№ 2а-141/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск 01 февраля 2021 года
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кучеревского С.А.,
при секретаре Поповой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Народный» о ликвидации за нарушение законодательства Российской Федерации, возложении обязанности о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л :
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в Алтайский районный суд Алтайского края с административным иском к СКПК «Народный», в котором просит принять решение о ликвидации СКПК «Народный», возложить на учредителя СКПК «Народный» Гончарова В.Н. обязанность по осуществлению ликвидации СКПК «Народный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что СКПК «Народный» является сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности СКПК «Народный» является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг (ОКВЭД 64.99). Сведения о СКПК «Народный» включены Банком России в государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Таким образом, СКПК «Народный» относится к числу субъектов, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.
СКПК «Народный» как сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обязан исполнять требования Федерального закона № 193-ФЗ.
СКПК «Народный» в нарушение установленных требований Федерального закона № 193-ФЗ, Указаний Банка России № 3816-У, 5215-У в Банк России не представлен отчет о деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов.
СКПК «Народный» в нарушение установленных требований Федерального закона № 193-ФЗ, Указаний Банка России № 4600-У, 5361-У на протяжении длительного времени не обеспечивает взаимодействие с Банком Росси путем использования информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ Банк России дает кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В адрес СКПК «Народный» Банком России направлено 6 предписаний, которые остались не исполненными.
СКПК «Народный» в нарушение установленных требований ст.40.3 Федерального закона № 193-ФЗ СКПК «Народный» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В адрес СКПК «Народный» Банком России неоднократно направлялись письма о необходимости вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в срок до 31.12.2019.
По факту неисполнения СКПК «Народный» предписаний Банка Росси Банком России в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации составлен акт от 17.07.2020.
Административный истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещён, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие, настаивал на административных исковых требованиях.
Представитель административного ответчика СКПК «Народный» - председатель Гончаров В.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку ликвидация кооператива повлечет нарушение прав кредиторов. Наладить взаимодействие с Банком России через личный кабинет не представилось возможным по техническим причинам. За не предоставление документов и отчетности он был привлечен к административной ответственности, решением Арбитражного суда Алтайского края содеянное признано малозначительным, поскольку отчеты предоставлены на бумажном носителе.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы признаются некредитными финансовыми организациями.
Пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» регламентировано, что Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», статьей 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В силу статьи 42 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов (пункт 2). Требование о ликвидации кооператива по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования (пункт 3).
Согласно подпункту 3 пункта 11 статьи 40.2 названного Федерального закона в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
В соответствии с частью 3 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
До 01.01.2020 формы, порядок составления и предоставления отчетности установлен Указанием Банка России от 09.10.2015 N 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание № 3816-У); с 01.01.2020 - Указанием Банка России от 22.07.2019 № 5215-У.
До 01.01.2020 пунктами 3, 4 Указания № 3816-У определено представление отчета о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
С 01.01.2020 отчеты предоставляются в следующие сроки: отчет о деятельности СКПК должен быть представлен в Банк России в срок не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного квартала; отчет о персональном составе руководящих органов СКПК должен быть представлен в Банк России в срок не позднее 15 рабочих дней по окончании отчетного года или со дня изменения состава руководящих органов СКПК.
Статьей 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Порядок и сроки направления лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета устанавливаются нормативными актами Банка России – до 27.03.2020 Указание Банка России от 03.11.2017 № 4600-У
«О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета»; с 28.03.2020 - Указание Банка России от 19.12.2019 № 5361-У.
Согласно установленному порядку кредитные организации, филиалы кредитных организаций (далее при совместном упоминании - кредитные организации), некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры, не являющиеся кредитными организациями, операторы иностранных платежных систем через их обособленные подразделения на территории Российской Федерации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, саморегулируемые организации актуариев (далее при совместном упоминании - обязанные организации) должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчетность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Банка России) (далее - личный кабинет).
Обязанная организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении посредством личного кабинета.
СКПК «Народный» в нарушение вышеуказанных требований на протяжении длительного времени не обеспечивает взаимодействие с Банком России путем использования информационных ресурсов, в том числе личного кабинета, не предоставляет в Банк России отчеты о своей деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов.
На основании ч.4 ст.40.2 Федерального закона № 193-ФЗ Банк России в адрес СКПК «Народный» направлено 6 предписаний об устранении нарушений законодательства, которые оставлены без исполнения.
Кроме того, в силу положений ст.40.3 Федерального закона № 193-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов последующих уровней, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, осуществлением ими прав и обязанностей, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ если иной срок не установлен федеральным законом, финансовая организация обязана вступить в саморегулируемую организацию в течение ста восьмидесяти дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида;
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации.
В силу ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов применяются с 1 января 2020 года.
Вместе с тем, СКПК «Народный» в нарушение установленных требований не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В адрес СКПК «Народный» неоднократно направлялись письма о необходимости вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Согласно п.11 ч.1 ст.40.2 Федерального закона № 193 – ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае:
- неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;
- однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об ограничении деятельности кредитного кооператива, указанного в абзаце первом подпункта 10 настоящего пункта;
- неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России;
-однократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
- нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
Как следует из материалов дела, по данным Единого государственного реестра юридических лиц СКПК «Народный» является действующим юридическим лицом - некоммерческой организацией.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в части ликвидации СКПК «Народный», поскольку СКПК допущено неоднократное в течение одного года нарушение требований Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», Указаний Банка России № 3816-У, 4600-У, 3816-У, 5215-У.
Доводы о том, что отчеты направлены на бумажном носителей не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств направления отчетов не представлено. Кроме того, направление отчетов на бумажном носителе является нарушением требований Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», Указаний Банка России № 3816-У, 4600-У, 3816-У, 5215-У. Доказательств о невозможности зарегистрироваться в личном кабинете не представлено.
Разрешая требования административного истца о возложении на учредителя СКПК «Народный» Гончарова В.Н. обязанности по осуществлению ликвидации СКПК «Народный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении СКПК «Народный», а также из письма МИФНС России № 1 по Алтайскому краю, следует, что в МИФНС России № 1 по Алтайскому краю информация об учредителях кооператива СКПК «народный» отсутствует.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований в части возложения на учредителя СКПК «Народный» Гончарова В.Н. обязанности по осуществлению ликвидации СКПК «Народный».
Порядок ликвидации юридического лица регулируется как нормами Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 61 - 65), так и ст. 10 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Этот порядок, в частности, требует осуществления обязательной оценки рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива, исполнения обязательств пайщиков перед кредитным кооперативом, составления в ходе ликвидации промежуточного и окончательного ликвидационного баланса юридического лица и т.д.
Решение суда о ликвидации юридического лица в порядке, установленном нормами Гражданского кодекса РФ, без возложения судом на кого-либо из указанных в законе лиц обязанностей по ликвидации, означает прекращение гражданской правоспособности кооператива без проведения обязательной процедуры ликвидации.
Учитывая требования закона, а также то, что ликвидация кредитного кооператива ведет к невозможности легитимного разрешения правовых последствий действий, совершенных этим юридическим лицом, что, в свою очередь, может привести к нарушению законных прав граждан - пайщиков кооператива, положения п. 5 ст. 61 ГК РФ суд считает возможным возложить обязанность по осуществлению ликвидации этого лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени СКПК «Народный», где в качестве председателя СКПК указан Гончаров Виталий Николаевич.
Внесение в государственный реестр юридических лиц сведений о председателе СКПК «Народный» кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана.
Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что Гончаров В.Н. выполняет функции председателя СКПК (направляет отчеты на бумажном носителе, ведет учет кредиторов, обжалует решения о привлечении к административной ответственности).
При таком положении суд приходит к выводу о возложении на председателя СКПК «Народный» обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия, предусмотренные статьями 62 - 64 ГК РФ, связанные с ликвидацией юридического лица, необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Учитывая, что на Гончарова В.Н. возлагается обязанность совершить действия, связанные с ликвидацией юридического лица, доводы о нарушении прав кредиторов в результате ликвидации СКПК являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить частично.
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный», ОГРН 1022200570919, дата государственной регистрации 02.11.2001, ИНН 2204008097, адрес (место нахождения) Алтайский край, г.Бийск, ул. Александра Можайского, д.8, кв.7.
Возложить на председателя сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народный» Гончарова В.Н. обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народный» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2021 года.