Решение по делу № 2-1582/2022 от 15.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2022 г. <адрес>

Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием помощника <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Губернюк Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по приобретению комплектов специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая в его обоснование, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> выявлено, что администрацией учреждения требования законодательства в полном объеме не выполняются. Было установлено, что в ИК-, в нарушение положений Трудового кодекса РФ, Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, используется несертифицированная специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны, отсутствует защитная обувь пожарных.

В связи с выявленными нарушениями на имя начальника ИК- вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить отмеченные нарушения.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в ИК- отсутствуют средства для приобретения комплектов боевой одежды пожарного и защитной пожарной обуви.

Финансирование учреждения осуществляется ГУФСИН России по <адрес>, в связи с чем, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование ГУФСИН России по <адрес>.

В ходе рассмотрения дела от истца поступило и принято к производству суда уточненное исковое заявление, в связи с чем, с учетом уточнения искового заявления в порядке ст.39 ГПК РФ, отказа от требований к ГУФСИН России по <адрес>, истец окончательно просил суд обязать ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> приобрести

18 сертифицированных комплектов защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви.

В судебном заседании помощник прокурора Губернюк Е.М. поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> Д., действующая на основании доверенности, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду письменные возражения на уточненное исковое заявление, дополнения к ним. В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель ответчика указала, что учреждение располагает достаточными финансовыми средствами для приобретения специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви – боевой одежды пожарного первого уровня защиты. В ДД.ММ.ГГГГ г. потенциальным контрагентам направлялись коммерческие предложения о возможности поставки товара, однако из представленных ответов следует, что поставка невозможна ввиду отсутствия сырья. По указанным причинам в настоящее время не имеют возможности приобрести специальную одежду личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Выслушав пояснение истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.1, 2 ст.15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

В статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Согласно ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

В силу абз.1-3 ст.212 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии со ст.214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты.

В статье 216 ТК РФ определены права работника, согласно которой каждый имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке; обучение по охране труда за счет средств работодателя; гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст.221 ТК РФ, для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны" утверждены Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны (далее - пожарная охрана) служебных обязанностей.

В соответствии с п.240, 241 указанных Правил, специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны (боевая одежда, специальная защитная одежда изолирующего типа, специальная защитная одежда от повышенных тепловых воздействий) в соответствии со своим функциональным назначением обеспечивает необходимый уровень безопасности и работоспособность личного состава при воздействии опасных факторов пожара, а также защиту от механических воздействий и неблагоприятных климатических условий и подбирается по размеру и росту сотрудника (работника).

Запрещается использовать специальную защитную одежду: 1) несертифицированную; 2) поврежденную, ветхую, рваную; 3) при воздействии веществ, составов, излучений, для защиты от которых она не предназначена и (или) если это воздействие превышает ее защитные свойства и время защитного действия; 4) не соответствующую технической документации завода-изготовителя; 5) без теплозащитного слоя; 6) не очищенную и не просушенную после предыдущего использования; 7) если не была проведена проверка по истечении сроков ее носки и отсутствует запись в карточке эксплуатации; 8) изолирующего типа после наработки регламентируемого технической документацией числа часов работы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, лицам, трудоустроенным на профессии, связанные с тушением пожаров, положена выдача боевого костюма пожарного ( с нормой выдачи комплекта сроком на 2 года) и защитной обуви пожарного ( с нормой выдачи пары сроком на 2 года).

Судом установлено, что <адрес> прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в Федеральном казенном учреждении ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой выявлены нарушения и установлено, что учреждением используется несертифицированная специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны, отсутствует защитная обувь пожарных.

По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в котором указано, в нарушение п.240 Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, используются комплекты боевой одежды пожарного по истечении гарантийного срока эксплуатации, установленного до ДД.ММ.ГГГГ; защитная обувь пожарного отсутствует, используются сапоги резиновые; в нарушение п.241 используется несертифицированная специальная защитная одежда (комплекты боевой одежды пожарного). Предъявлены требования о рассмотрении настоящего представления, принятия конкретных мер к устранению отмеченных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии помощника прокурора <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Губернюка Е.М. администрацией ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> было рассмотрено представление <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ Прдр.

Согласно ответу о результатах рассмотрения представления <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр, направленному на имя <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> указало о том, что нарушения п.240, п.241, а также в части отсутствия защитной обуви пожарных связано с отсутствием средств для приобретения комплектов боевой одежды пожарного, защитной пожарной обуви, подготовлены заявки о выделении денежных средств.

