Дело № 2а-208/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2019 г. г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,
с участием административного истца Военного прокурора Брянского гарнизона Иванова А.Л.,
административного ответчика Плеханова А.А.,
представителя административного ответчика военного комиссариата Орловской области Бодровой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Брянского гарнизона к призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, военному комиссариату Орловской области, военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, Плеханову Андрею Александровичу о признании военного билета недействительным,
установил:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, военному комиссариату Орловской области, военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла о признании решения призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла незаконным и признании военного билета недействительным.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на основании представленного в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла в период осеннего призыва 2014 года акта исследования состояния здоровья № 47873 от 02 сентября 2014 г., выданного Бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Орловская областная клиническая больница» (далее – БУЗ ОО «ООКБ»), Плеханов А.А. решением призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 11 ноября 2014 г. № 6/355 был признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу, ему выдан военный билет серии АС № 1956193.
Между тем, проверкой установлено, что Плехановым А.А. был предоставлен подложный (фиктивный) акт исследования состояния его здоровья.
По указанным доводам просил суд признать решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 11 ноября 2014 г. № 6/355 в части, касающейся признания Плеханова А.А. ограниченно годным к военной службе, установления категории годности к военной службе – «В», освобождения от призыва на военную службу, незаконным и отменить его; признать военный билет серии АС № 1956193, выданный на имя Плеханова А.А. должностными лицами военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла, недействительным и подлежащим возврату в орган, его выдавший – военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла.
Определением от 18 февраля 2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Плеханов А.А., в качестве заинтересованного лица – БУЗ ОО «ООКБ».
Определением от 11 марта 2019 г. производство по делу в части исковых требований о признании решения призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 11 ноября 2014 г. № 6/355 о признании Плеханова А.А. ограниченно годным к военной службе, установлении категории годности к военной службе – «В», освобождении от призыва на военную службу незаконным и подлежащим отмене прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в указанной части.
В судебном заседании административный истец старший помощник военного прокурора Брянского гарнизона Иванов А.Л. уточнил исковые требования. Основываясь на доводах, изложенных в иске, просил суд признать военный билет серии АС № 1956193, выданный на имя Плеханова А.А. должностными лицами военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла, недействительным и обязать административного ответчика Плеханова А.А. вернуть военный билет в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Орловской области по доверенности Бодрова А.И. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик Плеханов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что не знал о том, что акт исследования состояния его здоровья № 47873 от 02 сентября 2014 г., выданный БУЗ ОО «ООКБ», оформлен ненадлежащим образом.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла Нестеров С.И., представитель заинтересованного лица БУЗ ОО «ООКБ» Мурадян В.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Принимая во внимание надлежащее извещение не явившихся административных ответчиков и заинтересованного лица о месте и времени судебного заседания, суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59).
Порядок призыва граждан на военную службу установлен Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения, на военно-врачебную комиссию возлагается, помимо прочего, проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Согласно пункту 4 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Приложением к указанному Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 23 января 2014 г. Плеханов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате по Северному и Железнодорожному районам г. Орла.
В период осеннего призыва 2014 года Плеханов А.А. проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Северного и Железнодорожного районов г. Орла.
Решением призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла № 6/355 от 11 ноября 2014 г. Плеханов А.А. признан: В – ограниченно годным к военной службе, на основании пункта «в» статьи 43 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565).
10 декабря 2014 г. военным комиссариатом Северного и Железнодорожного районов г. Орел Плеханову А.А. выдан военный билет серии АС № 1956193.
Решение призывной комиссии об освобождении Плеханова А.А. от призыва на военную службу было основано, в том числе, на акте исследования состояния здоровья Плеханова А.А. № 47873 02 сентября 2014 г., выданном БУЗ ОО «ООКБ».
Из акта исследования состояния здоровья Плеханова А.А. № 47873 от 02 сентября 2014 г., выданного БУЗ ОО «ООКБ», следует, что с 26 августа 2014 г. по 02 сентября 2014 г. Плеханов А.А. находился на стационарном обследовании во 2 кардиологическом отделении данного медицинского учреждения, ему выставлен диагноз: <данные изъяты>
Между тем, согласно справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Орловской области № 1765/и от 27 сентября 2018 г., в акте исследования состояния здоровья № 47873 от 02 сентября 2014 г. на имя Плеханова А.А. расположены не оттиски штампов и гербовых печатей БУЗ ОО «ООКБ», а их изображения, выполненные способом цветной струйной печати.
Кроме того, из медицинской карты № 47873 стационарного больного Плеханова А.А., предоставленной БУЗ ОО «ООКБ», усматривается, что по результатам обследования Плеханову А.А. выставлен диагноз: <данные изъяты>, рекомендовано наблюдение терапевтом по месту жительства.
Таким образом, в период осеннего призыва 2014 года был нарушен порядок прохождения призывником Плехановым А.А. медицинского освидетельствования, при этом, в материалах административного дела отсутствуют достоверные и объективные доказательства, бесспорно свидетельствующие о наличии у Плеханова А.А. в период осеннего призыва 2014 года заболевания, влекущего освобождение от призыва на военную службу.
Также установлено, что решением призывной комиссии Орловской области решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 11 ноября 2014 г. № 6/355 об освобождении Плеханова А.А. от призыва на военную службу по пп. а п. 1 ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отменено (протокол от 28 декабря 2018 г. № 32).
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что военный билет, выданный Плеханову А.А. призывной комиссией Северного и Железнодорожного районов г. Орла, является недействительным и подлежит возврату в военный комиссариат, его выдавший.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
На основании части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом характера исковых требований, в целях надлежащего и своевременного исполнения судебного решения необходимо обязать административного ответчика Плеханова А.А. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда вернуть военный билет серии АС № 1956193 в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г.Орла.
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Из разъяснений, изложенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацу 9 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с административного ответчика Плеханова А.А., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г.Орел государственная пошлина в размере 300 рублей.
В данном случае государственная пошлина подлежит взысканию только с ответчика Плеханова А.А., поскольку остальные административные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона удовлетворить.
Признать военный билет серии АС № 1956193, выданный Плеханову Андрею Александровичу военным комиссариатом Северного и Железнодорожного районов г.Орла, недействительным.
Обязать Плеханова Андрея Александровича в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда вернуть военный билет серии АС № 1956193 в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г.Орла.
Взыскать с Плеханова Андрея Александровича в доход бюджета муниципального образования г.Орел государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 марта 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Шуклина