Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мазунина В.В.,
при секретере судебного заседания Саетгареевой О.Л.
с участием истца Соколовой О.Е., представителей межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой О. Е. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю о взыскании средств материального стимулирования, задолженности по заработной плате, процентов, компенсации морального вреда
установил:
Соколова О.Е. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю (далее - МИФНС № по <адрес>), указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на государственной гражданской службе в МИФНС № 23 по Пермскому краю, работала в должности начальника правового отдела, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, служебный контракт с Соколовой О.Е. расторгнут по инициативе государственного гражданского служащего. ДД.ММ.ГГГГ Соколова О.Е. обратилась в МИФНС № 23 по Пермскому краю за разъяснениями по вопросу выплат при увольнении, в том числе выплаты средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования за 3 ДД.ММ.ГГГГ годы, а также составе выплат, учтенных при начислении денежного содержания. Из ответа МИФНС № 23 по Пермскому краю она узнала о том, что выплата средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года ей не осуществлялась, о том, что при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении не учтены выплаченные средства материального стимулирования, а также о том, что при начислении отпускных за ДД.ММ.ГГГГ года не учтена премия в сумме <данные изъяты> руб. В связи с задержкой указанных выплат наниматель обязан выплатить проценты, а также компенсацию морального вреда.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб., задолженность по оплате ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средства материального стимулирования за <данные изъяты> года в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., проценты за нарушение срока выплат в размере <данные изъяты> руб., а также за каждый день просрочки до вынесения решения суда, компенсацию морального вреда, обязать ответчика произвести отчисления налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечислить их в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Истцом неоднократно уточнялись исковые требования. В уточненном исковом заявлении ДД.ММ.ГГГГ, принятом судом к производству, истец просит взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб., задолженность по оплате ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., проценты за нарушение срока выплат по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., обязать ответчика произвести отчисления налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечислить их в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что не считает, что срок для обращения в суд за взысканием задолженности по оплате ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ года пропущен, так как о неверном начислении отпускных истец узнал после того, как получил ответ от налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ о суммах, учтенных при начислении денежного содержания на период отпуска. Если же срок пропущен, то просил его восстановить, в связи с пропуском по уважительной причине, поскольку истец не знал о составе выплат учтенных при начислении отпускных до получения ответа налогового органа. Также указал на неверное исчисление налоговым органом средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при расчете денежного содержания, сохраняемого на период отпуска государственного гражданского служащего. Средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года не выплачивались истцу, поскольку на момент их выплат Соколова О.Е. уже прекратила государственную гражданскую службу, в связи с этим руководителем инспекции, в соответствии с правом предоставленным Механизмом распределения средств фонда оплаты труда, принято решение о невыплате истцу указанного материального стимулирования. Нравственные страдания ответчиком истцу не причинены. Указали на неверный расчет истребуемых истцом выплат.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Соколова О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 23 по Пермскому краю в должности начальника правового отдела.
Приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Е.В. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в количестве <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ.
При расчете сохраненного денежного содержания на период отпуска Соколовой О.Е. ответчиком не учтена начисленная в ДД.ММ.ГГГГ года стимулирующая выплата в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с Соколовой О.Е. расторгнут по инициативе государственного гражданского служащего.
При увольнении Соколовой О.Е. ответчиком выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб.
При расчете указанной выплаты ответчиком не учтены начисленные Соколовой О.Е. в течение ДД.ММ.ГГГГ календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта, стимулирующие выплаты: материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № дсп федеральным государственным гражданским служащим инспекции выплачено материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.128 т.1).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по оценке эффективности деятельности МИФНС № 23 по Пермскому краю за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ № комиссией принято решение не производить Соколовой О.Е. выплату средств фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты премий, поскольку на момент заседания комиссии Соколова О.Е. уволена из Инспекции и не является государственным гражданским служащим.
Этим же решением комиссии произведена выплата премии за ДД.ММ.ГГГГ года лицам, уволенным из инспекции, но являющимся на момент заседания комиссии государственными гражданскими служащими. (л.д.132-134 т.1)
В соответствии с приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № дсп федеральным государственным гражданским служащим инспекции выплачена премия за ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.129 т.1).
Соколовой О.Е. выплата премии за ДД.ММ.ГГГГ года не произведена.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Пунктами 1 - 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ определены дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего. К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля с 2022 г. № 554 (далее также Правила).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; д) ежемесячное денежное поощрение; е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются: а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлены нормативы формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ определено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств для выплат, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), в том числе средств для осуществления иных дополнительных выплат, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, включая материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено, что в течение ДД.ММ.ГГГГ года Соколовой О.Е. ответчиком производились выплаты сумм материального стимулирования, за счет объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных федеральным государственным органам на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, сверх установленного фонда оплаты труда, что стороной ответчика не оспаривалось.
Правовая природа полученных истцом выплат в виде материального стимулирования относится к категории иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 и часть 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы стороны ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете выплат при увольнении и оплате отпуска, основаны на неверном применении норм права.
Расчет денежного содержания Соколовой О.Е. на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ года должен был осуществляться нанимателем в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (утратило силу с 01.01.2023).
В силу п.2 указанных правил согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Исходя из вышеприведенных положений закона, нанимателю необходимо было учитывать при расчете сумм для оплаты денежного содержания на период нахождения Соколовой О.Е. в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ года начисленную в ДД.ММ.ГГГГ года стимулирующую выплату в размере <данные изъяты> руб.
Стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением спора в части взыскания денежного содержания на период нахождения Соколовой О.Е. в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с частью 10 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Е.В. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в количестве <данные изъяты> дней, с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Соколовой О.Е., в соответствии частью 10 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выплачено денежное содержание на период отпуска (л.д. 47 т.1).
Таким образом последним днем обращения в суд за разрешением спора о неполной выплате денежного содержания на период отпуска было ДД.ММ.ГГГГ.
Соколова О.Е. обратилась в суд за взысканием денежного содержания на период отпуска ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском процессуального срока.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании заработной платы, истцом указано, что она не знала о том, что средства материального стимулирования не учитывались при определении размера отпускных, узнала об этом лишь после расторжения служебного контракта.
Между тем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока поскольку, вопреки доводам истца, Соколовой О.Е. не представлено каких-либо доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, подачи заявления либо жалобы на действия ответчика по вопросу исчисления вышеуказанных сумм. Ответчик получала расчетные листы, денежное содержание своевременно ей было перечислено на личный счет и истцу ничего не мешало обратиться в бухгалтерию нанимателя для получения разъяснений по вопросу расчета отпускных и включения либо не включения сумм материального стимулирования в расчет. С учетом этого указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными, объективно не препятствовали Соколовой О.Е. проверить правильность начисления произведенных ей выплат и обратиться за защитой нарушенных прав в суд в пределах процессуального срока.
С учетом этого оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой О.Е. о взыскании задолженности по оплате ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., а также процентов за задержку выплаты указанной суммы суд не находит, в связи с пропуском истцом срока обращения в суд за разрешением спора.
При увольнении ДД.ММ.ГГГГ Соколовой О.Е. ответчиком выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, при этом, в расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, в нарушение вышеуказанных норм закона, ответчиком не учтены начисленные Соколовой О.Е. в течение <данные изъяты> календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта, стимулирующие выплаты: материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб., материальное стимулирование, выплаченное в ДД.ММ.ГГГГ года, размере <данные изъяты> руб.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск должен был производиться истцом в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554. (вступили в силу 01.01.2023).
В соответствии с пунктом 3 и пунктом 4 указанных Правил для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; д) ежемесячное денежное поощрение; е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются: а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.8 указанных Правил денежное содержание для расчета денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
Размер денежного содержания для расчета денежной компенсации за неиспользованный отпуск, рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число подлежащих замене неиспользованных календарных дней отпуска.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, выплаченное материальное стимулирование должно было учитываться при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Соколовой О.Е.
Истцом представлен расчет компенсации за неиспользованный отпуск Соколовой О.Е. с учетом материального стимулирования, выплаченного в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.14 т.2)
Исходя из указанного расчета размер сохраняемого денежного содержания Соколовой О.Е. составил <данные изъяты> руб., размер компенсации за 7 дней неиспользованного отпуска составил <данные изъяты> руб.
Соколовой О.Е. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом размер недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> руб.).
Суд соглашается с указанным расчетом компенсации за неиспользованный отпуск истца, поскольку он произведен в соответствии с требованиями закона.
В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб.
Судом отклоняется расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении представленный истцом, поскольку при расчете сохраняемого денежного содержания для исчисления суммы компенсации истцом учтены суммы материального стимулирования за 3 и 4 квартал 2022 года. Между тем указанные выплаты производились инспекцией уже после увольнения Соколовой О.Е. и не могли быть учтены при расчете среднего денежного содержания для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется.
Принимая во внимание, что компенсация за неиспользованный отпуск не выплачена в полном объеме Соколовой О.Е., с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты в размере одной сто пятидесятой ставки Центрального банка Российской Федерации от фактически не выплаченных в срок сумм со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены до фактического расчета включительно.
Размер процентов, подлежащий взысканию на день вынесения решения суда будет следующий:
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Итого: <данные изъяты>. |
Таким образом с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., а также проценты задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск на сумму <данные изъяты> руб., в соответствии со ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно.
Рассматривая требования истца о взыскании средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к следующему.
Выплата средств материального стимулирования сотрудникам инспекции за ДД.ММ.ГГГГ года осуществлялась в соответствии с Механизмом оценки и эффективности деятельности налоговых органов Пермского края, распределения средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных, соответственно, приказом Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.76-112).
В соответствии с пунктом 3 раздела II указанных Механизмов решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает в отношении начальников отделов инспекции руководитель инспекции.
Буквальное толкование указанных нормативных актов позволяет суду сделать вывод, что они предполагают возможность произведения уволенным сотрудникам налогового органа стимулирующих выплат за тот период, который они отработали в налоговом органе, пропорционально отработанному времени.
Расчет материального стимулирования, исходя из п.6.2.3 Механизма оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года производится по формуле:
<данные изъяты>
Расчет материального стимулирования, исходя из п.6.2.3 Механизма оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года производится по формуле:
<данные изъяты>
В соответствии с протоколом заседания комиссии по оценке эффективности деятельности МИФНС № 23 по Пермскому краю за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ № комиссией принято решение не производить Соколовой О.Е. выплату средств фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты премий, поскольку на момент заседания комиссии Соколова О.Е. уволена из Инспекции и не является государственным гражданским служащим.
Этим же решением комиссии произведена выплата премии за ДД.ММ.ГГГГ года лицам, уволенным из инспекции, но являющимся на момент заседания комиссии государственными гражданскими служащими. (л.д.132-134 т.1)
В соответствии с приказом руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № дсп федеральным государственным гражданским служащим инспекции выплачена премия за ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.129 т.1).
Соколовой О.Е. выплата премии за ДД.ММ.ГГГГ года не произведена.
При этом в ДД.ММ.ГГГГ года Соколовой О.Е. фактически отработанно <данные изъяты> дней, в ДД.ММ.ГГГГ года отработано <данные изъяты> дней.
В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В силу пункта 2 части 15 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
Невыплата средств материального стимулирования Соколовой О.Е. за <данные изъяты> года, при том, что она фактически трудилась в указанный период времени, в том числе по тому основанию, что она уволена и не является на момент выплаты государственным гражданским служащим, является дискриминацией Соколовой О.Е. в сфере трудовых отношений. Указанными действиями ответчик лишил Соколову О.Е. стимулирующей выплаты в отсутствие законных оснований, по причинам, не связанным с исполнением Соколовой О.Е. в ДД.ММ.ГГГГ года служебных обязанностей.
Ответчик, выплачивая стимулирующую выплату лицам уволенным из инспекции, как Соколова О.Е., но проходящим государственную гражданскую службу в других органах и, не выплачивая материальное стимулирование лицам, не проходящим после увольнения государственную службу, нарушил принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции Российской Федерации, в силу которого труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
С учетом этого стимулирующие выплаты за ДД.ММ.ГГГГ года подлежат взысканию с ответчика в пользу истца судом.
Расчет материального стимулирования, исходя из п.6.2.3 Механизма оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, производится по формуле:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В указанном размере коэффициент правового отдела утвержден протоколом заседания комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДОнач – фактический должностной оклад Сокловой О.Е., который составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей (установлен с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ).
ДО расч. Ано,ифнс - расчетный должностной оклад, который составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей (установлен письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №@, с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ).
СМС Ано,ифнс - выделенные средства материального стимулирования на МИФНС № по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.
РЧАно,ифнс - расчетная численность инспекции, которая составляет <данные изъяты> ставку.
Таким образом расчет выплаты материального стимулирования, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, будет следующим:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сумма подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> руб.
Расчет материального стимулирования, исходя из п.6.2.3 Механизма оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года производится по формуле:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В указанном размере коэффициент правового отдела утвержден протоколом заседания комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДОнач – фактический должностной оклад Сокловой О.Е., который составляет <данные изъяты> рублей (установлен с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ).
ДО расч. Ано,ифнс - должностной оклад расчетный, который составляет <данные изъяты> рублей (установлен письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №@, с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ).
ФОТоц Ано,ифнс - выделенные средства материального стимулирования на МИФНС № 23 по Пермскому краю на ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.
РЧАно,ифнс - расчетная численность инспекции, которая составляет <данные изъяты> ставки.
Таким образом расчет выплаты материального стимулирования подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца будет следующим:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сумма подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> руб.
Суд не находит оснований для принятия в расчете показателя Кп – коэффициент приоритетного отдела в размере 2.1 за ДД.ММ.ГГГГ года, как указано истцом, поскольку коэффициенты приоритетных отделов определены в соответствии с Механизмами оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года комиссиями по оценке эффективности деятельности Инспекции. Определение величины данного коэффициента находится в исключительной компетенции указанных комиссий.
Также суд не находит оснований для применения величины показателя СМС Ано,ифнс в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., величины ФОТоц Ано,ифнс в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., как указано стороной ответчика.
Стороной ответчика величина показателей СМС Ано,ифнс и ФОТоц Ано,ифнс принята за вычетом средств, выделенных на стимулирование руководителя инспекции.
Как следует из представленных суду доказательств на стимулирующие выплаты МИФНС № 23 по Пермскому краю за ДД.ММ.ГГГГ года выделено <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. (л.д.222, 230 т.1)
Оснований для уменьшения указанных сумм при расчете показателя СМС Ано,ифнс и ФОТоц Ано,ифнс на сумму средств, выделенных на стимулирование руководителя инспекции суд не находит, поскольку Механизмами оценки и эффективности деятельности налоговых органов <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года такое уменьшение не предусмотрено.
Поскольку срок выплаты средств стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года не установлен, указанные выплаты могли быть произведены Соколовой О.Е. в любое время, после поступления финансирования на эти цели из федерального бюджета.
С учетом этого оснований для взыскания процентов, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации суд не находит, т.к. какой-либо срок выплаты ответчиком не нарушен.
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В силу части 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В силу приведенных норм права ответчик, являясь налоговым агентом, при выплате Соколовой О.Е. взысканных судом сумм, обязан произвести начисление, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этого дохода, а также страховые взносы. Уплата указанных платежей относится к исключительной компетенции работодателя как налогового агента.
Су четом изложенного исковые требования Соколовой О.Е. произвести отчисления налогов и сборов с начисленных средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ, средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплаты подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причиненный ему любыми неправомерными действиями (бездействием) во всех случаях его причинения, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы), независимо от наличия материального ущерба (пункт 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Судом установлено нарушение трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе в действиях ответчика,, в связи с этим, требование истца о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, объем и характер причиненных работнику нравственных или физических страданий, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю в пользу Соколовой О. Е. средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средства материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку выплаты размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск на сумму <данные изъяты> руб., в соответствии со ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического погашения задолженности, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
Возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю обязанность произвести отчисления налогов и сборов с начисленных Соколовой О. Е. средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., средств материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., процентов за задержку выплаты размере <данные изъяты> руб.
В остальной части исковые требования Соколовой О. Е. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю о взыскании средств материального стимулирования, задолженности по оплате труда, процентов оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Мазунин