ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
с участием:
представителя административного истца Бритвиной К.С.,
в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Панкратовой Н.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов,
установил:
Панкратова Н.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что она 04.04.2018 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее по тексту – Министерство, административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов под личное подсобное хозяйство в порядке, предусмотренном абз. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, для целей эксплуатации нежилого дома. Письмом №35364/12.4-21 от 28.04.2018 Министерство отказало в предварительном согласовании по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда. Административный истец считает данный отказ незаконным. В обоснование административного иска указывает, что спорный участок расположен в границах населенного пункта согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в связи с чем согласование схемы с уполномоченным в области лесных отношений органом исполнительной власти субъекта РФ не требуется. Ссылается на п. 7 ст. 3.5 ФЗ от 25.10.2001 №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и указывает, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в п. 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и назначение (использование) которого не связано с использованием лесов. Указывает, что права на объект недвижимости и спорный участок возникли у Панкратовой Н.В. в 1987 году, что подтверждено решением мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала о признании за Панкратовой Н.В. права собственности на дачный дом. Ссылается также на ст. 8 Закона о лесной амнистии и указывает, что если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый участок было выявлено пересечение границ указанного участка с границами лесного участка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок. При указанных обстоятельствах полагает, что нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда не является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и дальнейшей постановке его на кадастровый учет. Ссылаясь на положения ст.ст. 218, 219, 227 КАС РФ, административный истец просит признать отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов незаконным; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав административного истца путем согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов.
В судебное заседание административный истец Панкратова Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного истца Бритвина К.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям. Также дополнила, что ссылка административного ответчика на решение Верховного суда Республики Карелия от 05.10.2016 по делу №3а-40/2016, которым признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Сортавальского муниципального района от 05.04.2013 №312 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» лесных участков, в том числе 32 выдела 140 лесного квартала Пуйккольского участкового лесничества не является основанием для отказа в предварительном согласовании представления земельного участка истице, так как на день принятия решения ответчиком об отказе истицы в предварительном согласовании земельного участка, земельный участок, согласно данных Росреестра, находился в границах населенного пункта, как и на настоящий момент он также находится в границах населенного пункта. Соответственно согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия согласования границ не требовалось.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без участия представителя. Представили документы по запросу суда, а также отзыв, в котором просят в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции указывают, что Панкратовой Н.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность под личное подсобное хозяйство на основании п. 4, п. 11, ст. 3.5 ФЗ от 25.10.2001 №137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Ссылаясь на поименованные положения закона, а также на п. 1, п. 7 поименованной статьи Закона, указывают, что юридически значимыми обстоятельствами для принятия решения по заявлению Панкратовой Н.В. являются одновременное наличие следующих условий: земельный участок должен находится в границах населенного пункта, права административного истца на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом участке, должны возникнуть до 01.01.2016, право собственности на объекта недвижимости должно быть зарегистрировано в ЕГРН. На момент принятия решения Министерством право собственности на дачный дом не было зарегистрировано в ЕГРН, а само право собственности на дом признано за Панкратовой Н.В. на основании судебного акта, принятого после 01.01.2016, что исключает возможность приобретения права собственности на испрашиваемый участок. Указывают, что при подготовке оспариваемого отказа Министерством получены сведения о нахождении спорного участка на землях лесного фонда в границах выдела 32 лесного квартала 140 Пуйккольского участкового лесничества Сортавальского центрального лесничества. При этом решением Верховного суда Республики Карелия от 05.10.2016 по делу №3а-40/2016 признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Сортавальского муниципального района от 05.04.2013 №312 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» лесных участков, в том числе 32 выдела 140 лесного квартала Пуйккольского участкового лесничества. Обращают внимание, что Министерство не является уполномоченным органом по распоряжению лесных земельных участков. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены. Представили суду отзыв, в котором указывают, что в соответствии с данными государственного лесного реестра испрашиваемы административным истцом участок расположен на землях лесного фонда в выделе 32 квартале 140 Пуккольского участкового лесничества Сортавальского центрального лесничества. Полагают ошибочным ссылку административного истца на п. 10 ст. 3.5 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ, поскольку указанный участок расположен в границах не населенного пункта, а на землях лесного фонда, что нашло свое подтверждение в решении Верховного суда Республики Карелия от 05.10.2016. Таким образом, при образовании испрашиваемого земельного участка согласование схемы расположения земельного участка с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений необходимо в силу положений ст. 3.5 Закона №137-ФЗ. Полагают несостоятельной ссылку административного истца на п. 1 ст. 60.2 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, поскольку на дату рассмотрения заявления право собственности на объект недвижимости – дачный дом – за административным истцом зарегистрировано не было, а само право собственности возникло на основании решения мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала после 01.01.2016. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В соответствии с п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Судом установлено, что Панкратова Н.В. обратилась 04.04.2018 в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов под личное подсобное хозяйство в порядке, предусмотренном абз. 10 ст. 39.3 ЗК РФ, для целей эксплуатации нежилого дома.