В силу части второй статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

В соответствии с подпунктом "с" пункта 2 статьи 2 Конвенции MOT относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Согласно информации, представленной врио начальника ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на указанную дату в ФКУ ИК- и УКП ИК- ГУФСИН России по <адрес> на объекте «пожарная часть» лесобиржи и ВПО УКП привлечено к труду 18 осужденных, из них 2 водителя и 16 пожарных.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Пунктами 3,4 Правил установлено, что в целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Учитывая положения УИК РФ во взаимосвязи с ТК РФ, именно на ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> лежит обязанность по обеспечению лиц, привлеченных к труду, средствами индивидуальной защиты, обеспечению хранения, ремонта и замены.

В представленных суду возражениях представитель ответчика Д., действующая на основании доверенности, указала, что учреждение располагает достаточными финансовыми средствами для приобретения специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви – боевой одежды пожарного, однако, в связи с отсутствием сырья у потенциальных контрагентов, в настоящее время не представляется возможным осуществить приобретение и поставку специальной одежды и защитной обуви. В подтверждение своим доводам представила электронную переписку с Гражданская оборона ЦСЗ <адрес>, ПКТ «<адрес>», ООО <адрес>, ООО «<адрес>», магазином .

Из представленных суду скриншотов ответов на электронные запросы ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес>, направленных в адрес Гражданская оборона ЦСЗ <адрес>, ПКТ «<адрес>», ООО <адрес>, ООО «<адрес>», магазин , следует, что в настоящее время отсутствует возможность поставить товар, ввиду отсутствия сырья, загруженностью производства.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Оценивая представленные суду сторонами доказательства в их совокупности, суд, учитывая возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работников вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения их средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав лиц в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, принципов разумности и справедливости. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по приобретению комплектов специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> приобрести 18 сертифицированных комплектов защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи жалобы через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.С. Павленко

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2022 г. <адрес>

Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием помощника <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Губернюк Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по приобретению комплектов специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая в его обоснование, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> выявлено, что администрацией учреждения требования законодательства в полном объеме не выполняются. Было установлено, что в ИК-, в нарушение положений Трудового кодекса РФ, Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, используется несертифицированная специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны, отсутствует защитная обувь пожарных.

В связи с выявленными нарушениями на имя начальника ИК- вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить отмеченные нарушения.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в ИК- отсутствуют средства для приобретения комплектов боевой одежды пожарного и защитной пожарной обуви.

Финансирование учреждения осуществляется ГУФСИН России по <адрес>, в связи с чем, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование ГУФСИН России по <адрес>.

В ходе рассмотрения дела от истца поступило и принято к производству суда уточненное исковое заявление, в связи с чем, с учетом уточнения искового заявления в порядке ст.39 ГПК РФ, отказа от требований к ГУФСИН России по <адрес>, истец окончательно просил суд обязать ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> приобрести

18 сертифицированных комплектов защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви.

В судебном заседании помощник прокурора Губернюк Е.М. поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> Д., действующая на основании доверенности, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду письменные возражения на уточненное исковое заявление, дополнения к ним. В письменных возражениях и дополнениях к ним представитель ответчика указала, что учреждение располагает достаточными финансовыми средствами для приобретения специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви – боевой одежды пожарного первого уровня защиты. В ДД.ММ.ГГГГ г. потенциальным контрагентам направлялись коммерческие предложения о возможности поставки товара, однако из представленных ответов следует, что поставка невозможна ввиду отсутствия сырья. По указанным причинам в настоящее время не имеют возможности приобрести специальную одежду личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Выслушав пояснение истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.1, 2 ст.15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

В статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Согласно ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

В силу абз.1-3 ст.212 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии со ст.214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты.

В статье 216 ТК РФ определены права работника, согласно которой каждый имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке; обучение по охране труда за счет средств работодателя; гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение, в порядке и размерах не ниже установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст.221 ТК РФ, для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны" утверждены Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны (далее - пожарная охрана) служебных обязанностей.

В соответствии с п.240, 241 указанных Правил, специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны (боевая одежда, специальная защитная одежда изолирующего типа, специальная защитная одежда от повышенных тепловых воздействий) в соответствии со своим функциональным назначением обеспечивает необходимый уровень безопасности и работоспособность личного состава при воздействии опасных факторов пожара, а также защиту от механических воздействий и неблагоприятных климатических условий и подбирается по размеру и росту сотрудника (работника).

Запрещается использовать специальную защитную одежду: 1) несертифицированную; 2) поврежденную, ветхую, рваную; 3) при воздействии веществ, составов, излучений, для защиты от которых она не предназначена и (или) если это воздействие превышает ее защитные свойства и время защитного действия; 4) не соответствующую технической документации завода-изготовителя; 5) без теплозащитного слоя; 6) не очищенную и не просушенную после предыдущего использования; 7) если не была проведена проверка по истечении сроков ее носки и отсутствует запись в карточке эксплуатации; 8) изолирующего типа после наработки регламентируемого технической документацией числа часов работы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, лицам, трудоустроенным на профессии, связанные с тушением пожаров, положена выдача боевого костюма пожарного ( с нормой выдачи комплекта сроком на 2 года) и защитной обуви пожарного ( с нормой выдачи пары сроком на 2 года).

Судом установлено, что <адрес> прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в Федеральном казенном учреждении ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой выявлены нарушения и установлено, что учреждением используется несертифицированная специальная защитная одежда личного состава пожарной охраны, отсутствует защитная обувь пожарных.

По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в котором указано, в нарушение п.240 Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, используются комплекты боевой одежды пожарного по истечении гарантийного срока эксплуатации, установленного до ДД.ММ.ГГГГ; защитная обувь пожарного отсутствует, используются сапоги резиновые; в нарушение п.241 используется несертифицированная специальная защитная одежда (комплекты боевой одежды пожарного). Предъявлены требования о рассмотрении настоящего представления, принятия конкретных мер к устранению отмеченных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии помощника прокурора <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Губернюка Е.М. администрацией ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> было рассмотрено представление <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ Прдр.

Согласно ответу о результатах рассмотрения представления <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр, направленному на имя <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> указало о том, что нарушения п.240, п.241, а также в части отсутствия защитной обуви пожарных связано с отсутствием средств для приобретения комплектов боевой одежды пожарного, защитной пожарной обуви, подготовлены заявки о выделении денежных средств.

В силу части второй статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

В соответствии с подпунктом "с" пункта 2 статьи 2 Конвенции MOT относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Согласно информации, представленной врио начальника ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на указанную дату в ФКУ ИК- и УКП ИК- ГУФСИН России по <адрес> на объекте «пожарная часть» лесобиржи и ВПО УКП привлечено к труду 18 осужденных, из них 2 водителя и 16 пожарных.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Пунктами 3,4 Правил установлено, что в целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Учитывая положения УИК РФ во взаимосвязи с ТК РФ, именно на ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес> лежит обязанность по обеспечению лиц, привлеченных к труду, средствами индивидуальной защиты, обеспечению хранения, ремонта и замены.

В представленных суду возражениях представитель ответчика Д., действующая на основании доверенности, указала, что учреждение располагает достаточными финансовыми средствами для приобретения специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви – боевой одежды пожарного, однако, в связи с отсутствием сырья у потенциальных контрагентов, в настоящее время не представляется возможным осуществить приобретение и поставку специальной одежды и защитной обуви. В подтверждение своим доводам представила электронную переписку с Гражданская оборона ЦСЗ <адрес>, ПКТ «<адрес>», ООО <адрес>, ООО «<адрес>», магазином .

Из представленных суду скриншотов ответов на электронные запросы ФКУ ИК- ОУХД ГУФСИН России по <адрес>, направленных в адрес Гражданская оборона ЦСЗ <адрес>, ПКТ «<адрес>», ООО <адрес>, ООО «<адрес>», магазин , следует, что в настоящее время отсутствует возможность поставить товар, ввиду отсутствия сырья, загруженностью производства.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Оценивая представленные суду сторонами доказательства в их совокупности, суд, учитывая возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работников вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения их средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав лиц в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, принципов разумности и справедливости. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по приобретению комплектов специальной защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение ИК- с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по <адрес> приобрести 18 сертифицированных комплектов защитной одежды личного состава пожарной охраны и защитной пожарной обуви в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи жалобы через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.С. Павленко

2-1582/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнепойменская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Другие
ФСИН России
ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Павленко Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
taishetsky.irk.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
18.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее