Решение по делу № 2-1602/2021 от 15.07.2021

УИД 02RS0001-01-2021-005728-61                                                 Дело № 2-1602/2021

Категория 2.026

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года                                                                               г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

        председательствующего судьи                                           Сумачакова И.Н.,

при секретаре                                                    Тыпаевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Неретиной О.А. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Неретина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Исковые требования мотивированы тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отце умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать лишена родительских прав. Органом опеки и попечительства она была направлена Профессиональное училище в <адрес>, где с 01.09.2004 г. по 29.07.2007 г. После замужества и рождения ребенка она в 2018 году вернулась в <адрес>, где ей негде проживать. В 2019 году обратилась в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако распоряжением от 16.10.2019 г. ей было в этом отказано, поскольку она достигла возраста 23 лет.

Определением суда от 21.07.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай.

Истец Неретина О.А. и ее представитель Жданова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Трескина М.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.

Представители ответчика Министерства экономического развития Республики Алтай и третьих лиц Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец Неретина (Рогачева) О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее отец Р. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии от 11.03.2004 г., а мать Р. решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 декабря 2004 года лишена родительских прав в ее отношении, несовершеннолетняя Р. передана на попечение органа опеки и попечительства. Затем Р. органом опеки и попечительства была направлена на воспитание и обучение в КНОУНПО «Профессиональное училище » <адрес>, где она обучалась с 01.09.2004 г. по 29.06.2007 г. и ей присвоена квалификация «

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Судом установлено, что Неретина (Рогачева) О.А. достигла возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения настоящего дела ей исполнилось полых 34 года.

Из ответов Администрации г. Горно-Алтайска от 10.08.2021 г., КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от 04.08.2021 г. следует, что Неретина О.А. по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до 2019 года не обращался, в соответствующем списке не значится.

Как установлено судом, 02 октября 2019 года Неретина О.А. обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако распоряжением Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 16.10.2019 г. ей в этом было отказано по причине достижения 23-летнего возраста.

Истцом в силу положения ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательство тому, что он в период времени с 21 июля 2005 года (по достижении ею возраста 18 лет) по 21 июля 2010 года (по достижении ею возраста 23 лет) обращалась с письменным заявлением в соответствующие органы местного самоуправления (орган опеки и попечительства) для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющая право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Неретина О.А. также не представила суду доказательства уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Как установлено судом, в возрасте с 18 до 23 лет у Неретиной О.А. отсутствовали объективные причины, препятствующие ей обращения с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

При этом правовая неосведомленность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия, а также исполнения 23 лет, до обращения с настоящим иском в суд, не может является уважительной причиной, препятствующей ей обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке на указанный учет.

Поскольку в предусмотренный законом срок до достижения 23-летнего возраста Неретина О.А. не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд считает исковые требования Неретиной О.А. не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец не оспаривала тот факт, что у нее не имеется доказательств уважительности причин необращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья до достижения возраста 23 лет.

Пунктами 2, 3 4 (подпункт «г») Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением от 04.04.2019 г. № 397 (далее по тексту – Правила № 397) предусмотрено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В список включаются, в том числе, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают также лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Действительно, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Вместе с тем на 01 января 2013 года Неретина О.А. утратила право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, поскольку на эту дату ей было полных 26 лет, тем самым она утратила право на получение гарантий, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, так как эти гарантии распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

После утверждения Правительством Российской Федерации Правил № 397 Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Аналогичная правовая позиция содержится и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года.

Таким образом, в отношении указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, необходимо в каждом конкретном случае выяснять причины, по которым указанные лица не были поставлены на учет.

Как указано выше, по рассматриваемому делу в отношении Неретиной О.А. судом не установлено уважительных причин необращения с заявлением о включении в список детей-сирот на получение жилья до достижения ею возраста 23 лет.

Доводы Неретиной О.А. о бездействии органа опеки и попечительства и образовательной организации относительно того, что она не была поставлена на учет в возрасте до 18 лет, суд во внимание не принимает, поскольку постановлением Администрации <адрес> от 31.01.2005 г. за Неретиной О.А. закреплена 1-комнатная квартира, общей площадью 25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Как полагает суд, именно по этой причине несовершеннолетняя Рогачева (Неретина) О.А. в возрасте до 18 лет не была постановлена на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением, поскольку она была обеспечена жильем. При этом не имеют правового значения доводы Неретиной О.А. о том, что отчуждение этой квартиры произвела ее сестра, поскольку свидетельствует о правоотношениях истицы со своей сестрой.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Неретиной О.А. об обеспечении ее жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как данное право утрачено ею по достижению 23-летнего возраста.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Неретиной О.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                         И.Н. Сумачаков

Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2021 года

2-1602/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Сумачаков Игорь Николаевич
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее