Решение по делу № 2-188/2023 (2-2626/2022;) от 31.10.2022

дело № 2-188/2023

УИД 21RS0022-01-2022-003240-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года                                      город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтова И.Г., при секретаре судебного заседания Захаровой М.С.

с участием помощника прокурора г. Новочебоксарск Михайловой Д.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Андреевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, с учетом поданных уточнений, просит обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда, разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны, с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда получить санитарно-эпидемиологического заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке; организовать зоны первого, второго, и третьего поясов санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга).

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведен анализ исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» на основании изученных документов в программе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС «Единый реестр контрольных надзорных мероприятий» Генеральной прокуратуры Российской Федерации- proverki.gov.ru).

Установлено, что МУП «КС г. Новочебоксарска» обеспечивает население, коммунально-бытовые и промышленные предприятия г. Новочебоксарска водой хозяйственно-питьевого и технического назначения с ДД.ММ.ГГГГ. Источником водоснабжения г. Новочебоксарска является Чебоксарское водохранилище на реке Волга, расположенное в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС.

Водозаборные сооружения береговой насосной станции 1-го подъема размещаются на правом берегу реки Волги в верхнем бьефе Чебоксарского водохранилища у входа в судоходный шлюз в 2,5 км выше плотины Чебоксарской ГЭС. Предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Новочебоксарска. Береговая насосная станция введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы 1 пояса санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска. Распоряжением Кабинета Министров ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены зоны второго и третьего поясов Чебоксарского водохранилища - источника водоснабжения города Чебоксары и города Новочебоксарска.

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. (п.5Л.) рекомендовано откорректировать проекты организации зон санитарной охраны водозаборов г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки + 63м и 68 м. и в связи с изменением гидрологического режима и скорости течения воды в Чебоксарском водохранилище.

В связи с выявленными нарушениями, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений: разработать (доработать) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), получить санитарно- эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, установить границы зон санитарной охраны. Срок исполнения указанного предписания до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, нарушения не устранены в полном объеме.

Таким образом, МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не принимаются все необходимые меры для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательстве, исключения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей и окружающей природной среде.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новочебоксарска Михайлова Д.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Андреева М.С. полагала требования иска подлежащими удовлетворению.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось к суду с заявлением о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования прокуратуры г. Новочебоксарска поддержали.

Ответчик МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Как следует из ранее представленного суду письменного возражения на исковое заявление (л.д. 43-46), в удовлетворении исковых требований просили отказать в полном объеме.

В данных возражениях указано, что действующее законодательство не содержит такого понятия как «проектсанитарной охраны источника водоснабжения», соответственно разработать такой проект не представляется возможным. Требование иска о возложении на ответчика обязанности установить зону санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска является противоречащим требованиям действующего законодательства. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (и. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Таким образом, установление зон санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска не относится к компетенции МУП «КС г. Новочебоксарска».

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от <адрес> было рекомендовано главам администраций городов Чебоксары, Новочебоксарска откорректировать в течение ДД.ММ.ГГГГ проекты организации ЗСО г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки 68 м, и утвердить их в установленном порядке. Согласно представленных в материалы дела доказательств, изменение поясов зон санитарной охраны предполагалось исходя из повышения уровня воды Чебоксарского водохранилища до отметки 68. Вместе с тем, решение о повышении уровня так и не было принято, более того, согласно протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства РФ повышение до отметки 68 вовсе не планируется. В связи сизменившимися обстоятельствами считают получение нового проекта иизменение ЗСО источника водоснабжения города Новочебоксарска без поднятия уровня воды нецелесообразным.

Кроме того, ни одним нормативным правовым актом не установлен срок разработки проекта ЗСО источника водоснабжения, в том числе при наличии уже установленных ЗСО. Разработка проекта ЗСО, получение на него санитарного-эпидемиологического заключения зависит во многом от других юридических лиц и от государственных органов. В настоящее время подрядчик ООО «Инжпроектстрой» ведет работу по доработке проекта ЗСО с учетом замечаний, указанных Роспотребнадзором.

На основании ст. 12, 56, 167 ГПК РФ исковые требования разрешены судом по существу при данной явке участников судебного разбирательства, по представленным суду доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как указано в иске, подтверждается материалами дела и не оспаривалось участниками судебного разбирательства, прокуратурой города Новочебоксарска проведен анализ исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска». Установлено, что МУП «КС г. Новочебоксарска» обеспечивает население, коммунально-бытовые и промышленные предприятия г. Новочебоксарска водой хозяйственно-питьевого и технического назначения с ДД.ММ.ГГГГ.

Водозаборные сооружения береговой насосной станции 1-го подъема размещаются на правом берегу реки Волги в верхнем бьефе Чебоксарского водохранилища у входа в судоходный шлюз в 2,5 км выше плотины Чебоксарской ГЭС. Предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Новочебоксарска.

Береговая насосная станция введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы 1 пояса санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены зоны второго и третьего поясов Чебоксарского водохранилища - источника водоснабжения города Чебоксары и города Новочебоксарска.

Существующие размеры поясов ЗСО:

размер 1 пояса - 100 метров во все стороны от БНС;

размер 2 и 3 поясов - вверх по течению реки 73 км до <адрес> (вся река Волга) и <адрес>).

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. (п.5Л.) рекомендовано откорректировать проекты организации зон санитарной охраны водозаборов г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки + 63м и 68 м. и в связи с изменением гидрологического режима и скорости течения воды в Чебоксарском водохранилище.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска»

В ходе проверке установлено, что МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не разработан (доработан) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения, чем нарушены требования п,п.1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В связи с выявленными нарушениями территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарске ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе по п.3:

разработать (доработать) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), получить санитарно-эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, установить границы зон санитарной охраны.

Срок исполнения указанного предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные сети <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.

Как указано в данном постановлении, на 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ при изучении акта выездной плановой проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети города Новочебоксарска» по адресу осуществления деятельности <адрес>, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не доработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска (р. Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения (р. Волга) в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение но вышеуказанному проекту; не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения. В ходе рассмотрения представленного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в составе данного проекта отсутствует план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом существующего развития территории и его санитарного состояния. Разрабатываемые в последующем проекты не соответствовали требованиям санитарного законодательства. В связи с вышеизложенным, в настоящее время проект зон санитарной охраны с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом изменившихся санитарных условий не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарного законодательства. Зоны санитарной охраны не установлены, мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника в границах II-III поясов не реализуются, что создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

В соответствии с требованиями п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Соответственно, суд считает установленным и не требующим дальнейшего доказывания, что в нарушение норм действующего законодательства, МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» допущены следующие нарушения: не доработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска (р. Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения (р. Волга) в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение но вышеуказанному проекту; не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения.

В силу требований ст. 12, 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих устранение нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, а также в указанном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как указано в исковом заявлении, в настоящее время проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом изменившихся санитарных условий не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарного законодательства. Зоны санитарной охраны не установлены, мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника в границах 2-3 поясов не реализуется, что создает действительное непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и является нарушениям статьей 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 Л 3, пЛ. 1 4 СанПиН 2.1.4 Л110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Суд соглашается с доводами иска о том, что МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не принимаются все необходимые меры для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательстве, исключения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей и окружающей природной среде.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором срок - в течение 8 месяцев после вступления решения в законную силу для разработки проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования, а также в течение 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда для получения санитарно-эпидемиологического заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) установленном порядке суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования.

Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке.

Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» организовать зоны первого, второго и третьего поясов санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

         Судья     Ксенофонтов И.Г.

дело № 2-188/2023

УИД 21RS0022-01-2022-003240-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года                                      город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтова И.Г., при секретаре судебного заседания Захаровой М.С.

с участием помощника прокурора г. Новочебоксарск Михайловой Д.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Андреевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, с учетом поданных уточнений, просит обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда, разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны, с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда получить санитарно-эпидемиологического заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке; организовать зоны первого, второго, и третьего поясов санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга).

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведен анализ исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» на основании изученных документов в программе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС «Единый реестр контрольных надзорных мероприятий» Генеральной прокуратуры Российской Федерации- proverki.gov.ru).

Установлено, что МУП «КС г. Новочебоксарска» обеспечивает население, коммунально-бытовые и промышленные предприятия г. Новочебоксарска водой хозяйственно-питьевого и технического назначения с ДД.ММ.ГГГГ. Источником водоснабжения г. Новочебоксарска является Чебоксарское водохранилище на реке Волга, расположенное в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС.

Водозаборные сооружения береговой насосной станции 1-го подъема размещаются на правом берегу реки Волги в верхнем бьефе Чебоксарского водохранилища у входа в судоходный шлюз в 2,5 км выше плотины Чебоксарской ГЭС. Предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Новочебоксарска. Береговая насосная станция введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы 1 пояса санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска. Распоряжением Кабинета Министров ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены зоны второго и третьего поясов Чебоксарского водохранилища - источника водоснабжения города Чебоксары и города Новочебоксарска.

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. (п.5Л.) рекомендовано откорректировать проекты организации зон санитарной охраны водозаборов г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки + 63м и 68 м. и в связи с изменением гидрологического режима и скорости течения воды в Чебоксарском водохранилище.

В связи с выявленными нарушениями, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений: разработать (доработать) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), получить санитарно- эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, установить границы зон санитарной охраны. Срок исполнения указанного предписания до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, нарушения не устранены в полном объеме.

Таким образом, МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не принимаются все необходимые меры для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательстве, исключения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей и окружающей природной среде.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новочебоксарска Михайлова Д.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Андреева М.С. полагала требования иска подлежащими удовлетворению.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось к суду с заявлением о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования прокуратуры г. Новочебоксарска поддержали.

Ответчик МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Как следует из ранее представленного суду письменного возражения на исковое заявление (л.д. 43-46), в удовлетворении исковых требований просили отказать в полном объеме.

В данных возражениях указано, что действующее законодательство не содержит такого понятия как «проектсанитарной охраны источника водоснабжения», соответственно разработать такой проект не представляется возможным. Требование иска о возложении на ответчика обязанности установить зону санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска является противоречащим требованиям действующего законодательства. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (и. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Таким образом, установление зон санитарной охраны источника водоснабжения города Новочебоксарска не относится к компетенции МУП «КС г. Новочебоксарска».

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от <адрес> было рекомендовано главам администраций городов Чебоксары, Новочебоксарска откорректировать в течение ДД.ММ.ГГГГ проекты организации ЗСО г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки 68 м, и утвердить их в установленном порядке. Согласно представленных в материалы дела доказательств, изменение поясов зон санитарной охраны предполагалось исходя из повышения уровня воды Чебоксарского водохранилища до отметки 68. Вместе с тем, решение о повышении уровня так и не было принято, более того, согласно протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства РФ повышение до отметки 68 вовсе не планируется. В связи сизменившимися обстоятельствами считают получение нового проекта иизменение ЗСО источника водоснабжения города Новочебоксарска без поднятия уровня воды нецелесообразным.

Кроме того, ни одним нормативным правовым актом не установлен срок разработки проекта ЗСО источника водоснабжения, в том числе при наличии уже установленных ЗСО. Разработка проекта ЗСО, получение на него санитарного-эпидемиологического заключения зависит во многом от других юридических лиц и от государственных органов. В настоящее время подрядчик ООО «Инжпроектстрой» ведет работу по доработке проекта ЗСО с учетом замечаний, указанных Роспотребнадзором.

На основании ст. 12, 56, 167 ГПК РФ исковые требования разрешены судом по существу при данной явке участников судебного разбирательства, по представленным суду доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как указано в иске, подтверждается материалами дела и не оспаривалось участниками судебного разбирательства, прокуратурой города Новочебоксарска проведен анализ исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска». Установлено, что МУП «КС г. Новочебоксарска» обеспечивает население, коммунально-бытовые и промышленные предприятия г. Новочебоксарска водой хозяйственно-питьевого и технического назначения с ДД.ММ.ГГГГ.

Водозаборные сооружения береговой насосной станции 1-го подъема размещаются на правом берегу реки Волги в верхнем бьефе Чебоксарского водохранилища у входа в судоходный шлюз в 2,5 км выше плотины Чебоксарской ГЭС. Предназначены для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Новочебоксарска.

Береговая насосная станция введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы 1 пояса санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены зоны второго и третьего поясов Чебоксарского водохранилища - источника водоснабжения города Чебоксары и города Новочебоксарска.

Существующие размеры поясов ЗСО:

размер 1 пояса - 100 метров во все стороны от БНС;

размер 2 и 3 поясов - вверх по течению реки 73 км до <адрес> (вся река Волга) и <адрес>).

Решением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. (п.5Л.) рекомендовано откорректировать проекты организации зон санитарной охраны водозаборов г.г. Чебоксары и Новочебоксарск с учетом наполнения водохранилища Чебоксарской ГЭС до отметки + 63м и 68 м. и в связи с изменением гидрологического режима и скорости течения воды в Чебоксарском водохранилище.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска»

В ходе проверке установлено, что МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не разработан (доработан) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения, чем нарушены требования п,п.1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В связи с выявленными нарушениями территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарске ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе по п.3:

разработать (доработать) проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника водоснабжения (р.Волга), получить санитарно-эпидемиологическое заключение по вышеуказанному проекту, установить границы зон санитарной охраны.

Срок исполнения указанного предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Новочебоксарске от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные сети <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.

Как указано в данном постановлении, на 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ при изучении акта выездной плановой проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети города Новочебоксарска» по адресу осуществления деятельности <адрес>, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не доработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска (р. Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения (р. Волга) в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение но вышеуказанному проекту; не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения. В ходе рассмотрения представленного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в составе данного проекта отсутствует план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом существующего развития территории и его санитарного состояния. Разрабатываемые в последующем проекты не соответствовали требованиям санитарного законодательства. В связи с вышеизложенным, в настоящее время проект зон санитарной охраны с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом изменившихся санитарных условий не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарного законодательства. Зоны санитарной охраны не установлены, мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника в границах II-III поясов не реализуются, что создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

В соответствии с требованиями п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Соответственно, суд считает установленным и не требующим дальнейшего доказывания, что в нарушение норм действующего законодательства, МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» допущены следующие нарушения: не доработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Новочебоксарска (р. Волга) в установленном порядке с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источников водоснабжения (р. Волга) в установленном порядке; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение но вышеуказанному проекту; не установлена зона санитарной охраны источника водоснабжения.

В силу требований ст. 12, 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих устранение нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, а также в указанном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как указано в исковом заявлении, в настоящее время проект санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО с учетом изменившихся санитарных условий не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарного законодательства. Зоны санитарной охраны не установлены, мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника в границах 2-3 поясов не реализуется, что создает действительное непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и является нарушениям статьей 11, 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 Л 3, пЛ. 1 4 СанПиН 2.1.4 Л110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Суд соглашается с доводами иска о том, что МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» не принимаются все необходимые меры для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом законодательстве, исключения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей и окружающей природной среде.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором срок - в течение 8 месяцев после вступления решения в законную силу для разработки проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования, а также в течение 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда для получения санитарно-эпидемиологического заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) установленном порядке суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 8 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) с определением границ первого, второго и третьего поясов зон санитарной охраны с соответствующим обоснованием и перечнем мероприятий, с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования.

Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» в течении 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга) в установленном порядке.

Обязать МУП «Коммунальные сети г.Новочебоксарска» организовать зоны первого, второго и третьего поясов санитарной охраны источника водоснабжения г.Новочебоксарска (р.Волга).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

         Судья     Ксенофонтов И.Г.

2-188/2023 (2-2626/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г.Новочебоксарск
Ответчики
МУП "Коммунальные сети г.Новочебоксарска"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики в г. Новочебоксарск
администрация г. Новочебоксарск
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Ксенофонтов И.Г.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
31.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2022Передача материалов судье
01.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2022Судебное заседание
23.12.2022Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее