38RS0034-01-2020-000152-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Заблоцкой М.Н., при секретаре судебного заседания Бекназаровой М.О., в отсутствии сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-830/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России № 19 по Иркутской области к Попцовой М.В. о взыскании суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Попцовой М.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени. В обоснование административного искового заявления указано, что административный ответчик является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, транспортного средства «Хонда Капа», государственный регистрационный знак № региона, а также земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В связи с тем, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнила обязанность по уплате налогов, в ее адрес заказным письмом было направлено требование об уплате налога (пени).
Вынесенный по указанному требованию судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также пени, на основании заявления должника отменен. До настоящего времени требование об уплате налога (пени) налогоплательщиком не исполнено. Просит взыскать с административного ответчика Попцовой М.В. сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц: за 2014 год в размере 195 руб.; за 2016 год в размере 259 руб. и пени в сумме 5 руб. 41 коп.; за 2017 год в размере 277 руб. и пени в сумме 4 руб. 19 коп; сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 265 руб. и пени в сумме 4 руб. 01 коп, сумму задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 698 руб., за 2016 год в размере 1197 руб. и пени в сумме 24 руб. 98 коп., за 2017 год в размере 1197 руб. и пени в сумме 18 руб. 11 коп.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Попцова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося административного ответчика.
Административное дело рассматривается по общим правилам производства в суде первой инстанции, с учетом особенностей, установленных главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 № 53 – ОЗ (принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20.06.2007 № 33/2/1/СЗ) установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).
Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу части 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Налоговые органы как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Судом установлено, что административный ответчик Попцова М.В. с 19.11.2004 является собственником <...> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Являясь собственником доли на квартиру, как объекта недвижимости, подлежащего налогообложению в налоговый период 2014 года Попцова М.В. обязана была уплатить налог на имущество физических лиц не позднее 1 октября 2015 года, в налоговый период 2016 года – не позднее 01.12.2017, в налоговый период 2017 года – не позднее 03.12.2018.
С 27.07.2017 Попцова М.В. является владельцем транспортного средства «Хонда Капа», государственный регистрационный знак № региона. Являясь законным владельцем транспортных средств, подлежащих налогообложению в налоговый период – 5 месяцев 2017 года, Попцова М.В. обязана была уплатить транспортный налог не позднее 03.12.2018.
Кроме того, административный ответчик Попцова М.В. в период с 20.05.2014 по 27.12.2019 являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Являясь собственником земельного участка, как объект недвижимости, подлежащий налогообложению в налоговый период – 7 месяцев 2014 года Попцова М.В. обязана была уплатить земельный налог не позднее 1 октября 2015 года, в налоговый период 2016 года – не позднее 01.12.2017, в налоговый период 2017 года – не позднее 03.12.2018.
10 июля 2015 года в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление № от 24.03.2015, на основании которого Попцова М.В. обязана в срок до 01.10.2015 уплатить земельный налог в размере 698 рублей и налог на имущество в размере 195 рублей за налоговый период – 2014 год.
Однако, данная обязанность административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога не была исполнена.
В связи с чем, 20.11.2015 налоговым органом в адрес должника заказным письмом направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.11.2015 в сумме недоимки по земельному налогу в размере 698 рублей и недоимки по налогу на имущество в размере 195 рублей. Срок исполнения требования до 26.01.2016.
19 июля 2017 года в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление № от 06.07.2017, на основании которого Попцова М.В. обязана в срок до 01.12.2017 уплатить земельный налог в размере 1197 рублей и налог на имущество в размере 259 рублей за налоговый период – 2016 год. Однако, данная обязанность административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога также не исполнена.
В связи с чем, 28.02.2018 налоговым органом в адрес должника заказным письмом направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.02.2018 в сумме недоимки по земельному налогу в размере 1197 рублей, пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога в размере 24 рубля 98 копеек, недоимки по налогу на имущество в размере 259 рублей, пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога в размере 5 рубля 41 копейка. Срок исполнения требования до 17.04.2018.
6 июля 2018 года в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление № от 24.06.2018, на основании которого Попцова М.В. обязана в срок до 03.12.2018 уплатить транспортный налог в размере 265 рублей, земельный налог в размере 1197 рублей и налог на имущество в размере 277 рублей за налоговый период – 2017 год.
Однако, данная обязанность административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты транспортного налога не была исполнена.
В связи с чем, 17.02.2019 налоговым органом в адрес должника заказным письмом направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 01.02.2019 в сумме недоимки по транспортному налогу в размере 265 рублей, пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 4 рубля 01 копейка, недоимки по земельному налогу в размере 1197 рублей, пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога в размере 18 рубля 11 копеек, недоимки по налогу на имущество в размере 277 рублей, пени, начисленной за несвоевременную уплату земельного налога в размере 4 рубля 19 копеек. Срок исполнения требования до 15.03.2019.
Сведений об исполнении Попцовой М.В. требований налоговых уведомлений и налоговых требований в материалы дела не представлено.
Административным истцом представлен расчет транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 годы, пени, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, который судом проверен, произведен правильно, в связи с чем, положен в основу решения суда. Возражения административного ответчика относительно правильности расчета и размера налоговой недоимки и пени не представлены.
Задолженность по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и пени в указанном размере за 2015, 2016, 2017 годы до настоящего времени не погашена, что административным ответчиком не оспаривается.
Возражений, а также иного расчета административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области о взыскании с Попцовой М.В. задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и пени.
Проверяя соблюдение срока обращения истца в суд с предъявленными требованиями, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).
На основании части 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что 20.09.2019 мировым судьей судебного участка № 122 Ленинского района г. Иркутска, и.о. мирового судьи судебного участка № 21 Ленинского района г. Иркутска, вынесен судебный приказ о взыскании с Попцовой М.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пени.
4 октября 2019 года указанный судебный приказ был отменен по заявлению должника, на основании определения мирового судьи судебного участка № 122 Ленинского района г. Иркутска, и.о. мирового судьи судебного участка № 21 Ленинского района г. Иркутска.
МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим иском 22.01.2019, о чем свидетельствует штамп входящей регистрации Ленинского районного суда г. Иркутска, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговой инспекцией не пропущен, т.к. административный иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального бюджета.
Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход муниципального образования «город Иркутск» подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск МИФНС России № 19 по Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Попцовой М.В. (проживающей по адресу: <адрес>),
сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц:
-за 2014 год в размере 195 руб.;
-за 2016 год в размере 259 руб. и пени в сумме 5 руб. 41 коп.;
-за 2017 год в размере 277 руб. и пени в сумме 4 руб. 19 коп;
сумму задолженности по транспортному налогу:
-за 2017 год в размере 265 руб. и пени в сумме 4 руб. 01 коп,
сумму задолженности по земельному налогу:
-за 2014 год в размере 698 руб.,
-за 2016 год в размере 1197 руб. и пени в сумме 24 руб. 98 коп.,
-за 2017 год в размере 1197 руб. и пени в сумме 18 руб. 11 коп.,
всего 4144 руб. 70 коп.
Взыскать с Попцовой М.В. в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.
Судья М.Н. Заблоцкая
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2020.