Дело № 2-2989/2024
УИД 52RS0005-01-2024-000918-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2024 года
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода
в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г.
при помощнике ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ТСН «Виктория» об обязании предоставить документы, взыскании судебной неустойки, компенсации морального вреда
установил:
Истица обратилась в суд с иском к ТСН «Виктория» об обязании предоставить документы, касающиеся деятельности ответчика, взыскании судебной неустойки.
В обоснование своих требований указала, что она является собственником жилого помещения - <адрес>. ТСН «Виктория» является организацией, осуществляющей обслуживание указанного дома. Она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить документы о деятельности ТСН для проверки правильности начислений платежей, однако доку4пмаенты не были представлены в нарушение ст. 143.1 ЖК РФ.
Просит суд обязать ответчика предоставить истцу для ознакомления в том числе посредством направления сканированных изображений в формате ПДФ на электронную почту Устава ТСН со всеми изменениями и дополнениями, протоколы общих собраний ТСН «Виктория», документы к общим собраниям, документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования, отчеты ТСН «Виктория» по годам с момента создания до настоящего времени, документы по расходованию ТСЖ «Виктория» денежных средств с первого момента избрания ФИО5 до настоящего времени, список контрагентов ТСН «Виктория» за 2018-2024 годы, бухгалтерские карточки с указанием полного перечня расчетов по каждому контрагенту; расчет начислений по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по каждой строке, с подтверждением показаний и изменений в стоимости (размерах), взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 110 000 рублей (<данные изъяты>).
В порядке ст. 39 ГПК РФ, истица изменила заявленные требования, указала, что часть документов ей было предоставлено для ознакомления и просит суд обязать ответчика ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ВИКТОРИЯ" в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить ФИО2 для ознакомления: Устав ТСН «Виктория» со всеми изменениями и дополнениями, в том числе первоначальные редакции Устава; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расчет начислений по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по каждой строке, с подтверждением показаний и изменений в стоимости (размерах), в том числе копии актов снятия показаний счетчиков газа, электроэнергии, водоснабжения и техническую документацию на многоквартирный дом, в случае неисполнения ТСН «Виктория» указанного обязательства в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда присудить с ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ВИКТОРИЯ" в пользу ФИО2 денежную сумму (астрент) в размере 10 000 рублей за каждый день неисполнения до фактического исполнения обязательства в полном объеме, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 110 000 рублей (<данные изъяты>).
В судебном заседании представитель истца (по доверенности) ФИО9 поддержал заявленные требования, пояснил, что он как представитель истца неоднократно знакомился с испрашиваемыми документами в офисе ответчика, однако в полном объеме не успел с ними ознакомиться. Кроме того он пояснил, что между сторонами имеется спор о наличии задолженности по оплате за содержание <адрес>, который рассматривается в суде.
Представители ответчика (по доверенности) ФИО6, ФИО7 в судебном заседании возражали против иска в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на иск, подтвердили факт наличия спора между сторонами по поводу задолженности по оплате коммунальных платежей.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о дате судебного заседания надлежащим образом (<данные изъяты>).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Согласно ст. 12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом».
Согласно ст. 143.1. ЖК РФ,
1. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
3. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Согласно ст. 161 ЖК РФ,
1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
11. В случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны:
3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Судом установлено, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты>).
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ТСН «Виктория».
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей информации в рамках приведенных выше норм права (<данные изъяты>).
Между сторонами по делу имеется спор о наличии у истицы задолженности по оплате коммунальных платежей за содержание имущества в указанном МКД (<данные изъяты>).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 491 собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ в системе должны размещаться, в том числе: информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; информация об уполномоченных органах или организациях, осуществляющих государственный учет жилищного фонда; информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
Согласно разделу 10 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства подлежит размещению информация о качестве оказанных услуг, выполненных работах по управлению многоквартирным домом, оказанных услугах, выполненных работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе акты выполненных работ (подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме).
В ходе рассмотрения дела не установлено, что ТСН «Виктория» не исполняет указанные выше обязанности по размещению информации в соответствующих системах (<данные изъяты>), ответы на обращения истца были направлены в установленном порядке (<данные изъяты> представителю истца была предоставлена возможность знакомиться с заявленными в иске документами, что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, ответчик представил в суд часть заявленных документов, которые приобщены в материалы дела (<данные изъяты>), копия Устава ТСН «Виктория» направлена в адрес суда по запросу ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (<данные изъяты>).
Разрешая спор по существу, суд, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что ответчиком не были нарушены права истца по предоставлению информации, относительно деятельности ТСН «Виктория», часть документов касающихся деятельности ответчика представлены в материалы дела, доступ к информационным системам для истца не ограничен, соответственно право истца на ознакомление с документами о финансово-хозяйственной деятельности ТСН не нарушено.
По мнению суда, действующим законодательством не предусмотрена обязанность ТСН «Виктория» предоставлять собственникам помещений доступ к первичным учетным документам, при этом истец, будучи лицом, которое не относится к членам ревизионной комиссии, имеет право знакомиться только с общей информацией по бухгалтерскому учету ТСЖ, которая ему предоставлена.
Таким образом, судом не установлено в ходе рассмотрения дела нарушение прав истца как потребителя со стороны ответчика, соответственно требования истца о взыскании судебной неустойки и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку они производны от основного требования.
Соответственно суд приходит к выводу об отказе ФИО3 в иске в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ТСН «Виктория» об обязании предоставить документы, взыскании судебной неустойки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО10