретаре Кулаковой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуКраснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Ковылинское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным, обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения «Ковылинское» законодательства о теплоснабжении, при этом установлено, что котельная п. Ковыли Краснокаменского района и котельная ст. Арамогойтуй находятся в эксплуатации и собственности сельского поселения «Ковылинское» и осуществляют централизованное теплоснабжение и водоснабжение населения сельского поселения «Ковылинское». Вместе с тем, работы по подготовке объектов теплоснабжения к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов выполняются не в полном объеме, что создает угрозу срыва отопительного периода 2018-2019 годов. На 10 августа 2018 года не выполнено остекление котельной на ст.Арамогойтуй, не произведен ремонт фасада и наружные работы по благоустройству водонапорной башни в п. Ковыли, не произведена замена двух насосов на ст. Арамогойтуй, а также иные работы в соответствии с планом-графиком работ, а также перечнем мероприятий муниципального района по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов. В связи с чем, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Ковылинское» выразившееся в непроведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок"; обязать Администрацию сельского поселения «Ковылинское» провести в полном объеме мероприятия при подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
В судебном заседании помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Казанцева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные содержанию иска.
В судебном заседании представитель ответчика глава сельского поселения «Ковылинское» Убушаев С.В., исковые требования не признал, суду пояснил, что действительно котельная п. Ковыли и котельная ст. Арамогойтуй находятся в эксплуатации и собственности сельского поселения «Ковылинское». Основной причиной невыполнения мероприятий по подготовке к отопительному периоду в полном объеме, является отсутствие денежных средств на их проведение, в связи с чем, договоры на приобретение оборудования и выполнения работ заключены только 30 августа 2018 года. О том, что администрации сельского поселения выделены денежные средства на проведение указанных мероприятий, он узнал только в июле 2018 года, после выхода из отпуска.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»Колпаков С.Н., действующий на основании доверенности, полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, дал пояснения аналогичные содержанию письменного отзыва на иск.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующимвыводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации обязаны обеспечить организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно п.11.1 Правил при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:
- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
- шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;
- промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;
- испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;
- разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
В силу п.11.2 Правил при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
Согласно п.11.3 Правил для обеспечения надежной и безопасной работы систем теплоснабжения, своевременного устранения аварий и недопущения их развития в организациях проводятся тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разработаны организационно-технические мероприятия (инструкции).
До начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения (п.11.4).
Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:
- выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
- состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
- состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
- состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
- наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов;
- работоспособность защиты систем теплопотребления;
- наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
- отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
- плотность оборудования тепловых пунктов;
- наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов (п.11.5).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений (в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств).
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно материалов дела, пояснений участников судебного процесса, в июле 2016 года теплоснабжающая организация ООО «Теплосети» отказалась от исполнения обязательств, в связи с чем, находящееся у данной организации в доверительном управлении имущество, в том числе котельная п. Ковыли и котельная ст. Арамогойтуй, были переданы администрации сельского поселения «Ковылинское».
Кроме того, приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края установливаются тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую администрацией сельского поселения «Ковылинское» потребителям на территории муниципального образования.
Из установленных обстоятельств дела следует, что договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых домов на территории сельского поселения «Ковылинское», заключаются между администрацией сельского поселения «Ковылинское» и собственниками жилых помещений сельского поселения на поставку коммунальных услуг, в том числе и услуги теплоснабжения, что в свою очередь свидетельствует о том, что в отсутствие теплоснабжающей организации ее функции осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П, хотя муниципальные образования в силу своей природы и статуса как участника гражданского оборота не занимаются предпринимательской деятельностью, решение вопросов местного значения в ряде случаев предполагает предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам не муниципальной формы собственности (с сохранением права муниципальной собственности) для оказания тех или иных услуг, связанных с жизнеобеспечением населения. В таких случаях нахождение конкретного объекта в публичной собственности выступает гарантией того, что - вне зависимости от воли субъекта экономической деятельности, свободного в принятии решения о ее прекращении по собственному желанию в любое время, - население муниципального образования не лишится возможности получения этих услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что в силу соглашения о передаче полномочий от 15 декабря 2017 года № 116, заключенного между администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» и администрацией сельского поселения «Ковылинское», администрация сельского поселения «Ковылинское» осуществляет отдельные полномочия муниципального района на территории сельского поселения «Ковылинское», в частности – организует обеспечение надежного теплоснабжения на территории поселения.
При таком положении, при отсутствии теплоснабжающей организации требования административного иска заявлены к надлежащему ответчику, органу местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие вопросы.
В рамках заключенного соглашения о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ №предусмотрено перечисление межбюджетных трансфертов муниципальным районом администрации сельского поселения на сумму <данные изъяты> рублей.
В соответствии с Распоряжением главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 20.04.2018 № 233 «О распределении субсидий из бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края бюджетам сельских поселений муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на модернизацию объектов теплоэнергетики и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2015 № 650», из бюджета Забайкальского края, бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения «Ковылинское» выделено субсидий на сумму <данные изъяты> рублей.
Кроме того, согласно распоряжению главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 04.05.2018 № 256 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов на обеспечение мер поддержки поселений бюджетам сельских поселений муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края» в бюджет сельского поселения «Ковылинское» из бюджета муниципального района Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края предоставлено <данные изъяты> рублей.
Указанные денежные средства на общую сумму <данные изъяты> рублей предоставлены в бюджет сельского поселения «Ковылинское» в целях выполнения работ по ремонту фасада и наружных работ по благоустройству водонапорной башни п. Ковыли, приобретения двух насосов № для котельной п. Арамогойтуй.
Из представленных главой сельского поселения ФИО4 документов следует, что договоры подряда и договоры на поставку ТМЦ в рамках выполнения мероприятий подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов, начали заключаться только 29 и 30 августа 2018 года, то есть после обращения прокурора с настоящим иском в суд.
При этом судом принимается во внимание, что дополнительных денежных средств на выполнение указанных мероприятий, администрации сельского поселения, после открытия денежных ассигнований распоряжением главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №, не перечислялось.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика о том, что для выполнения мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов согласно графику, отсутствовали денежные средства, суд находит неосновательными, поскольку 29 и 30 августа 2018 года административным ответчиком были заключены договоры подряда и договоры на поставку ТМЦ с использованием денежных средств перечисленных сельскому поселению в апреле и мае 2018 года.
Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что выполнениемероприятий подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов, по ремонту фасада и наружных работ по благоустройству водонапорной башни п. Ковыли, приобретения двух насосов № для котельной п. Арамогойтуй, начали выполняться административным ответчиком, несмотря на имевшуюся возможность, только после обращения прокурора с иском в суд.
Таким образом, суд находит, что в настоящем случае имело место незаконное бездействие администрации сельского поселения «Ковылинское», выразившееся в непроведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей, и которое должно быть устранено, путем возложения на административного ответчика соответствующей обязанности, в связи с чем, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Ковылинское» выразившееся в непроведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
Обязать Администрацию сельского поселения «Ковылинское» провести в полном объеме мероприятия при подготовке к отопительному периоду 2018-2019 годов для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Салбуков К.В.