Письмом №35364/12.4-21 от 28.04.2018 Министерство отказало в предварительном согласовании схемы на основании п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4, п. 11 ст. 3.5 Закона №137-ФЗ, указав также, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда.
Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала от 07.03.2017 по делу №2-274/2017 по иску Панкратовой Н.В. к администрации Вяртсияльского городского поселения признано право собственности за Панкратовой Н.В. на дачный дом, расположенный по адресу: РК, <Адрес обезличен>.
Право собственности на дом зарегистрировано за административным истцом 08.02.2018, что следует из выписки из ЕГРН.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 16.11.2017 №11314 следует, что испрашиваемый Панкратовой Н.В. участок расположен на землях лесного фонда в границах выдела 32 лесного квартала 140 Пуйккольского лесничества.
Из пояснений представителя административного истца и доводов административного иска следует, что Панкратова Н.В. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании абз. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
В силу указанной нормы права без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (пункт 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона N 280-ФЗ, далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
При этом согласование схемы расположения земельного участка обеспечивается органом, уполномоченным на ее утверждение.
Согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях установленных пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ: когда сведения о границах лесничеств (лесопарков) (далее - лесничества) внесены в реестр границ ЕГРН либо на территории муниципального образования, в границах которого расположен образуемый на основании схемы расположения земельный участок, отсутствуют лесничества; образуемый земельный участок, находится в границах территориальной зоны, не смежной с лесничеством (подпункт 2 пункта 10 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ). При этом, определение наличия общих частей границ установленной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и лесничества не обязательно должно быть основано на данных ЕГРН, оно может быть подтверждено сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, картами градостроительного зонирования и другими сведениями, содержащимися в общедоступных источниках, информационных ресурсах и электронных документах и документах на бумажных носителях.
При этом если сведения о границе территориальной зоны внесены в реестр границ ЕГРН, то при образовании земельного участка в границах данной зоны на основании схемы расположения земельного участка согласование такой схемы не осуществляется вне зависимости от целей установления территориальной зоны и даже при наличии общей границы такой территориальной зоны с лесничеством.
Вместе с тем, решение Верховного суда Республики Карелия от 05.10.2016 по делу №3а-40/2016, признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Сортавальского муниципального района от 05.04.2013 №312 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» в части включения в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Вяртсильское городское поселение» лесных участков, в том числе 32 выдела 140 лесного квартала Пуйккольского участкового лесничества.
Земельный участок, испрашиваемый Панкратовой Н.В., располагается в границах выдела 32 лесного квартала Пуйккольского участкового лесничества, соответственно, границы населенного пункта в данном квартале не установлены, независимо от того, что в ЕГРН не внесены изменения на основании решения Верховного Суда РК от 05.10.2016.
С учетом данных обстоятельств административный ответчик обосновано запросил согласование границ земельного участка с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия направленного в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами следует, что в соответствии с данными государственного лесного реестра испрашиваемый земельный участок :ЗУ 1, площадью 1500 кв. м., расположенный в Сортавальском муниципальном районе, Вяртсильское сельское поселение, пгт. Вяртсиля, <Адрес обезличен>, располагается на землях лесного фонда в границах выдела 32 лесного квартала 140 Пуйккольского лесничества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что границы земельного участка, испрашиваемого Панкратовой Н.В. находятся границах лесного квартала 140 Пуйккольского лесничества выдела 32, суд, руководствуясь п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ п. 4, п. 11 ст. 3.5 Закона №137-ФЗ «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации», п.4, п.11 ст. 3.5 Закона №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приходит к выводу, что административный ответчик обоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Панкратовой Н.В. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено: 30.06.2018.