Решение по делу № 33-17295/2022 от 05.07.2022

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-17295/2022

78RS0011-01-2021-006185-43

Судья: Ужанская Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Орловой Т.А.

судей

Селезневой Е.Н.

Ягубкиной О.В.

при секретаре

Мелоян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 августа 2022 года апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2022 года по гражданскому делу № 2-574/2022 по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Прокопчук Е. В. к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о признании бездействия незаконным, возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата.

Заслушав доклад судьи Орловой Т.А., выслушав объяснения представителя процессуального истца – прокурора Турченюк В.С., представителя ответчика – Корсаковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес> Санкт-Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением в защиту интересов Прокопчук Е.В. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, в котором, уточнив свои требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении Прокопчук Е.В. лекарственным препаратом <...>; взыскать с ответчика расходы на приобретение лекарственного препарата <...> в размере 25 042 рубля.

В обоснование требований искового заявления истец указал, что <дата> лечащим врачом Прокопчук Е.В. выдан рецепт на лекарственный препарат <...> который поставлен в аптеке на отсроченное обслуживание, ввиду отсутствия в аптечной сети. Указанным препаратом истец обеспечена лишь <дата>. В связи с отсутствием препарата в аптеке Прокопчук Е.В. была вынуждена приобрести препарат за счет собственных средств.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16.03.2022 исковые требования прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Прокопчук Е.В. удовлетворены в полном объеме.

Признано незаконным бездействие Комитета по здравоохранению Санкт-Петербургу, выразившееся в несвоевременном обеспечении Прокопчук Е.В. лекарственным препаратом <...> С Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в пользу Прокопчук Е.В. взысканы расходы на приобретение лекарственного средства в размере 25 042 рубля.

В апелляционной жалобе ответчик Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель процессуального истца прокурор Турченюк В.С. в суде апелляционной инстанции просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель ответчика – Корсакова Е.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции материальный истец Прокопчук Е.В., представители третьих лиц Санкт-Петербургского ГКУ «Городская больница №...» Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга, ОАО «Петербургские аптеки» не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие не заявляли.

Представитель третьего лица ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга» также не явился в суд апелляционной инстанции, посредством электронной почты направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от <дата> "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Прокопчук Е.В. страдает <...>.

<дата> Прокопчук Е.В. лечащим врачом был выписан рецепт №... №... на получение препарата <...>» в дозировке 0,02 г/мл 1 мл, количеством ед. 112 (л.д. 15), однако получить препарат по указанному рецепту не удалось ввиду его отсутствия в аптеке, в связи с чем, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Фактически препарат был получен Прокопчук Е.В. <дата>. В связи с отсутствием препарата в аптечной сети Прокопчук Е.В. была вынуждена приобрести лекарство за собственные денежные средства на сумму 25 042 рубля.

В подтверждение заявленных требований представлен чек на приобретение указанного препарата на сумму 25 042 рубля, что стороной ответчика не оспаривалось (л.д. 16).

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 178-ФЗ от <дата> "О государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от <дата> "О государственной поддержки развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от <дата> N 328, "Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе, иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", утвержденными Приказом Минздрава России от <дата> N 403н, пришел к выводу, что ответчиком не представлено достаточных доказательств принятие всех необходимых мер к организации своевременного обеспечения граждан (в том числе и истца) указанным лекарственным средством. При этом суд первой инстанции учел, что при наличии у Прокопчук Е.В. рецепта на льготный препарат «Глатирамера ацетат» и при отсутствии препарата в аптеке, отпускаемого по федеральной льготе, обязанность по обеспечению больного данным лекарством, действующим законодательством возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Судебная коллегия находит указанный вывод состоятельным по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).

Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном порядке.

Согласно Приложению № 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, препарат «Глатирамера ацетат» включен в перечень препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных рассеянным склерозом.

В целях реализации положений ст. 44-ФЗ N 323-ФЗ постановлением Правительства РФ N 1416 утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, которые устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном им порядке, а также порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 344) источником финансирования организации обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации.

При этом согласно пункту 5 Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации, в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов.

Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.

Согласно пунктам 7, 8 Правил объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов.

В соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии, Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупку лекарственных препаратов.

Судом первой инстанции установлено, что для обеспечения граждан в 2021 году препаратом <...> учетом заявки Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, Министерством по здравоохранению Российской Федерации был заключен государственный контракт от <дата>).

На момент назначения Прокопчук Е.В. препарата по льготному рецепту от <дата> препарат в аптеке отсутствовал, что представителем ответчика не оспаривалось в суде первой инстанции.

В связи с указанным, суд первой инстанции установил, что у Прокопчук Е.В. отсутствовала возможность получения жизненно необходимого препарата по льготному рецепту от <дата> за счет средств федерального бюджета ввиду отсутствия препарата в аптеке.В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020, 2021 г.г., утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи, которая осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

В силу ч. 1 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с разделом 4 Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2016 N 718-123 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляются:

- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В Перечень лекарственных препаратов, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2016 N 718-123 «Глатирамера ацетат» также включен.

В соответствии с пунктом 3.2 "Положения о Комитете по здравоохранению", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070, Комитет разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Кроме того, пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление N 890) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены постановлением N 890. Онкологические заболевания включены в перечень заболеваний, утвержденный указанным постановлением.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание гражданам, страдающим заболеваниями, государственной социальной помощи в виде5 набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга) лекарственными препаратами по медицинским показаниям.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

При таких обстоятельствах, установив, что ответчик Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга надлежащим образом не организовывал обеспечение Прокопчук Е.В., страдающей рассеянным склерозом, необходимым лекарственным препаратом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении Прокопчук Е.В. лекарственным препаратом - <...>

Также, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции вследствие неверно указанного судом первой инстанции в решении наименования лекарственного препарата: <...>» вместо правильного «Глатирамера ацетат», поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об ошибочности выводов суда.

Право на получение льготного лекарственного обеспечения инвалидами в рамках набора социальных услуг установлено пунктом 8 статьи 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (действует в 2021 году) утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен препарат «Глатирамера ацетат».

Таким образом, обеспечение Прокопчук Е.В. лекарственными препаратами должно было осуществляться в рамках Программы.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно положениям статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и взыскал с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в пользу Прокопчук Е.В. расходы на приобретение препарата «Копаксон-Тева» в размере 25 042 рубля, несение которых подтверждено представленным в материалы дела чеком от <дата> (л.д. 16).

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в результате бездействия, допущенного Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга, выразившемся в необеспечении бесперебойного снабжения Прокопчук Е.В. лекарственным препаратом на бесплатной основе, привело к необходимости приобретения гражданином препарата «<...>» за счет собственных средств, вместе с тем данное обстоятельство не должно ограничивать право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, иное повлекло бы нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к неправильному толкованию закона, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 сентября 2022 года.

33-17295/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокопчук Елена Валентиновна
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга
Ответчики
Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга
Другие
Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № 31
Минздрав России
ОАО Центральная фармацевтическая база СПБ
ОАО Петербургские аптеки
Комитет финансов Правительства СПб
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Орлова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
05.07.2022Передача дела судье
25.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Передано в экспедицию
25.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее