Решение по делу № 33-974/2018 от 08.02.2018

Дело № 33–974/2018                  Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Глазкова Д.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Лепёшина Д.А.,

судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,

при секретаре Богатове И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 марта 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Бушкиной Э. А. на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 7 декабря 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Бушкиной Э. А. к товариществу собственников жилья «Ефимьево 13» - удовлетворить частично.

Признать незаконным установление ТСЖ «Ефимьево 13» размера тарифа на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению с 1 января 2017 года в размере 0,1 за кв.м. по холодному водоснабжению и 0,9 руб. за кв.м. по горячему водоснабжению, увеличение платы за содержание и текущий ремонт жилья до 14 руб. за кв.м. незаконным.

Обязать ТСЖ «Ефимьево 13» произвести Бушкиной Э. А. перерасчет платы за общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению, содержанию и текущему ремонту жилья с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Федерального закона № 176-ФЗ от 29 июня 2015 года, Постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 2015 года № 129 и 1498 от 26 декабря 2016 года.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Бушкиной Э.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бушкина Э.А., уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Ефимьево 13» (далее – ТСЖ «Ефимьево 13») о признании решения общего собрания членов ТСЖ «Ефимьево 13» и собственников помещений дома **** по **** от 19 февраля 2017 года незаконным, о признании увеличения по строке за содержание и текущий ремонт жилья с 12 руб. с кв.м. на 14 руб. с кв.м. по квитанции ТСЖ «Ефимьево 13» незаконным, о признании оплаты по квитанциям ТСЖ «Ефимьево 13» по строке за холодную воду по тарифу 0,10 руб./кв.м., за горячую воду по тарифу 0,90 руб./кв.м., за электрическую энергию по тарифу 2 руб./кв.м. незаконной, об обязании ТСЖ «Ефимьево 13» произвести расчет платы за общедомовые нужды по горячему, холодному водоснабжению и электроэнергии в соответствии с федеральным законодательством, обязании ТСЖ «Ефимьево 13» произвести перерасчет за содержание и текущий ремонт по тарифу 12 руб. с кв.м. с 1 января 2017 года, а также обязать ответчика произвести перерасчет платы за общедомовые нужды в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2015 года № 129 по горячему и холодному водоснабжению, в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 по электроэнергии).

В обоснование иска Бушкина Э.А. указала, что в квитанциях об оплате коммунальных услуг за январь-март 2017 года, направленных в адрес собственников жилых помещений ТСЖ «Ефимьево 13», размер платежа за содержание и текущий ремонт жилья был увеличен с 12 руб. с кв.м. до 14 руб. с кв.м. Собственники дома **** по **** потребовали проведения общего собрания с повесткой дня по вопросу оплаты общедомовых нужд (далее – ОДН), которое, по ее мнению, было проведено 19 февраля 2017 года с нарушением процедуры, установленной ст.ст. 45-48, 146 ЖК РФ. Кроме того, в квитанциях, выставляемых ТСЖ «Ефимьево 13», появились строки оплаты ОДН за холодную воду, горячую воду и электрическую энергию. Утверждала, что установленные тарифы за вышеуказанные услуги должны быть рассчитаны по формулам № 34 нормативов потребления по ОДН в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 и № 26 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 года № 129.

В судебном заседании истец Бушкина Э.А. поддержала доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ТСЖ «Ефимьево 13» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Представители третьих лиц ООО «Вязники Энергия», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и МУП Вязниковского района «Коммунальные системы» в судебное заседание также не явились.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Бушкина Э.А. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении ее исковых требований к ТСЖ «Ефимьево 13» о признании оплаты по квитанциям ТСЖ «Ефимьево 13» по строке за электрическую энергию по тарифу 2 руб./кв.м. незаконной, об обязании ТСЖ «Ефимьево 13» произвести расчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии в соответствии с федеральным законодательством и произвести перерасчет платы за общедомовые нужды в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 по электроэнергии), считая его в этой части необоснованным. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не исследовал расчетную формулу Правил № 306 от 23 мая 2006 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498), представленный ею расчет, а также предоставленные ТСЖ «Ефимьево 13» материалы по ОДН на электрическую энергию, необоснованно признал правильным внесение в квитанцию услуги за электрическую энергию по тарифу 2 руб. с кв.м. без расчета норматива потребления на основании постановления администрации Владимирской области от 18 октября 2016 года № 900, а также не учел вновь принятые администрацией Владимирской области постановления от 17 марта 2017 года № 231, которым установлен норматив потребления по силовому оборудованию (лифты) 1,13 кВт.ч на 1 кв.м., и от 30 мая 2017 года № 452. Фактическая оплата электроэнергии по ОДН, подтверждающаяся имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, не исследована судом первой инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ТСЖ «Ефимьево 13», представители третьих лиц ООО «Вязники Энергия», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и МУП Вязниковского района «Коммунальные не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований Бушкиной Э.А. к ТСЖ «Ефимьево 13» о признании незаконным установления ТСЖ «Ефимьево 13» размера тарифа на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению с 1 января 2017 года в размере 0,1 за кв.м. по холодному водоснабжению и 0,9 руб. за кв.м. по горячему водоснабжению, увеличения платы за содержание и текущий ремонт жилья до 14 руб. за кв.м. незаконным, а также обязания ТСЖ «Ефимьево 13» произвести Бушкиной Э.А. перерасчет платы за общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению, содержанию и текущему ремонту жилья с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Федерального закона № 176-ФЗ от 29 июня 2015 года, Постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 2015 года № 129 и 1498 от 26 декабря 2016 года лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.

При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановил обоснованное решение.

Как следует из материалов дела, Бушкина Э.А. является собственником квартиры **** в доме **** по **** Владимирской области (л.д. 33).

Не оспаривается сторонами то обстоятельство, что управление многоквартирным домом **** по **** осуществляет ТСЖ «Ефимьево 13».

Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу электрической энергии абоненту, является ПАО «МРСК Центра и Приволжья», с которой ТСЖ «Ефимьево 13» был заключен договор энергоснабжения № 57-50898 (л.д. 44-62).

Основанием для обращения Бушкиной Э.А. в суд с данным иском послужило увеличение платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 января 2017 года.

Согласно представленным в материалы дела квитанциям по оплате коммунальных услуг за январь и март 2017 года ТСЖ «Ефимьево 13» выставляло платеж за электрическую энергию (ОДН) по тарифу 2,00 руб. с кв.м.

Отказывая в удовлетворении требований Бушкиной Э.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», пришел к выводу, что ТСЖ «Ефимьево 13» обоснованно производило начисление платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, размер которой не превышает суммы платы, рассчитанной из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

Данные выводы судебная коллегия полагает правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

При этом положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ).

Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ было установлено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306).

Согласно п. 3 данного постановления (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме») нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом п. 2 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Кроме того, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (п.п. 19, 22-23 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»).

Следовательно, с 1 января 2017 года при определении размера платы за содержание жилого помещения расходы на оплату электрической энергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов по ОДН не должны превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

На территории Владимирской области по состоянию на 1 ноября 2016 года действовали нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленные постановлением администрации Владимирской области от 18 октября 2016 года № 900 (с изменениями, внесенными постановлением администрации области от 17 марта 2017 года № 231).

Между тем, судом первой инстанции ошибочно указано на установление данным постановлением тарифа на ОДН за энергоснабжение в размере 2,5 руб. за кв.м., поскольку нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды относительно многоквартирного дома, оборудованного лифтами и не оборудованного электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, каким является дом **** по ****, имеют значения от 0,005 до 1,13 кВт. ч. в месяц на кв.м (Приложение № 3 к постановлению администрации Владимирской области от 18 октября 2016 года № 900).

В сноске к данному приложению указано, что при расчете платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды необходимо определять путем суммирования нормативов, по соответствующим типам фактически установленных оборудования и устройств, потребляющих электрическую энергию, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Однако указание на неправильную единицу измерения не влечет за собой отмену правильного по существу решения суда.

Из ответа Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области на обращение Бушкиной Э.А. усматривается, что плата за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, выставлялась истцу ТСЖ «Ефимьево 13» в размере 2 руб. с кв.м. Указанный размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению не превышал размер платы за данную услугу, рассчитанную исходя из вышеуказанных нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, который должен составлять 2,05 руб. с кв.м. (л.д. 29-30).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Бушкиной Э.А. в удовлетворении исковых требований к ТСЖ «Ефимьево 13» о признании оплаты по квитанциям ТСЖ «Ефимьево 13» по строке за электрическую энергию по тарифу 2 руб. с кв.м. незаконной, об обязании ТСЖ «Ефимьево 13» произвести расчет платы за общедомовые нужды по электроэнергии в соответствии с федеральным законодательством и произвести перерасчет платы за общедомовые нужды в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 по электроэнергии).

Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал расчетную формулу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»), а именно формулу № 34, применяемую при расчете ОДН по электроэнергии) (л.д. 37), представленный Бушкиной Э.А. расчет по данной формуле (л.д. 34, 37, 88), а также довод жалобы о необходимости расчета платы за общедомовые нужды по электроэнергии на основании общедомовых приборов учета отклоняется судебной коллегией, поскольку администрацией Владимирской области был использован расчетный метод расчета нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, порядок применения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»). Постановление администрации Владимирской области от 18 октября 2016 года № 900 принято в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ. При этом в силу п. 11 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.

Представленные Бушкиной Э.А. расчеты ОДН по электроэнергии, с учетом сделанного судом первой инстанции вывода о том, что при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, не могут быть приняты во внимание по указанным выше обстоятельствам.

Ссылка в жалобе на неисследованные судом первой инстанции доказательства в виде счетов-фактур, выставленных ресурсоснабжающими организациями по предоставлению электрической энергии ТСЖ «Ефимьево 13» за январь-июль 2017 года (л.д. 74-80), не может быть принята во внимание, поскольку вышеуказанные доказательства не заверены надлежащим образом, следовательно, не отвечают требованиям относимости и допустимости.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию апеллянта с оценкой имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бушкиной Э. А. – без удовлетворения.

Председательствующий                     Лепёшин Д.А.

Судьи:                                  Гришина Г.Н.

Сергеева С.М.

33-974/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бушкина Э.А.
Ответчики
ТСЖ "Ефимьево-13"
Другие
ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Кислин Денис Андреевич - председатель ТСЖ "Ефимьево 13"
МУП Вязниковского района "Коммунальные системы"
ООО "Вязники Энергия"
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Гришина Г.Н.
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
09.02.2018Передача дела судье
15.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее